Презентация Пcихологическая коррекция познавательных процессов у детей с ДЦП (рисование)


Психологическая коррекция познавательных процессов у детей с ДЦП (рисование). Первый этапНа I этапе занятий по рисованию дети обучаютсяэлементарным графическим движениям поопорным точкам в вертикальном и горизонтальномнаправлениях.Материал: цветные гранённые карандаши(утолщённые), альбом для рисования.Руководство: педагог показывает ребёнку, какправильно держать карандаш, располагать рукув процессе рисования. Задания:Нарисовать «ниточки» по опорным точкам в вертикальном направлении (разноцветные, короткие, длинные отрезки);Нарисовать «дорожку» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки);Нарисовать геометрические фигуры по опорным точкам (квадрат, треугольник, ромб)Нарисовать дом с забором, деревом по опорным точкам. Методические требования к занятиям I этапа:Опорные точки наносятся на бумагу до занятия;На первых занятиях следует обращать внимание детей на то, как правильно держать карандаш, и на положение рисующей руки;Занятия проводятся в небольшой группе (по 23 человека);Продолжительность занятий можно варьировать в зависимости от динамики усвоения ребёнком навыков;Рекомендуется поощрять ребёнка за успешное заданий оценкой в виде звёздочек. Второй этапНа II этапе дети обучаются произвольномууправлению графическими движениями с помощьюметодики разработанной И.И. Мамайчук в 1989 г.Материалы: альбом для рисования, утолщённыегранённые карандаши, трафареты, изготовленныеиз пенопласта или картона, изображающиегеометрические фигуры и фигуры животных.Руководство:. педагог показывает ребёнку как укрепитьтрафарет и обводить контур фигуры. При обведенииконтура фигуры движения должны быть медленными,при закрашивании быстрыми. Задания:Нарисовать и раскрасить по трафаретам квадрат и прямоугольник;Нарисовать и раскрасить по трафаретам круг и овал;Нарисовать и раскрасить по трафаретам треугольник и ромб;Нарисовать и раскрасить по трафаретам флажки, неопределённые фигуры разной величины;Нарисовать и раскрасить по трафаретам фигуры животных. Методические требования к занятиям II этапа: Требовать от ребёнка правильной осанки;Следить за тем, чтобы дети обводили контуры фигур медленно, а закрашивали быстрыми, размашистыми движениями;Раскрашивание необходимо делать в соответственно с формой фигуры;Учить детей произвольно регулировать силу нажима;Перед занятием совместно с ребёнком сделать анализ фигуры на трафарете;В процессе занятий обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги;Проводить занятие в строгой указанной последованности. Третий этап:На III этапе, перед тем как ребёнок начнётрисовать, педагог совместно с ребёнкомисследует образцы и предлагает сконструировать их из готовых блоков.Материал: альбом для рисования, цветныекарандаши, геометрические фигуры,разделённые на несколько частей, объемныефигуры, разделённые на части. Задания:Нарисовать «дорожку», предварительно построенную ребёнком из кирпичиков разного цвета;Нарисовать квадрат, треугольник и прямоугольник, предварительно построенные из палочек одинаковой величины;Нарисовать геометрические фигуры, предварительно сложенные из частей;Нарисовать домики, предварительно сложенные из геометрических фигур;Нарисовать разноцветные «воротники» (одноярусные, двухъярусные), предварительно сконструированные из блоков разной величины. Методические требования к занятием III этапа:Занятия этого этапа рекомендуется проводить с ребёнком индивидуально;Если ребёнок испытывает затруднение в процессе конструирования предметов, следует напомнить приёмы;Следует сопоставить изображённый ребёнком предмет с образом;Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Четвёртый этап:На IV этапе продолжается освоение детьмиизображения предметов с натуры,включаются занятия по изображениюпредметов по замыслу и представлению.Материалы: цветные карандаши, альбом длярисования; предметы одинаковой фактуры (куб,пирамидка, матрёшка, и др.); пластмассовые бусына ниточке, модели из яблока, банана, огурца и т.д.Руководство: педагог предлагает ребёнку сначалаощупать фигуру, словесно описать её, а затем нарисовать. Задание:Нарисовать, яблоко, грушу с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания;Нарисовать бусы на ниточке после осязательнозрительного восприятия;Нарисовать катушку, пирамидку после осязательного и зрительного восприятия;Нарисовать куб, шар после осязательного восприятия. Методические требования к занятиям IV этапа:Занятия с детьми рекомендуется проводить небольшой группой (34 человека);Обязательно проводить занятия в указанной выше последовательности;Добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов делали их тщательный анализ, называли их существенные признаки;Напоминать детям, как нужно закрашивать рисунок (горизонтальные, вертикальные, круговые линии);Прежде чем начинать рисовать, предложить детям воспроизвести форму фигуры движением руки;В конце занятий совместно с ребёнком сопоставить его рисунки с образцами.