Конспект театрализованного представления Все ремёсла хороши — выбирай на вкус

Kазённое учреждение Орловской области
«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»










Методическая разработка
театрализованного представления

«Все ремёсла хороши –
выбирай на вкус»



Составитель: Мануковская Карина
Анатольевна,
учитель русского языка













г. Орёл

Цель:

1. Усиление интереса учащихся к истории, краеведению, народным промыслам и ремёслам, углубление знаний о своей малой Родине.


Задачи:

1. Формирование у детей понятий о ремесле, ремесленниках, народных промыслах и народном искусстве.

2. Создание благоприятной атмосферы для духовного роста личности ребёнка, развития его творческих и интеллектуальных способностей, формирование высоких нравственных и культурных начал.

3. Привитие любви к устному народному творчеству, понимание его мудрости.

4. Воспитание у детей чувства патриотизма.

5. Развитие речи, памяти, воображения, эмоциональной сферы учащихся.

Оборудование:

стенд «Народное творчество Орловского края»,
иллюстрации о древних славянах,
экспонаты музея.


















Деятельность учителя
Деятельность учащихся


- Сегодня мы поговорим о ремёслах и ремесленниках. Давайте совершим
путешествие в далёкое прошлое.
Скажите, ребята, кто были наши предки?

- Они были терпеливыми и
выносливыми и выполняли тяжёлую
работу сообща, вместе, т.е. помогали друг другу. Как вы думаете, чем
должна была обеспечить себя славянская семья?


- Славяне владели различными ремёслами. Что умела делать каждая женщина в славянской семье?


- А чем занимались мужчины?


- В Орловской области до сих пор развиваются древние по своему
происхождению ремёсла.














- А ведь у каждого ремесла есть свой запах и цвет, как утверждает Джанни Родари.

- Чем же пахнут ремёсла?























- А какого цвета ремёсла?













- В народе говорят:
Ремесло пить – есть не просит,
а само кормит.
или
- Ремесло не коромысло, плеч не
оттянет, а само прокормит.


- Давайте убедимся в этом на
примере русской народной сказки
«Золотые руки».

- В далёкое время жил-был царь. И была у него дочь-красавица.

- Когда она выходила в поле, то гасли звёзды в небе, ручьи замолкали, потому что ярче звёзд были очи её, алее маков её нежные щёки, звонче пения ручьёв её певучий голос.

-Звали девушку Марья-царевна. Очень любил и берёг отец свою дочь и исполнял всякое её желание.








- Подумал царь, покачал головой:







- И объявил царь, что отдаёт
он свою дочь, Марью-царевну, замуж за того, кто докажет, что он
самый богатый и в то же время самый бедный человек на свете.

- И день назначил, когда все женихи
должны были явиться ко двору.
День этот наступил.






- Отвечала девушка и, сияя как
солнце, вышла к женихам. Все они низко поклонились Марье-царевне и её отцу.

- Вышел вперёд богато одетый человек.














- И выступил вперёд славный воин,
за ним толпилось его войско.







- Древние славяне.






- Одеждой, посудой, деревянной утварью, оружием для охоты.



- Умела прясть пряжу, ткать и шить
одежду, прекрасно готовить.

- Мужчины мастерили из дерева,
владели гончарным ремеслом,
изготавливали изделия из железа


- В Орловской области развиваются древние по своему происхождению
ремёсла. Например, плотницкий промысел и плетения из лозы. Крестьяне Дмитровского и Болховского уездов были мастерами надомной резьбы. Залежи глины в Ливенском и Новосильском уездах способствовали развитию горшочного промысла и игрушечного дела. Своим звучанием блистала ливенская гармошка в сочетании с трещотками и ложками. В Орловской области существовали мастерские по плетению кружев.




-У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.

-Мимо столярной идёшь мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.

-Пахнет маляр скипидаром и краской
Пахнет стекольщик оконной замазкой

-Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего - маслом машинным.

-Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.

-Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

-Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.

-Сколько ни душится лодырь богатый
Очень неважно он пахнет, ребята!

-Цвет свой особый у каждого дела.
Вот перед вами булочник белый.

-Белые волосы брови, ресницы.
Утром встаёт он раньше, чем птицы.

-Чёрный у топки стоит кочегар.
Всеми цветами сверкает маляр.

-В синей спецовке – под цвет небосвода
Ходит рабочий под сводом завода.
























Царь:
- За кого же ты хочешь выйти замуж,
моя красавица?

Марья-царевна:
- Отец, я выйду только за того
человека, который будет и самым богатым, и самым бедным на свете.

Царь:
- Хитрую задачу ты мне задала.
Где же я найду тебе такого жениха?

Марья-царевна:
- А ты не ищи, только кликни клич,
женихи соберутся сами.








Царь:
- Готова ли ты, дочка? –
Женихи собрались и ждут тебя.


Марья-царевна:
- Готова, отец.






Жених 1:
- Я очень богат, Марья-царевна, и хочу на тебе жениться.

Марья-царевна:
- Почему же Вы думаете, что Вы, кроме того, и самый бедный на свете?

Жених 1:
- Потому что у меня нет самого главного – твоей руки и сердца.

Марья-царевна:
- Нет, это не то, что я хотела. Я не пойду за Вас замуж.


Жених 2:
- Я не слишком богат, Марья-царевна, но при помощи своих солдат могу стать самым богатым на свете, если пойду завоёвывать чужие земли.

Марья-царевна:
- А что Вы можете сделать сами, без ваших солдат?

Жених 2:
- Без своих солдат я ничего не могу.

Марья-царевна:
- Значит и вы не тот, за кого я могу выйти замуж!



- И вышел перед ней жених,
державший, в руках ящик с
драгоценностями.











- И вдруг выступил вперёд красивый юноша в грубом платье бедняка. Низко поклонился он Марье-царевне.













- И вышла замуж за ремесленника.

- Видите, ребята, человек, имеющий своё ремесло, всегда может устроиться в жизни, открыть своё дело и обеспечить себя и свою семью на всю жизнь

- Перед каждым человеком рано или поздно встаёт вопрос о выборе профессии. Представьте, вот вы стоите на распутье в тревоге и решаете сложный вопрос: «Кем быть?»
- Это первое ваше ответственное решение. Потому что по важности выбор профессии можно сравнить лишь со вторым рождением. Давайте посмотрим, как это бывает




Жених 3:
- Посмотри, Марья-царевна, в этом ящике несметные сокровища. Но я отдам их тебе и стану самым бедным на свете.

Марья-царевна:
- Значит, вы будете сначала богатым, а потом бедным, а вовсе не сразу тем и другим. Нет мне не надо ваших драгоценностей. Вы тоже не тот, кого я ждала.


Марья-царевна:
- Что ты беден, это мы видим, а где же твоё богатство?

Жених 3:
- Моё богатство всегда при мне. Я – хороший портной, кузнец и я – хороший повар. Я могу стать богаче других женихов. Моё богатство в моих руках и в моём уменье!

Марья-царевна:
- Вот, наконец, пришёл настоящий жених.


















- У меня растут года,
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

- Нужные работники –
Столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено
Сначала мы берём бревно
И пилим доски, длинные и плоские.

- Эти доски вот так
Зажимает стол-верстак.
От работы пила
Раскалилась добела.
Готовим понемножку
То ящик, то ножку.
Сделали вот столько
Стульев и столиков!

- Плотнику хорошо,
А строителю лучше:
Я бы строить дом пошёл –
Пусть меня научат.
Я сначала начерчу
Дом такой, какой хочу.
Хороший дом, большущий дом,
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.

- Строителем хорошо,
А рабочим лучше.
Я б в рабочие пошёл –
Пусть меня научат.
Вставай! Иди! Гудок зовёт,
И мы приходим на завод.
Железо плавим, машинами правим.
Работа всякого нужна одинаково.





































