Бинарная рабочая программа внеурочной деятельности Березники литературные: имена, факты, творчество»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
Обсуждено на МО филологического цикла
протокол № ____ от ______ 2016 г.
Рекомендовано к работе
методическим советом школы
протокол № ____ от _______ 2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №28
___________ А.Н. Алексеев
приказ № ____ от _____ 2016 г.
Бинарная рабочая программа
внеурочной деятельности
" Березники литературные: имена, факты, творчество»
Направление: филологическое (литературное)
Класс: 6
Возраст: 11-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Авторы:
Кобзева Татьяна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы 1 категории,
Чаплыгина Татьяна Лазаревна,
учитель русского языка и литературы 1 категории
Березники, 2016.
Пояснительная записка
Березники, мои Березники!Пусть кое-где о них и не слыхали,Но только здесь шаги мои легки,Здесь исцелимы все мои печали.
А. Решетов
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа разработана для учащихся в 6-х классов.
     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия проводится учителями общеобразовательного учреждения, а также сотрудниками библиотек города.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Данный курс появился в связи с тем, что учащиеся города не знакомы с писателями и поэтами, проживающих рядом – мало читают, не знают, сколько талантливых березниковцев нас окружает.
Данный курс предназначен для учащихся 6 классов, он является логическим продолжением курса для 5 классов «Новые литературные имена Пермского края». Он знакомит с новыми именами – литераторами города Березники, нашими современниками, и теми, кто прославил этот город. Материал подобран таким образом, чтобы был доступен и понятен всем.
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС.
Цель курса - познакомить обучающихся с жизнью и творчеством березниковских писателей 21 века, живущих рядом с нами.
Задачи курса:
ввести в круг чтения школьников произведения поэтов и писателей города Березники;
расширить свои знания о литературе Прикамья и города Березники;
развить эстетические компетенции обучающихся и обучить анализу произведения; 
развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
прививать интерес к предмету, к различным видам искусств;
опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности.
Предлагаемый курс является частью образовательной области «Филология» и соответствует концепции профильной и предпрофильной подготовки учащихся.
В основу программы положено сочетание следующих принципов:
проблемно-тематического;
историко-литературного;
деятельностного.
Выбор тем и произведений для изучения курса осуществляется с учётом типа общеобразовательного учреждения или класса, индивидуальных особенностей и склонностей учащихся, наличием необходимых текстов.
Курс ориентирован на ознакомление обучающихся со статьями, презентациями о жизни и творчестве авторов, предоставления им списков рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, знакомство с отобранными авторскими произведениями, вводящими в мир творчества того или иного писателя, а также личным знакомством с авторами.
Курс предполагает погружение обучающихся в красочный художественный мир поэтов, прозаиков и драматургов-современников.
Творческий подход педагога к проведению занятий, его самостоятельность и активность, оригинальность методики, приёмов обучения – результат успеха ученика, развития у них сопереживания, творческой активности и неповторимости.
В рамках курса учитель может самостоятельно выбрать формы проведения занятий:
беседы-знакомства с биографическими материалами;
лекции;
интерпретация стихов;
анализ произведений (стихов, сказок, пьес);
сочинения-эссе по произведениям и творчеству;
конкурс иллюстраций;
урок с элементами смыслового чтения;
написание отзыва о прочитанном;
аналитическая беседа на предложенную тему;
составление литературной композиции;
создание творческих работ учащихся и их обсуждение;
конкурс чтецов;
занятие – концерт;
посещение библиотек, работа с фондом;
подготовка и защита проектов, рефератов;
конференции, круглые столы;
очные и заочные экскурсии;
дискуссии по проблемным вопросам;
эвристические беседы;
оформление совместного сборника стихов авторов;
семинар;
урок с элементами смыслового чтения;
композиция.
Учащиеся могут самостоятельно дополнять рассказ учителя и вместе с ним подготовиться к занятию, оформив реферат, найдя и добавив материал к рекомендуемым произведениям автора.
После изучения факультатива учащиеся могут попробовать себя в написании стихов, сказок, а может быть пьес на различные темы.
Программа рассчитана на 136 часов.
Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся
Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в традиционной форме: оценка за устный ответ на уроке, а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачёт по контрольным вопросам, реферат, исследовательскую работу, доклад, мультимедийная презентация, постановка, спектакль, инсценировка, отчётный концерт, литературная гостиная.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные:
Владение всеми видами речевой деятельности
аудированием и чтением;
адекватным пониманием информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации)
Владение разными видами чтения
поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим;
текстов разных стилей и жанров
Владение адекватным восприятием на слух текстов
разных стилей и жанров;
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)
Способность извлекать информацию из различных источников
средств массовой информации;
компакт-дисков учебного назначения;
ресурсов Интернета;
словарей различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях
Овладение приёмами поиска, отбора и систематизации материала на определённую тему
умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.Умение выступать перед аудиторией:
с сообщениями, докладом, рефератом;
участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
В процессе изучение элективного курса планируется формирование универсальных учебных действий
Коммуникативных:
умение слушать и слышать друг и друга;
достаточно полно и точно выражать свои мысли;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть разными формами речи в соответствии с нормами языка;
использовать адекватные речевые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Регулятивных:
умение оценивать – выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Личностных:
умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно;
умения разрешать конфликты;
знания достижений и культурных традиций того места, где учащийся родился;
уважения ценностей семьи, любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;
гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну;
уважения к истории страны, её культурным и историческим памятникам;
знания о своей этнической принадлежности, освоения национальных ценностей, традиций, культуры.
Познавательных:
Общеучебных:
умения осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме;
смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
умения извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов разных жанров, определения основной и второстепенной информации;
свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стиля;
умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и т.д.).
Логических:
постановки и решения проблем творческого и поискового характера;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и пр.
Приложением к элективному курсу служат статьи о каждом авторе, их произведения и электронные презентации.
Список авторов для учащихся для дополнительного изучения
Белоглазов С.М.
Белоглазова Т.С.
Бельмас И.А.
Божков С.А.
Болотов В.М.
Вейнингер О.Ю.
Волков И.Л.
Вятских А.В.
Гилёв И.Д.
Горюшкин А.Б.
Гусев В.Н.
Гусева В.Н.
Дернов С.А.
Иванова Л.Б.
Ильиных Л.П.
КУзвесов Ю.Ф.
Лапшин В.Н.
Латыпов С.И.
Малышев С.А.
Марков Ю.П.
Мартынов А.Н.
Мезрин Л.И.
Морозов А.В.
Петровская В.А.
Петухов П.И.
Плотников О.Г.
Сабуров А.
Старицина Г.С.
Суровешкин Б.А.
Царенко Т.П.
Ценев Т.П.
Черепенина Т.М.
Шерстёв М.Ю.
Шерстнёв Ю.В.
Шерстобитов О.В.
Шлегель Р.А.
Якупов Ф.
Содержание
№п/п ТемаКол-во часов1 Решетов А.Л.
46
1.1 Знакомство с биографией автора 1
1.2 Чтение стихов А.Л. Решетова. 2
1.3 Составление кроссворда по стихотворениям. 2
1.4 Конкурс рисунков по стихам автора 2
1.5 Конкурс чтецов у памятника А.Л. Решетова 3
1.6 Знакомство с прозой автора. 2
1.7 Создание проектных работ. 10
1.8 Написание собственных стихов-подражаний поэту. 2
1.9 Подготовка постановок (инсценировок) по произведению «Зернышки спелых яблок» 20
2 Плотников О. 6
2.1 Знакомство с биографическими данными автора 1
2.2 Выступления с презентациями об авторе. 2
2.3 Концерт Олега Плотникова. Беседа с автором. 3
3 Юшкова А. 5
3.1 Биография автора 1
3.2 Выступление А.Юшковой в библиотеке. 2
3.3 Написание стихов-подражаний поэту. 2
4 Горюшкин А. 3
4.1 Знакомство с биографией автора 1
4.2 Чтение наизусть стихов автора 2
5 Некрасова В.И. 3
5.1 Творческий путь автора 1
5.2 Выступление автора в школе. Круглый стол «Вопрос-ответ» 2
6 Леванова Т. 7
6.1 Знакомство с биографией автора 1
6.2 Знакомство с книгой «Сквозняки» 2
6.3 Написание собственных авторских сказок на основе сказок Левановой2
6.4 Выступление автора в школе 2
7 Суровешкин Б. 3
7.1 Знакомство с биографией автора 1
7.2 Выступление жены автора. Круглый стол «Вопрс-ответ» 2
8 Волков И. 5
8.1 Биография автора 1
8.2 Знакомство со стихами 2
8.3 Сочиняем сами. 2
9 Петровская В. 5
9.1 Знакомство с биографией 1
9.2 Посещение на дому 4
10 Гилёв И. 5
10.1 Знакомство с биографией 1
10.2 Военная лирика Гилёва. Посещение музея Танковой дивизии. 4
11 Сидоров И. 7
11.1 Знакомство с биографией 1
11.2 Встреча с Т. Закржевской (женой автора) 3
11.3 Выступление Т. Закржевской 3
12 Иванова Л. 3
12.1 Знакомство с биографией 1
12.2 Конкурс чтецов. 2
13 Итоговый урок. 1
итого 99
14 Подготовка творческих проектов 18
14.1 Защита творческих проектов. (Выступление на конференции) 2
15 Подготовка отчётных литературных композиций 18
15.1 Выступление на литературных гостиных 3
ВСЕГО 136
Литература
Нормативные акты
Письмо Минобрнауки РФ от 20.10.2010 № 12-696 «О разъяснения по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО»
Литература для обучающихсяОсновная
Библиографический указатель «Литературные Березники». Березники, 2002г.
