Урок русского языка на тему: «Роль имени прилагательного в русском языке» (2 класс)


Работа представлена по второму направлению – начальная школа.
Второй класс.
Русский язык «Школа России» (с использованием технологии критического мышления)
Тема урока: «Роль имени прилагательного в русском языке»
Место урока в теме: изучение нового материала по теме «Имена прилагательные».
Цели урока:
Обучающие: Создание условий для ознакомления учащихся ролью имён прилагательных в русском языке; учить детей находить прилагательные в предложении, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме. Учить детей правильно использовать прилагательные в речи.
Развивающие: умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Оборудование: Учебник «Русский язык», 2класс часть I, презентация, компьютер, проектор, экран, конверты с карточками «Настроение», листы – заготовки для кластера.При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: корзина идей, денотатный граф, инсерт, синквейн.
Конспект урока.
I.Вызов.
Учитель:
Всё на свете состоит из чего то: лес из деревьев, облака из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, и слова имеют свой "стоительный материал"
-Как вы думаете, какой? (Строительные блоки" для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс, окончание). На доске слова:
колонна, длина, длинный-Найдите корни этих слов (колон-, длин-, длин- )
-Что заметили в написании этих слов (корень оканчивается на н)
Пропишите соединения -н, ннРабота в группах:
-Найдите свой критерий, по которому можно выделить лишнее слово («длина» в слове одна буква н; «длина» отвечает на вопрос что? Является существительным).Учитель подводит к тому, что лишним словом с точки зрения морфологии является "длинный"
-О какой части речи будем говорить сегодня? (Об имени прилагательном).
Приём "Корзина идей"
Учитель с помощью фронтального опроса выясняет всё, что дети знают или думают об имени прилагательном.
На доске появляется "корзина знаний": часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какие?.., изменяется по числам, родам, падежам, согласуется с именем существительным,  выполняет синтаксическую роль в предложении – определения, сказуемого.
Приём "Денотатного графа"
Учитель:
-Запишите на листах бумаги глаголы, которые помогут раскрыть понятие "Имя прилагательное".
-Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на вопрос.
-Что у вас получилось? Попробуем систематизировать полученную информацию.
На доске появляется граф:
ключевое слово "Имя прилагательное"
подбор глаголов: обозначает, отвечает, изменяется,  выполняет...
подбор существенных признаков (особо учитель останавливается на глаголе "выполняет": кроме синтаксической роли в предложении, имя прилагательное выполняет особую роль в русском языке)
Кто догадался, на какой вопрос мы найдём ответ к концу нашего урока?
"Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные"
 II.Стадия осмысления.
Работа с текстом.
Чтение текста с маркировкой по методу (инсерт)
Учитель: Возьмите простой карандаш.
Прочитайте текст, делая пометки на полях:
"V"- уже знал
"+ - новое
"?" - не понял
Учащиеся читают текст:
 
"Имя прилагательное делает текст образным, живописным.Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон  (по цвету,  форме,  размеру,  весу,  росту,  пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии  красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность.  Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость».
 Учитель:
А теперь давайте вернёмся к  нашему вопросу  (Какую роль в русском языке выполняют прилагательные?), снова ответим на него и проверим, не ошибались ли мы в своих предположениях.
Учитель:
Оправдались ли наши предположения?
Запишите в своём "графе", что нового узнали о роли в речи прилагательного.
Учитель: (щелчок левой кнопкой мыши)
Что такое прилагательное? (Ответ появляется по щелчку левой кнопки мыши)
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Как Вы понимаете выражения "согласуется с именем существительным", "употребление прилагательных придают речи особую выразительность"
Первичное закрепление.
Выполнение задания №1
са,Л сатый.лстая, кошка, пбака, хитрая, пушверная, тигр, с
(Сначала учащиеся работают над вопросами)
Какие буквы пропущены? Докажи свой ответ.
(Лиса, проверочное слово лис. Собака, словарное слово. Пушистая, сочетание жи, щи пиши с буквой и. Полосатый, сочетание оло, проверяем - полосы, полоска)- На какие две группы их можно поделить (существительные, прилагательные)
- Запишем существительные (по 1 ученику) лисасобакатигркошка
- А что такое имена существительные?
( Часть речи, которая обозначает, предметы и отвечает на вопросы – кто? что? кого? чего? кем? чем? о ком? о чём? кому? чему?) Учитель: Назовите данные  существительные одним общим словом.
После ответов детей появляется на экране слово ЖИВОТНЫЕ
 
Учитель: По образу жизни, питания все животные подразделяются на две большие группы. Как вы думаете, какие?
После ответов детей на экране высвечиваются слова ДИКИЕ   ДОМАШНИЕ
Учитель: Прочитайте на экране слова и ответьте, о ком мы можем сказать следующее: Друзья человека, Братья наши меньшие.
Что подразумеваем под словами друзья, братья?
перед тем, как завести животное, надо подумать, сможешь ли ты за ним ухаживать, ведь они зависят от нас. Они - наши друзья, любимцы)  
А теперь запишем прилагательные (самостоятельно), которые подходят к данным существительным.
 
