Конспект урока по окружающему миру на тему «В мире живой природы. Берёзовая роща»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Михайловская средняя общеобразовательная школа
Урюпинского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока
Тема: «В мире живой природы. Берёзовая роща»
Предмет: окружающий мир
Класс – 2
Программа: «Планета Знаний»
Обрубова Светлана Владимировна учитель начальных классов I квалификационная категория
2015г.
Характеристика класса .В классе обучается  11  человек: 6  девочек и 5 мальчиков.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей.
В классе один учащийся слабоуспевающий, одна девочка отличница и четверо хорошистов.
Учащиеся работоспособны, на уроке свободно высказываются, к заданиям подходят творчески. Участвуют в различных видах исследовательской деятельности по учебным предметам.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента.
Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы, а также с учётом этого учащиеся были поделены на группы.
Методы обучения:
*объяснительно-иллюстративный;
*частично-поисковый;
* словесно-логический;
* метод самостоятельной работы учащихся
Виды деятельности и формы работы:
- фронтальная работа;
- работа в группах;
- работа с учебником;
- индивидуальная работа на местах;
- практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цели урока:
1. Образовательная:
1.1. Дать представление о живой природе берёзовой рощи.
1.2. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
2. Развивающая:
2.1. Развивать речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.
2.2. Обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитательная:
3.1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
3.2. Воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности, интерес к предмету.
4. Формирование УУД.
1. Личностные УУД
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
осознание ответственности обучающегося за общее благополучие класса
2. Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
принимать и сохранять заданную учебную цель;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
 планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 адекватно принимать оценку взрослого.
3. Познавательные УУД
помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
обобщать полученные знания;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4. Коммуникативные УУД
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
формировать умения при работе  в группе, в паре, в роли консультанта и председателя заседания клуба;
контролировать действия партнёра;
эмоционально позитивно относится к процессу.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир», автор: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, программа «Планета Знаний» АСТ Астрель. Москва. 2011г.
Компьютер.
Мультимедийный проектор, экран.
Презентация в программе « Power Point» для сопровождения урока.
Демонстрационный материал
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты

УУД
1.Мотивация к учебной деятель-ности
Цель.
Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Мотивирует учащихся на работу. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Улыбаются друг другу.
Окружающий нас мир
Интересно познавать,
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наше общение друг с другом принесёт нам всем радость. Пожелаем друг другу успехов Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Личностные УУД: самоопределение.

II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Выясняет степень усвоения учащихся предыдущего материала
Отвечают на поставленные вопросы.
Самостоятельная работа с тестом, дополняют письменно предложения.
Самопроверка по слайду. Оценивание своих работ.
Отвечают на вопросы учителя - Ребята, посмотрите на доску и разгадайте ребус.

- Что такое лес? (Сообщество животных и растений.)
- Ребята, давайте вспомним, куда мы совершали путешествие на прошлом уроке? (на опушку леса)
Сегодня мы снова отправимся на прогулку, а вместе с нами путешествовать будет Старичок-лесовичок . Но сначала он хотел бы проверить, как вы усвоили предыдущую тему и принес вам задание «Дополни». Выполняет его каждый самостоятельно. Вставьте пропущенные слова. 
Все, что окружает живые существа, среди чего они живут называется…(окружающей средой).Для жизни … (животных) необходимы свет, тепло, вода, воздух, пища.Без света, тепла, воды, воздуха и почвы не могут обойтись … (растения).Бабочки, шмели, пчелы, кузнечики – это … (насекомые)
Край леса называется … (опушкой).
Слайд №1
А теперь проверим, как вы выполнили. Если у вас нет ошибок, поставьте себе 5, если одна -4, две ошибки - 3, больше тогда 2.
- Какие животные обитают на опушке леса?
Назовите растения, которые встречаются на опушке леса
- Какие деревья растут в наших лесах?
- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные.)
Как называется небольшой, чаще лиственный лес?
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. Отработка навыка самопроверки
III. Постановка учебной задачи
Цель. Подвести учащихся к формулированию темы урока. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Подводит учащихся к формулированию темы урока.
Задает проблемный вопрос. Отвечают на проблемный вопрос.
Сегодня 19 марта, первый месяц весны, утром было ясно, температура воздуха -5º, ветра нет, осадков – нет А теперь старичок –лесовичок просит вас догадаться, о какой роще пойдёт сегодня речь. Отгадайте загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза) Слайд №2
- Куда сегодня совершим путешествие?
- Что бы вы хотели узнать о березовой роще?
