Урок по русскому языку «Близкие и противоположные по смыслу глаголы» (2 класс)


Тема урока: Близкие и противоположные по значению глаголы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения:: морское путешествие
 
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; расширять словарный запас;
Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.;Воспитывать самостоятельность, ответственность, стремление к познанию.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  
Раздаточный и демонстрационный материал:  карточки «Лото»,  карточки с дифференцированными заданиями,  демонстрационный материал, карточки – «тройки», презентация.Оборудование:  интерактивная доска
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Для того, чтобы наш настрой на работу был отличным (настроение улучшилось), попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились?
- “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!
II. Мобилизирующий этап
- О каких правилах надо помнить, работая в группе, парах?

- Быть  доброжелательным  по отношению друг к другу;
- до конца выслушивать мнение напарника;
- помогайте друг другу в работе;
- отстаивайте свою точку зрения.
III. Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа.
Работа в парах.
Игра «ЛОТО».
-Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь.
- Закройте все слова, которые называют предметы одежды.
- Закройте все географические названия.
- Закройте все слова, которые называют овощи.
Астана капуста платок
летят пальто Казахстан
помидор лечит огурец
сапоги Рудный грузят
 
Учащиеся накрывают фишками словарные слова.
 - Прочитайте слова, которые остались незакрытыми?
Летят, лечит, грузят.
- Что объединяет эти слова?
- Все эти слова - глаголы.
- Докажите это.
- Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
На доске табличка с надписью «глагол».
- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и  рифов, проливов и заливов.

- Все записи путешествия мы будем выполнять в  «Бортовых журналах» (тетради), которые лежат у вас на парте.
- Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания.
2. Минутка чистописания
- Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении:
1 вариант: гсгигнгогнгигмгы2 вариант: гагнгтгогнгигмгы - Возьмите карандаш и вычеркните букву г.
- Что интересного заметили?
- Какое слово получилось?
Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».
IV. Этап формулировки темы и целей  урока.
- Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока.
« Близкие и противоположные по значению глаголы»
- Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде)
- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
- Какие глаголы называются синонимами?
- Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
- Какие глаголы называются антонимами?
- Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
- Что такое наречие?
- Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. 
- Какие глаголы называются синонимами?
- Какие глаголы называются антонимами?
- Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
V. Репродуктивно-поисковый этап.
1. Работа над понятием синонимов.
- Итак, путешествие начинается.
- Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея.
(на слайде рисунки)
- Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий?
 Огонь - горит, пылает
Звезда - сверкает, блестит, сияет
Конь - бежит, мчится, несётся
Девочка- прыгает, скачет
- Что можно о них сказать?
- Полученные подписи – это слова -..(синонимы)
- Как по–другому их можно назвать?
- Совершенно верно, слова – друзья.
(на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья»)
 2. Упражнения в подборе синонимов.
- Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на слайде)
Работать хохотать
смеяться трудиться
глядеть плакать
рыдать бросить
кинуть смотреть
смеятьсяхохотатьзаливатьсязакатываться
-Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными?
Нет, они разные по написанию
- Что вы еще заметили?
- Действие происходит от уменьшения к усилению значения слова.
Вывод: (Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде)
3. Работа с текстом. Работа в паре.
Подчеркните в тексте  глаголы-синонимы.
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.
4. Вывод.
- Путешествие по острову Синонимов заканчивается.
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы:
- Что такое синонимы?
  - Синонимы – это слова, близкие по смыслу.
- Для чего используют синонимы в речи?
- Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
Физминутка
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.
Покачайтесь, покружитесь,Потянитесь, распрямитесь,Приседайте, приседайте.Пошагайте, пошагайте.Встаньте на носок, на пятку,Поморгайте, улыбнитесь,Глубоко теперь вздохните.Сядьте тихо, отдохните.Всё в порядок приведитеВновь трудиться вы начните.