хитрая
 
верная
 
полосатый
 
пушистая
 
Проверка.
 
- Чем помогли нам эти слова? (слова помогли узнать о данном животном, описали их)
 
2 задание – по вариантам
 
А) вариант: выбрать и записать слова, описывающие лису.
 
В) вариант: выбрать и записать слова, описывающие собаку.
 
Хищная, хитрая, умная, рыжая, пятнистая, белая, верная.
 
Проверка ( А) - хищная, хитрая, умная, рыжая; В) - умная, хитрая, рыжая, пятнистая, белая, верная).
 
Учитель:
Какая часть речи помогла  нам полнее раскрыть отличительные свойства предмета? (Имя прилагательное)
Учитель:
- Поиграем, я   загадаю загадку: уши, лапы, хвост. ( Кот, лиса, волк, мышка, собака)
- А почему у вас разные ответы? (нет описания)
 
- Загадаю ещё раз: Длинные уши
 
Пушистый хвост
 
Мягкие лапки (заяц)
 
- Почему во второй раз дан точный ответ?  (Имена прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость.)
Физминутка
(Звучит фонограмма "Утята". Дети танцевальными движениями показывают животного, которого поют в припеве)Работа по учебнику (самостоятельная работа)
 
 
Стр. 141упр.270- спиши, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
 
( 1. Белка (какая?) рыжая. 2. Волк (какой?) злой. 3. Лиса (какая?) хитрая.
 
4. Слон (какой?) сильный.)  
III. Стадия рефлексии.
Учитель:
Заканчивая разговор о роли прилагательного в речи, я предлагаю вам написать   синквейн.
Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Дети:
Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.
Первая строка- тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна.
Прилагательное.
Отличительное, яркое.
Украшает, характеризует, обогащает.
Прилагательные обозначают различные признаки.
Яркость.
 
2. Подведение итогов работы на уроке учащихся.
Учитель:
-Ребята, давайте вспомним, какой вопрос был поставлен нами в начале урока.
( "Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные").
-Проделанная работа помогла найти ответ?
( да, имена прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость.)
Учитель: Чему мы сегодня учились на уроке? Что такое имя прилагательное? Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям?
-Что осталось непонятным?
-Что особенно удалось на уроке?
-Каким получился урок?
-Кого вы можете отметить на уроке?
Выставление оценок.
Учитель:
- С каким настроением вы его заканчиваете? «Просигнальте» мне, пожалуйста (дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).
  
3. Домашнее задание.
    Приготовить загадку - описание  предмета.


Результаты урока и анализ работы детей на уроке.
Организация учебного процесса в режиме технологии РКМЧП напоминает коллективный способ обучения, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.
На данном уроке широко применяются различные комбинации этих форм.
Тексту отводится приоритетная роль. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя на уроке – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
На уроке чётко выделяются три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.
На фазе вызова: детьми обозначена тема, есть мотивация учащихся
На фазе осмысления присутствует самостоятельная работа учащихся по приобретению нового знания
На фазе рефлексии есть оценка деятельности, новой информации, обмен мнениями, логический переход к новым темам
На уроке соблюдается принцип: учитель- координатор, а не источник знаний. Чётко учтена продолжительность урока.
Проговаривается для учащихся, как конкретно используется каждый приём (что делает ученик, что делает учитель).
Каждый приём работает на тему урока, имеет свою завершённость.
Все используемые на уроке приёмы осмысленные, между собой согласованы
количество их разумно.
Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют учителю все обучение проводить на основе принципов
сотрудничества,
совместного планирования и осмысленности.
На уроке большое внимание было уделено воспитательному моменту.
Учитель, учащиеся прославляли родную природу, говорили о красоте родины, о бережном отношении ко всему живому.
Цель урока была достигнута благодаря использованию технологии РКМЧП.
Приложение.
Приёмы технологии РКМ
Приёмы стадии вызова
Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.
Кластеры
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Инсерт
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Эффективная лекция
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал". Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Дневники и бортовые журналы
Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Толстые и тонкие вопросы
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Таблицы
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Рассмотрим несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?".
Чтение с остановками
Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.
Работа в группах
Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.
Дискуссии
Это технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности. дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста, то "Перекрестная дискуссия" (Олверманн) позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.
Письмо
Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека - "Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы письменной рефлексии: Синквейн, Эссе.
Приёмы проведения рефлексии
Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Письменная форма.Портфолио
Стратегия "Fishbone"
Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).
Стратегия "РАФТ"
Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
   Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
   Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
3 фазы технологии РКМ
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы.
   Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.   Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.   Составление списка "известной информации", рассказ- предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д.  Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах. Стадия осмысления </FONT< td>
   Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".   Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.   Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
   Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии
   Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.   Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.   - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.