- Ребята, а вы знаете, кто написал это стихотворение?

-Но кроме работы у человека есть ещё и другие обязанности, да?
Например, ведение домашнего хозяйства. Обычно кто этим занимается?


- А вы знаете, как не просто вести домашнее хозяйство?
Убедитесь в этом, посмотрев инсценировку русской народной сказки «Дом вести не лапти плести». И попробуйте сделать вывод

- Близко ли, далеко ли,
Низко ли, высоко ли,
Ладком да своим дымком
Жили-были муж с женой

- Мужа звали Федулом, а жену Маланьей. Федул со всей мужской работой управлялся, а Маланья дома хозяйничала.

- Воротился как-то раз Федул домой
сердитый, усталый и принялся жену бранить да попрекать:




- Маланья баба шустрая: так и снуёт по избе, так и снуёт.












- Поутру отправляется пахать Маланья, Федулу наказывает:



- И с теми словами Маланья уехала. Остался Федул домовничать.





















- Приходит жена.

































- Вы убедились, что дом вести, хозяйство блюсти не просто, поэтому многие женщины занимаются только домашним хозяйством, они называются домохозяйками. Это почётное ремесло и к нему надо относиться с уважением.

- А как вы думаете, что нужно человеку, чтобы овладеть ремеслом, получить профессию.

- Конечно! Чтобы уметь готовить, шить, вязать, строить, мастерить, выполнять любую работу, нужны элементарные знания математики, естествознания, домоводства, рисования

- Знания русского языка, этики, литературы, истории, краеведения помогают нам в культуре человеческих отношений, в общении с людьми.

- А что нужно для лучшего усвоения знаний?

- Надо отметить, что должно быть ещё и желание делать всё самим, открывать для себя что-то новое
Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Петя мечтает». Может быть кто-то из вас узнает в нём себя и задумается
























- А кто знает Власа из стихотворения Владимира Маяковского «История Власа – лентяя и лоботряса»

- Дети, не будьте такими, как Влас!
Радостно книгу возьмите и в–класс!
Вооружись учебником – книгой!
С детства мозги развивай и двигай!

- Будьте дисциплинированными и стремитесь к знаниям, чтобы в жизни сделать правильный выбор своей профессии, своего ремесла.









- На заводе хорошо,
А в трамвае лучше.
Я б кондуктором пошёл –
Пусть меня научат.
Кондукторам езда везде
С большою сумкой кожаной,
Ему всегда, ему весь день
В трамваях ездить можно.

- Большие и дети, берите билетик,
Билеты разные, бери любые:
Зелёные, красные и голубые.

- Кондукторам хорошо,
А шофёру лучше.
Я б шофёром пошёл –
Пусть меня научат.
Хороший шофёр я –
Сдержать машину нельзя.
Только скажите, вам куда?
Едем, дудим, с пути уйди!

- Быть шофёром хорошо,
А матросом лучше.
Я б в матросы пошёл –
Пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
На матроске якоря.
Я проплавал это лето,
Океаны покоря.

- Книгу переполошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!

- Владимир Маяковский.





- Женщина.





















Федул:
- Топчешься вокруг печи полдня, а толку никакого! Я вот столько земли перепахал, коня совсем упарил и сам ни рук, ни ног не чую!

Маланья:
- Ну, чего, Федул, губы надул? У тебя хоть тяжёлое, да одно дело, а я тут верчусь как белка в колесе, на минуту присесть не могу. А не веришь – останься завтра дома, похозяйничай, а я пахать поеду.

Федул:
- Вот-вот, поезжай, попаши, узнаешь, чья работа тяжелей: твоя или моя. А я около печи отдохну, уж как-нибудь управлюсь, всё вовремя приготовлю.

Маланья:
- Гляди, ребёнок проснётся – не забудь покормить, обед приготовь, порядок наведи.


