Конспект занятия по внеурочной деятельности Культура Дона + презентация


left1905Разработка
занятия повнеурочной деятельности
00Разработка
занятия повнеурочной деятельности

left219710Тема: «Орнамент»
00Тема: «Орнамент»

252666515875Учитель начальных классов МБОУ Р СОШ
Чекан Ольга Михайловна
00Учитель начальных классов МБОУ Р СОШ
Чекан Ольга Михайловна

2015г.
Тема: «Орнамент»
Цель:
Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения пасхального яйца
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.
Воспитательные:
Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
Развивающие:
Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал
Развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.
Поставленные задачи способствуют:
сознательно применять приобретенные знания в процессе творческой работы;
развитию художественного вкуса, ощущению меры, стилистического единства;
творческой инициативы;
выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.
Оборудование для учителя:
Компьютер
Проектор
Презентация
Оборудование для учеников:
Шаблоны
Ножницы
Альбом
Фломастеры
Цветные карандаши
Краски
Цветная бумага
Простой карандаш
Ластик
Ход урока:
1. Вводная часть:
1.1. Организационный момент:
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
- Вы готовы к занятию?
- Какое у Вас настроение? Выберите и покажите смайлик, подходящий для Вашего настроения. (Дети выбирают и показывают)

1.2. Актуализация деятельности и вовлечение в неё учащихся.
- Посмотрите на экран. (Слайд 1)
- Что изображено на полоске? (Узор)
2. Работа над новым материалом:
(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)
2.1. Определение темы:
Люди любят окружать себя красотой. Нам скучно и неуютно в доме с пустыми, голыми стенами, нам не нравится носить неукрашенную одежду, нам скучно пить чай и есть из некрасивой посуды. Так было всегда: сколько живут люди на земле, столько они стремятся окружить себя красотой.
- Посмотрите на эти изделия, найденные при археологических раскопках.
(Слайд 2)
- Что Вы можете о них сказать? (Они украшены)
- Когда-то первый в мире мастер посуды – гончар слепил глиняный горшок и тарелку и стал думать, как бы сделать их повеселее, как бы нарядить. Взял острую веточку и выдавил на сырой глине несколько точек. Подумал и ещё палочкой прочертил. Повернул свой горшок – и снова выдавил точку и провёл палочку. Зигзаги – косые линии побежали по телу кувшина… Они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.
- Сравните сейчас две полоски. (Слайд 3)
- Чем различаются друг от друга они? (Ответы детей)
- И вот такой узор из повторяющихся элементов назвали….
- Правильно, орнаментом. (Слайд 4)
- Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.
- Сегодня Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении различных предметов.
- Каково же назначение орнамента? (Орнамент служит для украшения различных предметов)
- Где применяют орнамент? (Орнаментом украшают одежду, мебель, посуду, изделия из серебра и золота, различные строения) (Слайд 5)
- Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
Каких только орнаментов не придумало за свою долгую жизнь человечество!
2.2. Знакомство с видами орнамента:
- В зависимости от характера элементов, различают несколько видов орнамента. Самый простой, первый, вы уже знаете. (Слайд 6)
- Из чего он состоит? (Из чёрточек, точек, линий, кругов)
- Как он называется? (Геометрический орнамент)
- Разный он бывает, замысловатый: из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, полукругов, ромбов, многогранников, звёзд, крестов, спиралей и др). Таким орнаментом художники покрывали ткани. Любят его и архитекторы. (Слайд 7)
- Со временем, в орнаменте стали появляться листики, почки, цветы растений.
- Как стал называться такой орнамент? (Растительный) (Слайд 8)
- Правильно. Посмотрите на вышивки донских казачек. (Слайд 9)
- С какой любовью придуман узор: тут и листочки, и цветочки. Будто сама цветущая степь разостлалась на ткани: ирисы, тюльпаны, вьюнок. А вот узор, будто растения переплелись с плетёной оградой перед казачьим домом.
- А на этих узорах, что Вы видите? Как называется такой орнамент? (Слайд 10) - Животный или зооморфный – это орнамент, в котором стилизованы фигуры зверей, птиц и насекомых.
- А этот орнамент, как бы Вы назвали? (Слайд 11)
- Человекообразный или антропоморфный - орнамент с изображением человеческих фигур и полуфигур.
2.3. Первичное закрепление: работа в группах. Учащиеся получают карточки, каждая группа выбирает свой вид орнамента: 1 группа – геометрический, 2 группа – растительный, 3 группа – животный, 4 группа – человекообразный.