Плотников О. «Поворот судьбы».Стихи и песни. Пермское книжное издательство 2004.286с.
«О белый лист, поэту ты претишь…» (программа факультативного курса по литературе для учащихся 8-11 классов). Пермское книжное издательство.2004.76с.
Мальцева И. «Пока звонят колокола» Стихотворения. Пермь ООО «Макс-медиа» 2007, 139с.
Черепенина Т. «Мой белый город – точка на планете». Сборник стихов Березниковские поэты. Дизайн-студия «Сфера», 2008, 68с.
Черепенина Т. «Щеголёнок». Детские стихи. Березниковские поэты. Дизайн-студия «Сфера», 2008, 115с.
Черепенина Т. «Свеча». Березниковские поэты. Березники, 2005, 80с.
Черепенина Т. «Туманы, грозы и прибой». Березниковские поэты. Березники, 2008, 116с.
Черепенина Т. «Небо в алмазах». Сборник стихов. Березники, 2008, 127с.
«Тонкие нити» Стихи Березниковских поэтов. Березники, 2011,189с.
Гилёв И.Д. «Тихая отрада». Соликамск, 1999. 150с.
Гилёв И.Д. «Был я ранен…» Березники, 1994.,144с.
Ромашковый снег. Сборник стихов. Соликамск, 2000.-34с.,
Решетов А. собрание сочинений в 3-х томах. Екатеринбург, 2004.
Решетов А. Избранное. Стихотворения. Пермское книжное издательство.2005, 275с.
Решетов А. Чаша. Книга стихов. Пермское книжное издательство. 1981-225с
Шерстнёв Ю.Избранное. Лирика.Юмор и сатира.Березники, 1999-230с.
Родное Прикамье: Хрестоматия по литературному краеведению / Составитель Д.А. Краснопёров.-Пермь «Книжный мир», 2001-432.
Литература прикамья: Хрестоматия для начальной школы/ Составители Н.П. Петрова, О.П. Суркова.-Пермь: «Книжный мир», 2000.-368с.
Марков Ю. Стихотворения. Березники., 1991. 64с.
Плотников О. Всем сердцем любя. Стихи и песни. Соликамск. 2005, 130с.
Кристалл. Стихи Березниковских поэтов. Березники, 1997, 192с.
Михайлюк Д. Не один пуд соли. Березники в судьбе России. Пермь. Издательство «Пушка», 1988.-368с.
Суровешкин Б. Избранное (стихи разных лет в новой редакции) Пермь,, 2004.-319с
Дополнительная (интернет-ссылки)
Википедия — свободная энциклопедия/ https://ru.wikipedia.org/wiki
Наполняем душу прекрасным – живопись, поэзия, фотографии, мудрые мысли, притчи / http://nasati.ru/aleksej-reshetov.htmlСтихи уральского поэта Алексея Решетова/
https://uraloved.ru/literatura/stihi-pro-ural/stihi-reshetovaАлександр Нестругин «Не плачьте обо мне…»  / http://www.rospisatel.ru/nestrugin-reshetov.htmКорни и ветви А.Л. Решетов/ http://seredina-mira.narod.ru/reshetov.htmlАлексей Решетов/ http://www.novsid.narod.ru/reshetov.htmlА. Решетов /https://vk.com/club13944433Жемчужины мысли. А. Решетов /http://www.inpearls.ru/author/alex+rechetovА.Решетов.Стихи./http://portal21.ru/news/we_recommend.php??ELEMENT_ID=1893Видеозаписи Березники | ВКонтакте / https://vk.com/video-9787872_170259187Олег Плотников Березники / Стихи.ру / https://www.stihi.ru/avtor/oplot2011Олег Плотников. Биография./ http://www.novsid.narod.ru/bio.htm
Певец женской души. Олег Плотников Березники/ https://www.stihi.ru/2016/01/02/10165
А. Юшкова / https://vk.com/id162332645
А. Юшкова / https://m.ok.ru/profile/522991707599Анастасия Юшкова: "А сердце неустанно просит слова"./http://bervecher.livejournal.com/23635.html
Стихи о городе Березники: МБУК /.http://berlib.ru/index.html?id=128
Конспект занятия "История и настоящее города Березники"/ http://festival.1september.ru/articles/575524/Сценарий концерта «С днём рождения, любимый город!»/ http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-koncerta-s-dnem-rozhdenija-lyubimyi-gorod.htmlКонспект занятия "Город мой, Березники"/ http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/27/konspekt-zanyatiya-gorod-moy-bereznikiПроза.ру/ https://www.proza.ru/2011/08/01/506