V. Репродуктивно-поисковый этап.
1. Работа над понятием
- Вот мы причалили к острову Антонимов. Мы оказываемся в Пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?
трудиться, лениться
ссориться, мириться
чистить, пачкать
терять, находить
смеяться, грустить
плакать, веселиться
дружить, враждовать
печалиться, радоваться
любить, ненавидеть
заболеть, выздороветь
 
- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?
 - Это глаголы противоположные по смыслу.
- Как понять «противоположные»?
- Наоборот.
- Верно, это слова  - спорщики.
- Как по-другому их можно назвать?(антонимы).
- Что такое антонимы?
 - Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
(Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде).
 
 2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов. (отвечают хором)
- Сейчас мы будем играть в игру
«Перестрой фразы наоборот».У: Я буду говоритьДети: Мы будем молчать.У: Я буду стоять.Дети: Мы будем сидеть.У: Я буду открывать.Дети: Мы будем закрывать.
У: Я буду работать.Дети: Мы будем отдыхать.3. Работа над словосочетанием.
А какие действия можно выполнить с замком? (закрыть- открыть)
Со спортивной штангой? (поднять- опустить)
 Работа по вариантам.
-Подберите и запишите к словам глаголы- антонимы.1в. - Дом (строить-разрушать),  товар (купить-продать).
2в. - Яму (вырыть-закопать), телевизор (включить-выключить).
Учащиеся озвучивают свои записи.
 Вывод:
- Для чего нам необходимы антонимы?
- Речь становится красивой, выразительной, точной.
4. Работа с предложением.
 Наблюдение над глаголами противоположными по значению.

- Ребята, пираты в сундуках спрятали пословицы.
- Найдите и подчеркните пословицы с  глаголами-антонимами.
Добро помни, а зло – забывай!
Заяц самого себя боится.
При ясном солнышке и ягода краснеет.
Смелый побеждает, а трус погибает.
 
- Почему же их спрятали пираты? Чем они им не понравились? Объясните смысл пословиц.
5. Работа с текстом.
Упражнение, в котором учащиеся самостоятельно вставляют слова, противоположные по смыслу.
«Всё наоборот»
У мамы-обезьяны были две дочери-обезьянки. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот.
1 в. - Послушница соберет бананы в корзину, а Упрямица …  их. Если сестра закроет дверь, Упрямица… .  Если Послушница принесет кокос, то Упрямица … .
2 в. -  Во время охоты  Послушница молчит, а Упрямица ... . Если сестра завяжет узелок, то Упрямица … . Послушница вычистит шерстку, а Упрямица ... .).
6.Вывод
Пришло время покинуть остров Антонимов.
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:
- Что такое антонимы?
- Для чего используют антонимы в речи?
 VI. Поисково-творческий этап
 Закрепление пройденного У учащихся карточки с глаголами.
- Сейчас я приглашаю выйти тех ребят, у кого карточки с цифрой 1.
- Посмотрите все внимательно. Теперь выйдите те, у кого карточки с цифрой 2 и найдите свою пару «друзей» (синонимы).
- Посмотрите все внимательно, верно ли образовались пары «друзей»?
- Теперь выйдите остальные ребята и найдите ту пару, для которой вы будете «спорщиками» (антонимами).
- Посмотрите внимательно, правильно ли образовались «тройки»?
1.Бранить 2.ругать хвалить
1.Бежать 2.мчаться стоять
1.Веселиться 2.радоваться грустить
1.Брать 2.взять отдать
- Молодцы!
VII. Итог Вопросы  по теме урока
- Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?(вопросы на слайде)
-  Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?
-  Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним?
(На значение слова.)
- Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
VIII. Рефлексия«Флаг корабля» - Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?
- Молодцы, я рада за вас.
- На картинке корабля три мачты различной высоты.
- Кому было интересно и легко путешествовать по морю, закрасьте флаг на самой высокой мачте.
- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, закрасьте флаг на второй мачте.
- Кто не понял тему урока, закрасьте флаг на нижней мачте.
- Покажите всем  ваши корабли.

 
- Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
Открытый урок русского языка
Тема: «Близкие и противоположные
по смыслу глаголы»
Класс 2м3
Учитель: Купцова Т.Г