2.4. Проверка. (Слайд 12)
- Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Каждая народность, иногда даже географическая область, всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.
- В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от неё, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранили своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.
- Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.
- Как Вы понимаете, что такое композиция? (Ответы детей.)
- Композиция – это творчески обдуманное чередование отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Очень важную роль во всех видах творчества играет цвет или колорит. В большинстве своём колорит является визитной карточкой республики, района и даже отдельного села.
- Так у нас на Дону в орнаменте вышивок преобладают, как правило, тёплые и светлые тона. Например, на кайме платков и колпаков казачек использованы все краски весенней степи: красный, жёлтый, синий. (Слайд 13)
- Ребята, обратите внимание, как повторяется узор? (В определённом порядке, элементы расположены через определённое расстояние)
- Как Вы думаете, как будет называться такое расположение? (Ответы детей)
- Повторение элементов узора через определённое расстояние и в определённой последовательности называется ритмом.
2.5. Физминутка (скрытая форма) (Слайд 14)
- Давайте отдохнём. Звучит мелодия казачьей песни «Как донские казаки..». Дети выполняют танцевальные движения под музыку.
- Молодцы! Ребята, а кто сможет прохлопать ритм этой мелодии?
- Как Вы думаете его можно изобразить? (Ответы детей)
- Музыкальное произведение имеет орнамент, выразить мы его можем нотами. (Слайд 15)
- Оказывается, в любом орнаменте, украшающем вышитую сорочку или сплетённый поясок, домашнюю утварь или произведение искусства, возможно, заложен некий мотив или даже песня, под которую та или иная вещь создавалась мастером или мастерицей.
- Но и на этом не заканчивается загадка орнамента. Давайте обратимся к движению, к танцу.
- Как Вы думаете, а танец имеет свой орнамент? Почему?
- В любом танце есть свой рисунок, узор, а движения танца вторят ритму музыки, под который он исполняется. Таким образом, создаётся орнамент танца.
- Выполняя физкультминутку, мы придумали свою собственную последовательность из знакомых движений, которая повторялась в соответствии с ритмом.
- Сделайте вывод, что называется орнаментом.
- Орнамент – это ритмически упорядоченное движение элементов.
3. Практическая работа:
3.1. Подготовка к работе:
- Ребята, а какие у вас появились идеи? Что бы Вы хотели украсить орнаментом? (Ответы детей.)
(Можно предложить детям создать свой орнамент на варежках, полотенце, платке, свитере, вазе, тарелке и др.)
- А ещё мы можем расписать орнаментом яйцо.
- Когда мы это делаем? (На Пасху – главный религиозный праздник христиан, день поминовения чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа)
Сообщение 1 ученика:
- Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно. Вот с тех пор, стало традицией раскрашивать варёные яйца. Такие расписные яйца называются писанками. (Слайд 16-20)
Сообщение 2 ученика:
- Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Расписывают писанки геометрическим и растительным орнаментом. Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья.
Сообщение 3 ученика:
- Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научится расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж просто. Так что секреты берегли. Узоры и орнаменты раньше строго передавались из поколения в поколение.
Учитель:
- Рассмотрите орнаменты на слайде. А теперь, давайте попробуем самостоятельно создать орнамент для росписи яйца на бумаге. (Слайд 17-20)
3.2. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
1. Ножницы хранить в рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми острыми концами от себя.
3. Передавать ножницы кольцами вперёд.
3.3. План работы:
1. Рисуем овал (изображение яйца)
2. Выбираем для орнамента узоры. (См. приложение)
3. Наносим геометрический или растительный орнамент простым карандашом. Например, как на рисунке. (См. изображения на Слайде 21 или приложении).
- А хочешь, придумай свой орнамент!
4. Выполняем рисунок в цвете, используя карандаши, фломастеры или краски.
5. Вырезаем яйцо.
Можно в яйцо «спрятать» цыплёнка (по шаблону). Смотри Приложение 1 или Слайд 22.
4. Выставка работ.
5. Итог занятия:
- Вам понравилось занятие?


Было очень интересно Было неинтересно
- Что нового узнали? (Мы познакомились с тайной орнамента народных мастеров, видами орнамента. Узнали, что в нём можно услышать музыку, можно протанцевать)
- Спасибо за работу!