Методические рекомендации учителям и родителям Организация обучения письму и чтению медлительных детей

Методические рекомендации учителям и родителям по организации обучения письму и чтению медлительных детей

Карабецкая Лариса Ивановна
учитель-логопед
МБОУ СОШ №46 с УИОП
г. Сургут


Поступление в школу – ответственный этап в жизни ребенка, к которому необходимо заранее готовиться. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.
В частности, у нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сформированы все компоненты речи:
Произношение всех звуков правильное,
Фонематические процессы сформированы (ребенок умеет различать на слух звуки и выполнять простой звуковой анализ и синтез),
Словарный запас богатый, представления об окружающем мире достаточные,
Речь ребенка грамматически верно оформлена,
На достаточном уровне развиты двигательные умения и навыки (дошкольник твердо держит ручку и карандаш, умеет работать ножницами и кистью и т.д.),
Сформированы пространственные представления (т.е. ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, на листе бумаги).

Как показывают психолого-педагогические исследования, с каждым годом среди учащихся, поступающих в школу, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию у них полноценной учебной деятельности и приводит к недостаточному усвоению школьной программы.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения.
Процесс становления чтения и письма длителен и сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
Речедвигательный, т.е. наше произношение,
Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужного звука,
Зрительный, который подбирает соответствующую букву,
Двигательный, который обеспечивает совокупность движений, необходимых для записи буквы.

Процесс становления письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Если ребенок с трудом овладевает письмом и чтением, значит в системе слаженной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой, разорвалось звено в цепи.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи.
Основными причинами нарушений чтения и письма являются нарушения или задержки в развитии:
Фонематического восприятия (т.е. умения различать на слух звуки речи),
Лексико-грамматических сторон (т.е. наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи),
Звукопроизношения на разных этапах развития.

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается от мамы или папы недостаточная сформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.
Выделяют следующие прямые и косвенные причины неуспеваемости учащихся (что должно насторожить родителей):
Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни,
Если ребенок левша или переученный левша,
Если ребенку ставили общее недоразвитие речи и по речевым показаниям он посещал логопедическую группу,
Если ребенок соматически ослаблен (часто болеет),
Если он слишком рано пошел в школу,
Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа,
Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики),
Если в семье говорят на двух и более языках,
Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое произношение),
Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность,
Если у него есть проблемы с вниманием и памятью.

Хочу подробнее остановиться на трудностях, которые испытывают в процессе обучения медлительные дети.
Тактика работы с медлительными детьми.
Некоторые дети класса отличаются медлительностью. Медлительные дети - особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Необходимо знать, что медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной системы. Это дети, у которых в 1,5 – 2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и, прежде всего, письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. Торопя и подгоняя, мы можем только навредить.
Хронический дефицит времени, на который обречен медлительный ребенок, является таким же сильнодействующим психотравмирующим фактором, как и различные отрицательные ситуации. Учебная нагрузка постоянно в течение учебного года увеличивается, растут объем и интенсивность учебных заданий, объем информации, который ребенок должен воспринять и усвоить. Если время работы не ограничивается, то медлительный ребенок сам всё преодолеет, если же ограничивается, то происходит следующее: одни выполняют всё, нарушая качество, другие выполняют только часть задания. Об этом свидетельствует анализ письменных работ медлительных детей (недописывание слов, пропуски слов, букв, слогов, частичное выполнение заданий). Таким образом мозг реагирует на перегрузки.
Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность быстрого переключения на новый вид деятельности. Это объясняется тем, что ребенок просто не слышит новое задание, так как выполняет предыдущее.
Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение вслух «на скорость». Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка.

Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с медлительными детьми:
Создать дома спокойную ситуацию без крика, ругани, обвинений;
Проявлять такт и терпение по отношению к ребенку;
Никогда не торопить и не подгонять ребёнка;
Почаще хвалить за малейший успех или достижение, повышая его самооценку;
Почаще говорить о том, что любите его таким какой он есть;
Учить ребенка планировать свой день и свою деятельность, чтобы всё успеть;
Поддерживать здоровье ребенка (витаминизация, профилактические прививки т.д.);
Не нагружать ребенка большим количеством секций и кружков в один день, развести нагрузку по дням недели равномерно;
Не оставлять после уроков в группе продленного дня;
Не отвлекать ребенка во время выполнения домашних заданий;
Напоминать о том, что во время выполнения домашних заданий необходимо периодически вставать и двигаться;

Рекомендации учителям по учету на уроках индивидуальных особенностей медлительных детей:
Создать спокойную ситуацию в классе без крика, ругани, обвинений;
Вести уроки в спокойном, размеренном темпе, с учетом индивидуального подхода;
Проявлять такт и терпение по отношению к ребенку;
Не ограничивать по времени учащегося при выполнении контрольной работы, давать возможность доделать её после урока;
Не требовать быстрого ответа с места;
Замечать малейшие успехи ребенка и сразу же их отмечать в классе, повышая тем самым самооценку ребенка;
Не забывать проводить физминутки во время уроков;
Не задерживать учеников в классе после звонка на перемену;
Не проверять чтение вслух «на скорость»;
Объем домашнего задания должен соответствовать возрасту учащихся;
Не отвлекать медлительного ребенка во время выполнения им задания;
Не заставлять оставаться после уроков в группе продленного дня;


Если ваш ребенок испытывает трудности обучения чтению и письму, то почаще хвалите его, не осуждайте, а подбадривайте, не подчеркивайте неудачи и не твердите, что изменение ситуации невозможно, а вселяйте надежду. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это сначала должны поверить окружающие его взрослые!
Удачи вам, уважаемые родители!