Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Открытый урок
русского языка
в 4 класс
Тема: «Имена прилагательные, близкие и противоположные
по смыслу»
(УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов: Фоминых Ирина Викторовна

Цель: продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы»
Задачи: способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы; содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; развивать умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова; воспитывать интерес к предмету, любознательность
Оборудование: учебник с. 153-155, индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютер, проектор, экран.
Применяемые модули Ключевые идеи урока Ожидаемый результат Формы и методы, применяемые на уроке
1.Использование ИКТ в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Новые подходы в преподавании и обучении.
4. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
5. Управление и лидерство в обучении.
6. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
7. Обучение талантливых и одарённых детей.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества Научатся выделять синонимы и антонимы, подбирать их и точно употреблять в речи, обогащая словарный запас. групповые
коллективные
фронтальные
интерактивные
индивидуальные
в паре
частично- поисковые
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Стадия вызова
1. Психологический настрой
Заливистый школьный звонокПозвал опять на урок.Будьте все внимательны,А ещё старательны (Слайд 2)
- Ребята, я очень рада видеть вас. Проверяют готовность к уроку, слушают и настраиваются на работу
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Чистописание
Словарная работа.
Прочитайте пословицу
Старый друг лучше новых двух.
- Слова какой части речи употребляются здесь дважды?(Слайд 3)
- Запишем слова под диктовку.
Апте'ка, ноя'брь,тетра'дь, огуре'ц, наро'д, и'ней, мали'на.
[С комментированием] (слайд 4)
- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
- Найдите антонимы в пословице (старый-новый)
- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 5 )
а е г м с т р В ё й с ц ю ж э
ч ш и щ у э ф ц и й ж я т ы ъ
н т щ ф ч ш у ж ц ъ ы э я н й
я ф ы о ъ у щ о э ч ш ц т ю ь
ч н т ъ э ж н ф ы ш я щ у ц ю
й ф у и ч т ы и ц ш э ж щ я ь
щ м я ж э ф т ы ъ у ч ш ц й м
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
Дети записывают число и классная работа и пишут каллиграфи-ческим почерком.
Дети пишут под диктовку, проверяют и оценивают.
Дети определяют тему урока.
Актуализация знаний.
Постановка целей и задач урока Сегодня на уроке мы с вами продолжим наблюдать за ролью синонимов и антонимов в речи. У нас несколько команд. У каждой команды задание. Осмысление и понимание содержанияРабота по теме урока.
1. Подбор антонимов.
«Найди пару»
2. Сравнение животных по описанию (подбор антонимов)
3. Работа над правилами А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
Трусливый, дорогой, здоровый, молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 6-7 )Б) –Сравните тигра и котёнка
(слайд 8 )
  ТИГР  КОТЁНОК
-По размеру :  большой  маленький
-По силе:  сильный  слабый
-По характеру:  злой добрый
-В зависимости от того, где живёт:  дикий  домашний
- Что мы можем сказать об антонимах?
Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»
- Выбери и подчеркни нужные слова к правилу: (Слайд № 9 – 10)
Синонимы 1. это слова одной и той же части речи
2. разные по значению
3.одинако-вые по звучанию и написанию 1. Это слова разных частей речи
2. близкие по значе-нию3. разные по звучанию и написанию
Антонимы 1. это слова одной и той же части речи
2. имеют противопо-ложное лексическое значение
3.одинако-вые по звучанию и написанию 1. Это слова разных частей речи
2. близкие по лексиче-скому зна-чению3. разные по звучанию и написанию
Работают в группе и затем осуществляют проверку, оценивают.
Работают в группе и затем осуществляют проверку, оценивают.
Работают в группе и затем осуществляют проверку, оценивают
4. ФИЗМИНУТКА
Динамическая пауза «Игра наоборот» - Ребята, давайте отдохнём. (Слайд №11)
Вперёд- назад
Вверх- вниз
Назад – вперёд
Присел – подпрыгнул
Подпрыгнул – присел Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
5. Самостоятельная работа.
Работа по учебнику - Выполните
на стр.1 54 упр. №12
Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
одевается   уйдёт
высоко   сладко
горько раздевается
говорит низко
придёт молчит
(проверка по слайду) (слайд № 12-13 )
Дети работают самостоятельно и затем осуществляют взаимную проверку.
6. Проверка самостоятельной работы (в паре)
7. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (слайд 14)
8. Работа по таблице.
Слайды № 16-17
9. Работа в парах.
Слайд № 18
Закрепление.
Выполнение теста.
Ребята, проверьте работу друг у друга.
- Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
Маленький, малюсенький, крошечный.
Крутой, обрывистый, отвесный.
- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15 )Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
- Ребята, у вас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
Смелый, храбрый, мужествен-ный.
Глупый, неумный, недалёкий.
Добрый, жадный, щедрый.
Вечный, бессмертный, временный.
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
1 2 3 4 5
+ + - - -
- Составьте из слов синонимические ряды:
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
[На слайде «собираются» цветы]
- Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (Слайд 18)
- Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19 )
Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
Синонимы - это слова с противоположным значением.
Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
К слову можно подобрать только один синоним.
Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
Синоним можно подобрать к любому слову.
1 2 3 4 5 6 7
+  -  -  - +  -  -
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (Слайд 20)
Слово Синоним Антоним
знойный    
быстрый    
скрытный    
древний    
тяжёлый    
пустой    
Дети проверяют работу друг у друга и оценивают.
Дети выполняют работу и проверяют друг у друга, оценивают
Дети выполняют работу и проверяют друг у друга, оценивают
.
Дети выполняют работу и проверяют друг у друга, оценивают.
Дети выполняют работу и проверяют друг у друга, оценивают
Дети выполняют работу и проверяют друг у друга, оценивают
Итог урокаОтветы на вопросы учителя. - Что такое синонимы ? Антонимы?
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Оценивание. Отвечают на вопросы.
Рефлексия
- Понравился ли вам урок?
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание показалось трудным?
- Почему?
- Что нового узнали, запомнили?
- Что повторили на уроке?
Домашнее задание.
Слайд №22
Стр. 155 упр. 14, повторить правила
или подобрать 3-4 пословицы с прилагательными-антонимами.
Дети записывают в дневник д/з.