Конспект урока русского языка, выполненного в технологии развития критического мышления, по теме: Роль имени прилагательного в русском языке


МАОУ СОШ № 25/11 г Таганрога
Конспект урока русского языка, выполненного в технологии развития критического мышления, по теме:  «Роль имени прилагательного в русском языке».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Першина Елена Александровна

2015 - 2016 год
Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления.  
Тема урока « Роль имени прилагательного в русском языке».
Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»
Цели: дать представление о роли имени прилагательного в русском языке.
Задачи:
1.Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.
2.Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.3.Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.
Ход урока
Стадия вызова.
Вводная  часть урока:
I. Орг. момент
- Для ребят звенит звонок ,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?
IІ. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)
1 и 2 группа - Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.
к н о р ы ч м и ю
й ц в н а п р д б
г щ у ы ч т н э я
з х ф ъ о д ж н е
3 группа
Загадка
Носорог нашел носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен
На картинке с буквой …
- Верно, сегодня будем писать строчную букву Н.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).
НН
Пока дети пишут, появляется карточка.
- А какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с  удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.
На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.
- Измените каждое слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)
- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.
Взаимопроверка выполнения задания.
III. Актуализация опорных знаний.
- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».
- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.
-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?
( имя прилагательное)
Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".
- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)
З - что мы знаем   про имя прилагательное? Х – что хотим узнать?
 
Работа  в группах, проверка выполнения задания.
З - что мы знаем   про имя прилагательное Х – что хотим узнать?
Часть речи.
Связана с именем существительным.
Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Зачем используется в речи?
VI. Стадия вызова . Сообщение темы и целей урока.
На доске появляется тема урока:
Роль имени прилагательного в русском языке

Таксономия Блума:Знание:
- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Прием " Дерево предсказаний
 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?                         
Стадия осмысления.
Основная часть урока:
IV. Работа по проблеме урока.
Наблюдения над ролью прилагательных в речи.
Таксономия Блума:Применение:
Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).
Толстые  ? Тонкие  ?
С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?
Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?
Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)? Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?
Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?
Группы озвучивают свои вопросы
Задание 1.
Таксономия Блума: Анализ:
Группы (1 и 3) получают одинаковые загадки.
1. Хитрая плутовка,    Рыжая головка,    Пушистый хвост-краса.    Кто ж это?... (Лиса.)
2. Группа 2
Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)
Задание для группы (1 и 3):
Хитрая плутовка,    Рыжая головка,    Пушистый хвост-краса.    Кто ж это?...
Задание для группы (2 )Мягкие лапки, на лапках царапки.

 Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)
- Группы 2 и 3: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,
используя только существительные.
- Группа 1: описывают животное, используя существительные и прилагательные.
- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?
 - Чьё описание оказалось более точным?
- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)  
На доску помещается карточка:
точность описания

Задание 2.
Таксономия Блума:Синтез:
  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.
Образец: голодный как волк.
 г...лодный               лиса
неуклюж...й           волк
трусливый              м...две...
к...лючий               за...ц
хитрый                    ё...
 Проверка выполнения. Словарная,орфографическая работа.
 - Знание какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?
- Какую роль выполняют прилагательные? ( описывают, характеризуют предмет)
- Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?
Физкультминутка
Задание 3.       Работа в группах.
Таксономия Блума:Понимание Прочитайте 2 текста. Сравните их.
В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.
        Текст 1.
     
В больших непроходимых лесах живут благородные олени.  Это красивые стройные  животные с ветвистыми рогами. Охота на  благородных оленей запрещена.
    Текст 2.
 - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  
 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.) - На какой из своих вопросов вы получили ответ?  
На доску помещается карточка:
красота описания

Задание 4.     Домашнее задание
 Сказка.   Игра "Мозаика"  
На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.
 
   -Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать.  Какой получается картинка? Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?  
 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте? 
 Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.
 ( Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).


Подведение итогов урока.
Таксономия Блума:Оценка:
  - Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?
  - Какую роль они выполняют в речи?
  Обращается внимание на дерево предсказаний.  
- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?
Заключительная часть урока:
V. Стадия рефлексии.
- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.
Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"
З - что мы знаем   про имя прилагательное?  Х – что хотим узнать?   У – что мы узнали
Заслушиваются ответы детей.
З - что мы знаем   про имя прилагательное Х – что хотим узнать?   У – что мы узнали
Часть речи.
Связана с именем существительным.
Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Зачем используется в речи? Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.
Речь человека становится яркой. Образной.
 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.
- Зачитайте свои синквейны.
VI.Домашнее задание.Используя карточку подсказку, закончить сказку.
Памятка для составления синквейна