Федул:
- Ох, детей-то, растить,
не то, что лес рубить.
Ты мокрый у нас,
перепеленаю, сейчас.
Хм, всё равно кричит,
кричит – значит растёт.

Сейчас вот винегрет с кваском
сделаю и обед готов.
Так, яблочко румяное,
сметанка жирная и соль или сахар или соль?
Ну да ладно – постоит, вкуснее станет.

Пыль кругом у моей жёнушки,
и чем только занимается.
У меня пыли не будет,
вода всю пыль загубит.
( Стук в дверь )

Федул:
- Чего так рано?

Маланья:
- Как так рано? Упахалась, конь притомился, и сама еле ноги волочу! А что у тебя тут всё вверх дном?

Ох, ох, ох, прежде чем запеленать
ребёнка,
нужна ребёнку распашонка.
Эх ты, отец-отец, совсем не молодец!

Винегрет – еды вкуснее нет,
но нужна там картошка, лук и свёкла,
огурчик хрустящий – тогда только получится винегрет настоящий.

Ой, ой, тряпку только намочил, где руки-то были, что полы не мыли.
Надо же тряпку отжать да на удаль
нажать.

Наклоняться, не лениться – всё
кругом чистотой залосниться.

Федул:
- На пашне, хоть и тяжёлое, да одно дело, а вот попробуй похозяйничай, тогда поймёшь, какого это!

Вместе:
- Дом вести - не лапти плести.











- Для этого необходимы знания.














- Дисциплина, умение слушать учителя, внимательность на уроках.







- Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!

- Если б, скажем, мне волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы сам бы мог
Отвечать любой урок

- Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла решить задачу,
Написать диктант любой –
Всё сама, само собой!

- Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!

- Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй


- Мы

- По ножницам – портной, а по рукам – плетение.

- Какова пряха, такова на ней и рубаха.


- Пока ребята работают, отгадайте загадки о народном искусстве и орудиях труда, о доме и предметах быта.
- Зубастая бабушка весь свет одевает. Всех на свете обшивает, что сошьет, не надевает. - Хвост тащу, сама иду, петли рядышком кладу. Прошагала раз полста, оглянулась – нет хвоста. Я одноглазая старуха, я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. – Игла.
- Смотрите: мы раскрыли пасть, В неё бумагу можно класть. Бумага в нашей пасти Разделится на части. – Ножницы.
- У конька, у горбунка Деревянные бока. У него из-под копыт Стружка белая бежит. – Рубанок.
- Живёт он на кухне, Проворный, худой, Он пол подметает Своей бородой. – Веник.

- Новая посуда,
Вся в дырьях. – Корзина.

- Был я на копани, был я на топани,
На кружале был, на пожаре был,
Домой пришёл –
Детей кормлю. – Глиняный горшок.

- Не шит, не кроен,
А весь в рубцах. – Рубель.

- Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят. – Изгородь.
- Согнут в дугу:
Летом на лугу,
Зимой на крюку. – Серп.
- Сам худ, а голова с пуд. Деревянная шея, железный клюв, стучит "тук-тук-тук". – Молоток.
- Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. Железная сестрица зубаста и остра: Ее и клен боится, и липа, и сосна И даже дуб боится попасть на зуб сестрице. – Пила.
- В лес идет – домой глядит, из лесу идет – в лес глядит. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. Замечательный дружище: деревянная ручища, Да железный обушок, да каменный гребешок. Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе. – Топор.
- Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела – Как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг. Блестит, сверкает, по полю гуляет, все цветы срезает. – Коса.
- Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь. – Веретено.
- Зубастая щука идет через лес. Зубов много, а ничего не ест. – Гребень.
- Рогат, а не бык,
Хватает, а не сыт.
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. – Ухват.

- На небе звёзды горят,
Цветы цветут. – Кокошник.

- Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит. – Самовар.

- В брюхе баня, В носу решето, На голове пупок, Всего одна рука, И та на спине. – Чайник.