Урок обобщения и систематизации знаний по дисциплине: «Социальная психология»


Тема урока, тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний
Цели:
Обучающая:
– обобщить и систематизировать знания студентов по всему пройденному курсу;
- контроль знаний.
Развивающая:
– развивать память, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная:
- способствовать формированию познавательной потребности.
Методическое обеспечение:
- телевизор;
- ноутбук;
- слайды;
- демонстрационные плакаты;
- раздаточный материал;
- фишки.
Используемая литература:
Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Гусева Т.И. Психология личности. Конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Сущенко С. А. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Хроменко О.В. Методика преподавания психологии. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Чернобай В.А. Социальная психология. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Ход урока:
I.Организационный момент
(используются слайды № 1, 2)
- приветствие;
- проверка посещаемости урока;
- изложение целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы должны повторить пройденный материал, закрепить его и выполнить контрольную работу.
II. Обобщение и систематизация знаний
Разминка:
(За каждый правильный ответ на вопрос студенты получают фишку)
Образ, воспринимаемый глазами (визуальный)
Соглашение между представителями различных сталкивающихся интересов, мнений на основе взаимных уступок (компромисс)
Корректное, благожелательное отношение к кому-либо (лояльность)
Истолкование, раскрытие смысла, объяснение (интерпретация)
Сугубо личный, доверительный, не подлежащий огласке (конфиденциальный)
Противник в споре (оппонент)
Человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни (маргинал)
Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей (самоактуализация)
Степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время (рейтинг)Мягкие эквиваленты резких слов (эвфемизмы)
Устный, словесный (вербальный)
Затруднительный выбор между двумя возможностями (дилемма)
Целенаправленно формируемый образ какого-либо лица (имидж)
Ритмико-мелодическая сторона речи; манера произношения, выражающая чувства (интонация)
Способность, предрасположенность к общению, к установлению контактов и связей, психологическая совместимость, общительность (коммуникабельность)
Словарь, запас слов и выражений (лексикон)
Обращенный внутрь; психологическая характеристика самоуглубленной личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств (интровертный)Выразительные движения лица, отображающие чувства, отношения человека, отношения человека (мимика)
Дискуссия, беседа трех и более участников (полилог)
Краткое изложение речи; краткий вывод, заключительный итог (резюме)
Действие, предпринятое в расчете на удачу, но с неясным исходом (риск)
Терпимость к чужому мнению, поведению (толерантность)
Отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью (паника)
Особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме (слухи).
Фронтальный опрос
Психология дает людям возможность изучать и понимать разум, но, как и любая наука, она требует времени, напряженной работы и самоотдачи, она также использует специальную терминологию.
а) «Социальная психология как наука»
- Дайте определение социальной психологии как науки.
- Когда возникла социальная психология?
- На стыке каких наук формировалась социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания?
- Социальную психологию можно считать, с одной стороны, древней областью знаний, а с другой - ультрасовременной научной дисциплиной. Почему?
- Какие три компонента включает в себя процесс общения?
- Что такое коммуникация?
- Что такое перцепция?
- Что такое интеракция?
б) «Интерактивная сторона общения»
Взаимодействие - в психологии - процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как: сотрудничество, противодействие, компромисс, уступчивость, избегание (плакат №1).
- Ответьте на следующие вопросы:
- Что такое сотрудничество? (Тип взаимодействия, направленный на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей)
- Что такое уступчивость? (Тип взаимодействия, предполагающий жертву собственных интересов для достижения целей партнер)
- Что такое компромисс? (Тип взаимодействия, реализующийся в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства)
- Что такое избегание? Тип взаимодействия, представляющий собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого)- Что такое противодействие? (Тип взаимодействия, предполагающий ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению).
в) «Перцептивная сторона общения» (плакат №2).
Механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.
- Подберите соответствующие понятия к определениям:
- Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта. (Каузальная атрибуция)
- Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. (Аттракция)
- Способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место (Идентификация)
- Механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. (Рефлексия)
- Постижение эмоциональных состояний другого человека; психический процесс, который дает возможность понять чужие переживания. (Эмпатия)
г) «Социальная психология малых групп» (слайд №3)
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
- Подберите соответствующие понятия к определениям:
- Группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса). Общение в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами. (Акциденция)
- Группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. (Комиция)
- Группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья). Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они готовятся к своему участию в групповой деятельности, но их подготовка минимальна (Компания)
- Объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Подготовка такой группы к совместной деятельности будет средней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каждый работает над своей проблемой (Коалиция)
- Крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда). Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности (Команда)
- Группа специально подготовленных людей для выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения). В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей (Когорта).
г) «Психология больших социальных групп» (слайд №4)
Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
- Подберите соответствующие понятия к определениям:
- Группа людей, захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и позитивной; временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения. (Толпа)
- Общность людей, которые являются потребителями одного и того же духовного и информационного продукта; объединены не на территориальной, а на духовной основе. (Публика)
- Социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком. (Этнос)
- Большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. (Классы)
3) Практические задания
а) Соотнесите каждый вид жестов в соответствии со следующей классификацией:
(слайды № 5-17)
1. Жесты агрессивности
2. Жесты уверенности, самоуверенности, доминантности3. Жесты несогласия, недоверия
4. Жесты неискренности
5. Жесты неуверенности, нервозности, раздражения
6. Жесты самоконтроля
7. Жесты нейтральности, равнодушия и скуки
8. Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации
9. Жесты, выражающие готовность к каким-либо действиям
10. Жесты расположения
11. Жесты, препятствующие общению или затрудняющие.