Цель урока: Мы узнаем о лесе, в котором растут березы, какую пользу они приносят людям, исследуем «С кем дружит березка?», «Почему берёзку называют символом России».
Итак, мы отправляемся в березовую рощу. Но прежде, чем отправиться в экспедицию, давайте послушаем сообщение о погоде, которое подготовили наш синоптик.  Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: высказывают свою точку зрения
IVИзучение нового материала.
1)Фронтальная работа.
Цель. Научить применять полученные знания на практике . Построение нового знания.
Формирование мотивации учения и обучения.
Реализация принципа деятельности.
Соотнесение работы на слайде, на доске и в
заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой,
не забывая основной цели работы (метод «виртуальной памяти»)
2)Работа в группах.
Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятель-ности.
Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
3)Практическая работа
Поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний.
Развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач
Задает проблемный вопрос.
Дополнение учителя
Показ изделий из бересты.
Назначает в группе консультантов
Загадывает загадки
Проводит инструктаж обучающихся.
Проверяет , правильно ли они выполнили задание
Отвечают на проблемный вопрос.
Сообщают сведения о березе с показом собственной презентации.
Выполняют задания.
Умение работать в группе
Работают с
информацией,
выделяют
главное, существен-
ноеСамостоятельно читают текст в учебнике.
Обсуждают в группах ответ на поставленный вопрос.
Учащиеся обсуждают правила поведения в лесу и рисуют знак. - Ребята, а как вы думаете, наше путешествие пройдет пешим ходом, на велосипеде или на автобусе? Почему вы так решили? Отправляемся в путь.
-А что вы знаете о русской красавице? Слайд №3

БЕРЁЗА – это самое нарядное и светолюбивое дерево. Это единственное дерево, которое имеет белый ствол. Кора берёзки: гладкая, шелковистая. На белых ветвях маленькие зелёные листочки с зубчиками. А между листочками серёжки. Тряхнёшь ими, и полетит жёлтая пыльца…(весной)(Показ гербария)
Наша остановка БЕРЕЗОВАЯ ПОЛЯНА. Мы послушаем сообщения наших учеников.
1) 1-ое сообщение. Сообщение о березовой роще приготовила Безбородова Ангелина. (Презентация) Слайды 4-9
- Ученик 2. Берёза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – береза. Береза – любимое дерево России. В песнях её ласково называют берёзонькой, с ней сравнивают девушек – « словно белая берёза стройна». Удивительно красивы берёзы в любое время года. Слайд 10
-Ученик 3 Лекарственная опушка Слайд 11
Всё, что способна дать нам  берёза , -кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб (чага) – находит применение в народной медицине
Если жевать берестяную смолу – крепкие и белые зубы. Березовый деготь лечит кожные заболевания. Береста спасает от ожогов. Почки и листья, запаренные в воде снимают усталость ног. Настой из чаги (березовый гриб) – тонизирующее средство. Настой из листьев, похожих по форме на сердечко лечит отеки сердечно – сосудистого происхождения. Посмотрите на рецепты, они могут вам пригодиться. Ведь здоровый человек – это красивый человек.
Учитель: А кто может дополнить о березке? Слайд 12
Из бересты делали украшения, обувь, посуду.
В давние времена на Руси много делали поделок из бересты: туески, стаканы, чаши, солонки, ковши, корзины. Береста очень полезная. Посуда из бересты считалась самой лучшей из всей посуды.
Учитель: А что такое берёста? - Берёста – это верхний, защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий.
Учитель: Берёза – это не просто главное дерево в роще. Оно имеет большое значение для животных и растений.
Наше путешествие продолжается. Сейчас я предлагаю провести исследование на тему «С кем дружит березка?» Работать будете в группах. А в начале повторим правила работы.
ПРАВИЛА
Уважайте мнение друг друга.
Говорите по очереди.
Каждый в группе имеет право высказать свое мнение.
Если группа готова, то поднимает руку.
Первая группа - консультант Безбородова Ангелина готовит информацию о растениях. У вас на партах лежат листочки. Вы должны найти нужную для вас информацию о растениях и приготовиться к ответу.
Вторая группа - консультант Уварова Галя открывает учебники на странице 36-37 и готовит информацию о животных.
Помните, работать вы должны дружно.
1 группа 2 группа
Лютик Иволга
Колокольчик Ворона
Иван-да-Марья Крот
Учитель: Ребята, давайте оживим нашу березовую рощу. Один рассказывает, а другой прикрепляет картинку. (картинки)+ Слайд 13, 14
Учитель: Но об одних обитателях леса мы забыли сказать.
