Урок русского языка на тему Роль имени прилагательного в предложении


План-конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное
Автор: Дадонова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Плодовитенская средняя общеобразовательная школа»
Описание материала:
Подробный план-конспект урока русского языка при изучении имён прилагательных. Предлагается познавательный материал для проведения живого, интересного детям занятия, с элементами игры и использования принципов историзма в изучении родного языка.
Тема: «Преданные имена прилагательные»
(Роль имени прилагательного в предложении)
Тип урока: повторение.
Цели:
общая – приобщение учащихся к искусству слова;
конкретная – обобщить и систематизировать знания о синтаксических особенностях имени прилагательного на основе его характеристики как части речи;
образовательная – совершенствовать умение опознавать в речи имена прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении;развивающая – выявить историческое изменение имён прилагательных; отработать видение лингвистики как единой системы;
воспитательная – формирование умения уместного употребления имён прилагательных в речи для придания ей образности и выразительности.
Задачи:
повторить материал об имени прилагательном, изученный в 5 классе;
углубить понятие об имени прилагательном как части речи;
научиться видеть имена прилагательные, различать их краткие и полные формы, а также определять их синтаксическую функцию не только в современном русском языке, но и в церковнославянском тексте;
тренировать умение осмысленно, правильно и выразительно читать;
пробудить желание заниматься родным языком.
Средства обучения:
учебные пособия:
Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- М.,«Издательство «Просвещение», 2015.
Электронное приложение к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой , ОАО «Издательство «Просвещение»,2014.
дополнительная литература:
Волина В. В. Весёлая грамматика. – М., 1995.
Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
Колесов В. В. История русского языка в рассказах. – М., 1982.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс/ под ред.Л.А Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др., М., Издательство «Просвещение», 2014.
Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М., 1989.
Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Дрофа, 2001.
3) раздаточные материалы:
карточки с текстами современного русского языка;
карточки с текстами церковно-славянского языка;
карточки для контроля.
4) наглядные пособия:
«лингвистическая лестница».
План урока.
Этапы урока. Формы работы. Время.
1) Вхождение в систему: определение темы и цели урока. вступительное слово учителя;
работа с текстами: чтение сравнение анализ обобщение (коллективное обсуждение). 3 минуты.
6 минут.
2) Повторение ранее изученного материала. «лингвистическая лестница»;
игра. 7 минут.
3 минуты.
3) Экскурс в прошлое языка. работа с текстами: чтение сравнение анализ обобщение; (коллективное обсуждение). 6 минут.
4) Закрепление узловых моментов урока. работа с учебником. 5 минут.
5) Выводы. эвристическая беседа. 5 минут.
6) Домашнее задание. коллективное обсуждение. 3 минуты.
Ход урока.
Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Примечания.
Вхождение в систему: определение темы и цели урока.
Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Итак, кто знает, что это такое?
Правильно! Молодцы! Давайте откроем с вами наши рабочие тетради, запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Преданные имена прилагательные». Прочитайте про себя ещё раз тему и скажите, чем она интересна?
Так, замечательно. Противоречие выявили. Так какую задачу ставим перед собой на сегодняшний урок?
Хорошо. Возьмите белые листы бумаги с текстами на ваших партах. Давайте прочитаем первый текст.
Понравился ли вам текст? Что вы можете о нём сказать?
Так, а теперь я предложу вам прочитать текст № 2.
Ваши впечатления от текста изменились? Почему?
За счёт чего это произошло?
Для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи? Это имя прилагательное!
Дети делают записи в рабочих тетрадях.
Преданными обычно называют верных людей или животных (собак, например), а тут это слово характеризует имя прилагательное.
Нам надо будет выяснить, почему имена прилагательные можно назвать преданными частями речи.
Кто-то из учащихся читает первый текст.
В тексте нет конкретности: где и когда это происходит. Картина получается серой и бесцветной.
Кто-то из учащихся читает второй текст.
Картину намного легче себе представить, она стала более яркой и образной.
