Конспект урока по русскому языку на тему: Суффикс и приставка


Карюгина И.П.
УМК: «Школа России», 3 класс.
Тип урока: урок решения частных задач
Тема: Суффикс и приставка
Цель: совершенствовать знания о значимых частях слова, отработка умения разбирать слова по составу, отработка орфографической зоркости.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
коммуникативных УУД:
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;
формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов).
регулятивных УУД:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
познавательных УУД:
формирование навыков работы с учебной информацией;
формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
формирование способности решать проблемы поискового характера;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Оборудование урока: карточки для групп, .

Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, оценивать результаты выполненного задания.
Структура урока

п/п Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
1 Организационный момент 1 мин. Создать положительный , эмоциональный настрой .
Организовать направленное внимание на начало урока. - Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.
Познание – великая страна
Как бесконечность глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти
Тому в страну познанья путь открыт,
В ком жажда знаний тайная горит Учащиеся здороваются друг с другом Положительное отношение к уроку,
понимание необходимости учения. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 2. Чистописание.
Формировать навыки каллиграфического письма Предлагает записать число, дать характеристику согласному звуку.
На доске запись:
ЛлЛ лЛлал ел ол ил
-По образцу напишите букву Лл строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.
-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. Оцените свою работу. (!, +,-) Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.
Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно». формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма
3 Словарная работа Развивать орфографическую зоркость Запишите с красой строки «Словарь», двоеточие. Дальше будете записывать слова через запятую. Один человек работает на доске.
На доске слова будем записывать в столбик.
Суббота скоро
обед лагерь сорока огурец
товарищ ветер
адрес аллея
весело
Проверьте, у кого записано также у кого по-другому?
-Догадайтесь, какие слова здесь спрятаны? Записывают слова развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса
4 Актуализация знаний. Целеполагание.

Провести лексико-орфографическую работу, установить тему урока, поставить цель.
Подводит детей к формулированию темы и задач урока.
На слайде слова:
Ёлочка, холод, ель, захолодало.
- Назовите орфограммы в данных словах.
- Найдите лишнее слово. Докажите свой ответ.
- По какому признаку слова можно разделить на две группы?
- Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень.
- Какая часть слова участвовала в образовании слов?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи будем решать?
Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы,
записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы.
Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.

Тема: суффикс и приставка.
Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;
включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме
5 Образование слов с помощью приставки Учить образовывать слова с помощью приставки Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она и при помощи приставки образуются слова.
У вас на партах карточки. Образуйте и запишите на карточках однокоренные слова, используя, где можно, приставки.
-Прочитайте слова, которые у вас получились.
-Какую приставку вы не использовали? Почему? Работают по карточкам. самостоятельное выделение нужной информации развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса
6. Физминутка Установка на здоровый образ жизни.
Выполнение действий по образцу 7. Работа по учебнику В предыдущем задании мы образовывали слова при помощи приставки.
Какая часть слова еще может служить для образования новых слов?
-Откройте учебник на с.78 №176. Прочитайте задание.
При помощи данных суффиксов образуйте новые слова.
Самостоятельная работа.
-Прочитайте слова, которые у вас получились.
-Какой смысловой оттенок внесли суффиксы в эти слова?
-Выполним вторую половину задания.
Нужно разобрать по составу слова ветерок, козочка, корзинка.
-Выпишите эти слова с новой строки и разберите их по составу. -Суффикс
Один ученик читает вслух.
Ветерок, козочка, корзинка.
Уменьшительно- ласкательный).
2 человека работают у доску, остальные в тетрадях.
Проверка. Проявление самостоятельно сти в разных видах деятельности освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.
8. Шарада -Угадайте, какое слово я зашифровала.
Для этого положите перед собой карточки- помощники.
Приставка такая же как в слове подоконник,
Корень тот же, что и в слове снежинка,
Суффикс такой же, как в слове чайник,
Окончание такое же, как в слове лес.
-Какое слово я загадала? Работают с карточками Проявление самостоятельно
сти в разных видах деятельности освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.
9. Рефлексия. Тест В конце урока вы сможете проверить свои знания об изучаемой теме.
У вас на партах лежат тесты, положите их перед собой.
Вы должны выбрать правильный ответ. Работа с тестами по вариантам. - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности. 10. Домашнее задание. №177.
Дома вам нужно образовать однокоренные слова с помощью приставок. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 11. Итог. Чему мы учились на уроке?
Зачем мы это делали? Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Чтобы наша речь была красивой, разнообразной. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Приложение
Карточки
За—
Раз- учить
От-
У-
На-
Вы-
Шарада
Подоконник
Снежинка
Чайник
Лес
Тест
вариант
1) Приставка- это…
А) слово
Б) предложение
В) часть слова
2) Приставка стоит..
А) перед корнем
Б) после корня
3) Приставка служит для…
А) образования новых слов
Б) для связи слов в предложении
4) Выберите слово, которое соответствует данной схеме
А) заход
Б) берёзка
В) заморозки
2 вариант
1) Суффикс - это…
А) слово
Б) текст
В) часть слова
2) Суффикс стоит..
А) перед корнем
Б) после корня
3) Суффикс служит для…
А) образования новых слов
Б) для связи слов в предложении
4) Выберите слово, которое соответствует данной схеме
А)пригород
Б) рыбка
В)подберёзовик