И на горке, и под горкой
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В Шляпках молодцы стоят.
(Грибы)
Отправляемся за грибами!
Физкультминутка
Дима шел, шел, шел
И грибочки нашел.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
Учитель: Какие грибы можно встретить в березовой роще?(игра) Мы узнаем, отгадав загадки о грибах.
- Ребята, мы ответили на вопрос, с кем дружит береза?
Вывод. Мы узнали: с березкой дружат и растения, и животные, и грибы
Учитель: Объясните, почему так светло в березовом лесу?
-А как называется лес, в котором растут березы?
- Вспомним, как же нужно себя вести в лесу и чего делать нельзя.
В этом нам поможет практическая работа.
На столе у каждой команды лежат круги с красной окантовкой. Как вы думаете, почему они с красной окантовкой. Кто догадался, что вы должны нарисовать внутри него? (Правила поведения в лесу.)
Какие правила вы знаете еще? Слайд 15
Не бери диких животных домой.
Не разоряй птичьи гнезда.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Не разводи костров
- Зачем мы должны выполнять эти правила поведения в лесу?
Лес – это наше богатство и мы должны его беречь и охранять. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение, следуют при выполнении заданий инструкциям учителя
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
Коммуникативные УУД: распределение обязанности при работе в группе, понимают и передают содержание прочитанных текстов
V Итог урока, рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Выставляет отметки.
Отвечают полными ответами на поставленные вопросы.
Применение полученных знаний. Развитие самостоятель-ности.
Итак, ребята, наш урок-путешествие подходит к концу.
- Какие цели мы ставили перед собой вначале урока?
- С кем дружит береза?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что бы ещё хотели узнать?
Я думаю, что наш старичок-лесовичок остался доволен. Он с нами еще не прощается и ждет новых путешествий.
Выставление отметок.
Домашнее задание.Сейчас вы получите листочки, из которых узнаете домашнее задание. У каждой группы оно будет свое.1 группа – с.36-37. Прочитать, выучить наизусть стихотворение о березе.2 группа – подготовить рассказ на тему «Кого еще можно встретить в березовом лесу». Подобрать пословицы
Если вы считаете, что урок прошел интересно, вы узнали много нового, то возьмите лучик солнышка.
Если вы считаете, что урок прошел хорошо, но у вас что-то не получилось – возьмите тучку.
Сделайте свой выбор и прикрепите на картинку.
Урок закончен. Познавательные УУД:
обобщение полученных знаний;
Регулятивные УУД: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самоанализ урока.
Самоанализ урока по окружающему миру,
по теме «В березовой роще…».
Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира во 2 классе по теме «В березовой роще». Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует программе «Планета Знаний».
Структура урока полностью соответствует его типу. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Целью урока было дать представление о живой природе берёзовой рощи.
На уроке решались следующие задачи:
1. Образовательные:
- Дать представление о живой природе берёзовой рощи.
-Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
2. Развивающие:
- Развивать речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.
- Обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к живой природе.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности, интерес к предмету.
Использовалось следующее оборудование:
УМК «Планета Знаний»
Учебник часть 2 «Окружающий мир», автор: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, АСТ Астрель. Москва. 2011г.
Презентация к уроку.
Карточки для работы индивидуально и в группах.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
1. Личностные УУД
- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
- осознание ответственности обучающегося за общее благополучие класса
2. Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
- принимать и сохранять заданную учебную цель;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
-  планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-  адекватно принимать оценку взрослого.
3. Познавательные УУД
- помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
- обобщать полученные знания;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4. Коммуникативные УУД
-создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формировать умения при работе  в группе, в паре, в роли консультанта и председателя заседания клуба;
- контролировать действия партнёра;
-эмоционально позитивно относится к процессу.
На уроке были использованы следующие методы
-по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе проверке домашнего задания, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)
наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)практические (работа индивидуальная, в группах, работа с учебником, карточками)
-по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (индивидуальная работа, работа в группах, с раздаточным материалом).
был использован проблемно-поисковый метод при работе карточками и учебником в ответах на вопросы «Кто живет и что растет в березовой роще».
Формы познавательной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Урок проходил в форме  урока-практикума. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, приводили примеры из жизни. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье - сберегающая технология была включена физминутка.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога.
Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: выучить стихи о березе, найти пословицы о лесе, нацеливала учащихся использовать различные источники информации для нахождения ответов на вопрос « С кем еще дружит березка?».
        Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому,  чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке. Прослеживалась смена видов деятельности. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся со стороны учителя. Труд детей был оценён, были выставлены оценки. Урок целей достиг.