Предлагаемые виды жестов:
Тесно сплетенные пальцы
Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями
«Указующий перст»
Широко расставленные ноги в позиции стоя
Ладонь, повернутая вниз
Кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются
Кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят
Пирамида (ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются)
Руки за спиной одна обхватывает другую в области ладони
Руки в карманах, большие пальцы снаружи
Ноги широко расставлены в позиции сидя
Боковой взгляд
Ноги и ступни у сидящего или стоящего партнера направлены к выходу
Указательный палец касается носа, остальные прикрывают ладонь
Прикрытие рукой рта
Прикосновение к носу
Почесывание, потирание уха
Поворот корпуса в сторону от собеседника
Ерзание в кресле
Потирание, почесывание уха
Постукивание по столу
Одной рукой человек делает жест, будто поправляет пуговицу на рукаве другой руки, браслет часов, манжету
Руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую
Руки за спиной. Одна обхватывает запястье другой.
Руки свободно опущены, но одна как-бы пожимает другую
Голова держится прямо или чуть приподнята.
Лицо чуть склонено вбок и опирается на ладонь или кулак («телефонная поза»)
Голова держится прямо или чуть приподнята.
Лицо чуть склонено вбок и опирается на ладонь или кулак («телефонная поза»)
Корпус вперед, руки на бедрах
Партнер сидит на кончике стула
Открытые ладони
Прикладывание руки к груди
Голова немного наклонена в сторону
Расстегнутый пиджак, плащ, куртка, кофточка,
Скрещенные на груди руки
Одна рука перехватывает другую, вертикально идущую вдоль тела (в области предплечья, локтя или плеча)
Переплетенные пальцы, сплетенные руки
Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание рук)
Скрещенные ноги и руки у сидящего человека
Отклоненный назад корпус
б) Задание «Вербальные средства общения» (слайд №18):
1)12 раз произнести «Я» как можно выразительнее, отразив следующие чувства: удивление, восхищение, сожаление, радость, горе, удовольствие, злобу, безразличие, высокомерие, нетерпение, отвращение, любование собой.2)Передать в нейтральном тексте «Здравствуйте, Иван Иванович!» такие эмоциональные состояния, как спокойствие, добродушие, ирония, насмешка, придирчивость, упрек, каприз, сомнение, презрение, отчаяние, угроза, радость, благодушие, удивление, предупреждение.в) Установите соответствие в таблице:
Вариант-1
1 постулат 1 частный, неофициальный
2 сентиментальный 2 многообразие взглядов, идей, форм деятельности
3 статистика 3 человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами
4 меркантильный 4 стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей
5 приватный 5 сведения, обязательно входящие в официальный документ
6 контраст 6 восторженная похвала
7 плюрализм 7 неэффективный, неплодотворный, разрушительный
8 несметный 8 внезапное озарение
9 обыватель 9 исходное положение, принимаемое без доказательств, аксиома
10 филантроп 10 искусство руководства, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах
11 дифирамб 11 способный умиляться по любому, даже незначительному поводу
12 инсайт12 блестящий успех, вызывающий всеобщее одобрение
13 деструктивный 13 основанный на чисто коммерческом расчете, на стремлении к непосредственной выгоде
14 стратегия 14 резкая противоположность
15 фурор 15 человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся16 самоактуализация16 огромный по количеству, неисчислимый
Вариант-2
1 мизантроп 1 имеющий хрупкое телосложение, нежный, тонкий, слабый
2 уровень притязаний личности 2 чрезмерно, обостренно самолюбивый3 субтильный 3 незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам
4 брутальный 4 наставник, руководитель
5 перфекционизм5 стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным
6 антагонизм 6 упадок, деградация
7 инертный 7 закрепившееся определенное мнение о человеке или группе людей
8 ментор 8 откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности
9 регресс 9 человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством
10 агрессивность 10 грубый, жестокий
11 экстравагантность 11 необъяснимая приятность и притягательность человека или предмета
12 шарм 12 стремление быть необычным, желание выделиться из толпы
13 циничный 13 противоположность интересов отдельных людей
14 амбициозный14 в психологии, убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь.
15 инфантилизм 15 устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему
16 репутация 16 вялый, малоподвижный
Дополнительный материал:
г) Заполните таблицу положительных и отрицательных сигналов, встречающихся при невербальной коммуникации. Используйте для классификации следующие сигналы: демонстрирует нервозность, крутит какие-то предметы, демонстрирует спокойствие, удобно стоит, сжимает кулаки, имеет контакт глазами с аудиторией, дотрагивается до лица, не использует пространство, держит ладони открытыми, использует пространство.
Положительные сигналы Отрицательные сигналы
Человек, выступая с докладом
д) таблица «Зоны визуальной коммуникации»
Соблюдение зон и границ взаимодействия является элементом делового этикета. Знание зон позволяет правильно построить коммуникацию и достичь наибольшего эффекта.
- Заполните таблицу «Зоны визуальной коммуникации», используя следующий материал:
общение деловых партнеров;
допускаются только самые близкие люди;
общение с большой группой людей, массовой аудиторией;
общение в малой группе – пресс-конференция, круглый стол, семинар(10-15 человек).
1. интимная зона (15-45 см) 2. личная зона (45-120 см) 3. социальная зона (120-350 см) 4. публичная зона (от 350 см) III. Письменный опрос.
Тестирование – выполнение контрольной работы по вариантам.
IV. Подведение итогов урока.