За счёт имён прилагательных.
Для точности и выразительности. На доске число, классная работа и тема записаны заранее учителем.
Тексты заранее раздаются учителем на парты.
Повторение ранее изученного материала.
А теперь я попрошу вас вспомнить всё, что мы с вами раньше изучали об имени прилагательном. И сделаем мы это с вами с помощью «лингвистической лесенки», ступеньки которой вы должны будете построить сами. Выстроите данные науки о языке по мере значимости языковых единиц, которые они изучают.
Прекрасно. А теперь давайте пробежимся по этой «лесенке», используя имена прилагательные. Запишите, пожалуйста, в тетради первое предложение второго текста.
Назовите все прилагательные в этом предложении.
Хорошо. Пропустите имя прилагательное как часть речи через «лингвистическую лесенку» на примере этих прилагательных.
Как определили эти характеристики прилагательного?
Молодцы. А теперь посмотрите на тему нашего урока и вспомните те моменты нашей «лесенки», на которых я заостряла ваше внимание. Подумайте. Но прежде чем мы сделаем ещё шаг к тому, чтобы понять преданность прилагательных, давайте поиграем.
Водящий становится в центр класса спиной ко мне. Я за его спиной показываю классу предмет. Вы по очереди подбираете к нему прилагательные, услышав которые, водящий должен угадать показываемый предмет.
Учитель показывает мягкую игрушку.
Учитель указывает на себя.
Ну а теперь, наконец, совершим привычное путешествие в историю нашего языка. Учащиеся выходят к доске по одному и выстраивают лестницу, устно проговаривая, что изучает каждая из наук:
Фонетика – звуки.
Графика – буквы.
Орфоэпия – произношение
Морфемика – части слова.
Словообразование – способы образования слов.
Лексика – значение.
Фразеология – устойчивые сочетания слов.
Морфология – части речи.
Орфография – правильное написание слов.
Синтаксис – члены предложения.
Пунктуация – знаки препинания.
Работа в тетрадях.
Летний, тих, красив.
С точки зрения фонетики мы можем охарактеризовать звуки, из которых состоит прилагательное. Тих: звук [т’] согласный, глухой, мягкий; [и] – гласный, ударный; [х] – согласный, глухой, твёрдый.С точки зрения графики мы можем назвать буквы, из которых состоит слово: тэ, и, ха.
Орфоэпия: если мы образует степень сравнения прилагательного красив – красивее, можно сделать ошибку в произношении.
Морфемика: -лет- – корень, -н- – суффикс, -ий – окончание. Выделяют части слова в тетради.
Словообразование: прилагательное летний образовано суффиксальным способом от слова «лето».
Лексика: летний – значит происходящий летом.
Фразеология: прилагательные могут входить в состав устойчивых сочетаний: тише воды, ниже травы.
Морфология: летний – имя прилагательное, так как отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета. Это относительное имя прилагательное. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже.
Определяемое существительное имеет такие же показатели.
Орфография: безударные падежные окончания прилагательных, правописание не с прилагательными.
Синтаксис: прилагательные в словосочетании всегда выступают в роли зависимого слова. Тип связи в словосочетании – согласование, так как прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
В предложении полные прилагательные выступают в роли определений (летний), краткие – в роли сказуемого (тих, красив). Подчёркивают члены предложения.
Пунктуация: очень часто прилагательные выступают в роли однородных членов предложения, как и в этом случае.
Белая, пушистая, мягкая, красивая.
……………………… Макет лестницы готов заранее на доске.
По мере рассказа учащиеся делают краткие записи в тетради.
Обязательно заострить внимание учащихся на этом моменте.
Обязательно заострить внимание учащихся на этом моменте.
Показывать можно как предмет, так и картинки с его изображением.
Экскурс в прошлое языка.
Работаем с розовыми листами бумаги на ваших столах. Читаем текст.
Узнали, откуда этот отрывок?
Конечно. Кто сможет мне найти в этом отрывке прилагательные?
На какие группы можно разделить эти прилагательные?
Молодцы. Вспомните, какие синтаксические функции берут на себя краткие прилагательные в современном русском языке?
А в этом тексте?
Замечательно. Ну и наконец, если они – определения, ну-ка давайте посмотрим словосочетания с ними. Как согласуется краткое прилагательное с существительным?
В чём отличие от современного русского языка?
Совершенно верно. А случилось это, ребята, следующим образом. В древнем языке не было разделение имён на существительные и прилагательные. Было одно единое имя. И краткие формы были первичны, а полные образовались уже позже. В церковно-славянском языке и полные, и краткие прилагательные выступали в роли определений и изменялись по падежам. И только с течением времени за краткими формами закрепилась функция сказуемых и они утратили способность изменяться по падежам.
И в современном русском языке остались исторические остатки этих процессов. В русских народных сказках мы встречаем жар-птицу. Это какая птица?
Сыр-бор.
А изменение кратких прилагательных по падежам можно увидеть в таких выражениях, как на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, от мала до велика. Кто-то из учащихся читает текст.
Отрывок из молитвы «Символ веры».
Святаго, едину, святую, соборную, апостольскую, едино, мертвых.
Здесь есть и краткие, и полные прилагательные.
Они выступают в роли сказуемого.
Они, как и полные прилагательные, являются определениями.
Во едину церковь – согласование в роде (женский), числе (единственное), падеже (винительный).Современные краткие прилагательные не изменяются по падежам.
Жаркая.
Сырой бор.
Учащиеся записывают примеры в тетрадь.
Тексты заранее раздаются учителем на парты.
При наличии свободного времени можно задать вопросы по фонетике этих слов.
4) Закрепление узловых моментов урока.
Прежде чем сделать выводы, давайте обобщим пройденный материал с помощью учебника. Откроем страницу 89, упражнение 200. Читаем задание.
Что называется именем прилагательным?
Как вы понимаете выражение «прилагательные согласуются с именами существительными»?
Как определяется правописание окончаний имён прилагательных?
На какие разряды делятся имена прилагательные?
Какие прилагательные имеют две формы: полную и краткую, а также степени сравнения? Один из учащихся читает задание к упражнению.
Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и т. д. и обозначает признак предмета.
Прилагательные приобретают те же род, число, падеж, что и у определяемого ими существительного.
С помощью окончания вопроса.
Качественные, относительные и притяжательные.
Качественные. 5) Выводы.
Давайте возвратимся к теме нашего урока. Так как же вы думаете, почему имена прилагательные могут называться преданными и кому они так преданы?
Хорошо. Теперь поработаем с карточками. Скажите, пожалуйста, если сравнивать церковно-славянский и современный русский язык, в каком из них прилагательные были преданнее существительным. Почему?
Молодцы. Мне понравилась ваша работа на сегодняшнем уроке. Потому что прилагательные не только лексически привязаны к существительным (они характеризуют предмет с разных сторон), но они, как хамелеоны, приспосабливаются к существительным, приобретая не только их число и падеж, но и род.
Дети поднимают нужную карточку.
В церковно-славянском, потому что там даже краткие прилагательные могли согласовываться с существительными в роде.Карточки заранее лежат на партах.
6) Домашнее задание.
Ребята, давайте запишем с вами домашнее задание на завтрашний урок. Это будет упражнение 205 в ваших учебниках на странице 91.
Читаем задание к этому упражнению.
Давайте попробуем это сделать на примере первого прилагательного.
Хорошо. На этом мы с вами заканчиваем наш урок. Один из учащихся читает задание к упражнению.
Великий – велик. Русский язык
6 класс
Тема: «Преданные имена прилагательные»
Текст № 1.
Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.
Текст № 2.
Летний вечер тих и красив. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
Использование современных образовательных технологий МКОУ «Плодовитенская СОШ»
Урок русского языка в 6 классе
на тему
«Преданные имена прилагательные»
Учитель русского языка Дадонова Т.Н.