Рабочая программа по литературе. 6 класс. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой


Муниципальное общеобразовательное учреждение Орудьевская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Муниципального общеобразовательного учреждения Орудьевской средней общеобразовательной школы
______________ /Ю.Д. Трусова/подпись расшифровка подписи
Приказ № ____ от «___» _______ 2016 г.
дата
Рабочая программа по литературе
(базовый уровень)
6б класс
105 часов, 3 часа в неделю
Составитель: Батурова Зоя Михайловна,
учитель русского языка и литературывысшей категории
2016 год
Содержание
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Содержание программы учебного курса.
Тематическое планирование.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Календарно-тематическое планирование.
График проведения контрольных работ.
I. Пояснительная записка
Программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы : проект. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения) в соответствии с основной общеобразовательной программой Орудьевской средней общеобразовательной школы В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Программа включает несколько разделов:
пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация об используемом учебно-методическом комплексе, о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к результатам обучения учащихся;
календарно-тематическое планирование;
учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, а также к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
= социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
II. Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов народов мира к фольклору народов мира; от произведений разных жанровой направленности XIX в. к литературе ХХ в. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова. Овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 6 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (далёкое прошлое человечества, былое на страницах книг, всё начинается с детства, читатель - подросток и мир вокруг, природа и человек и т.д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – мир искусства слова, яркий и многообразный, и в центре его – Человек.
В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:
Далёкое прошлое человечества.
Литература ХIХ века.
Мир путешествий и приключений.
Литература ХХ века.
Рекомендуемые интернет-ресурсы.
Краткий словарь литературоведческих терминов.
В разделах 1-6 даются краткие аннотации, раскрывающие основную проблематику, художественное своеобразие, композиционно-жанровые особенности изучаемых произведений. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
III. Место предмета в базисном учебном плане
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 442 часов, в том числе в 5классе - 102 часов; в 6 классе – 102 часов; в 7 классе – 68 часов; в 8 классе – 68 часов; в 9 классе – 102 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание программы учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
Читатель и герой прочитанных книг.
ДАЛЁКОЕ ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4 ЧАСА)
Былое на страницах книг. Былины – богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской». «Три поездки Ильи Муромца». Герои сказок и былин.
Теория литературы. Былина (начальные представления). Сказитель. Зачин. Основное содержание. Гипербола. Постоянный эпитет (развитие представлений).
Развитие речи. Устный ответ на проблемный вопрос (начала исследования). Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по составленному плану.
А.Н.Островский. Весенняя сказка «Снегурочка» (в сокращении).
Теория литературы. Сказка (начальные представления). Основное содержание (развитие представлений).
Развитие речи. Устный ответ на проблемный вопрос (начала исследования). Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по составленному плану.
ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА (53 ЧАСА)
Иван Андреевич Крылов (2 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Басни «Два мальчика», «Волк и Ягнёнок». Жадность и неблагодарность героя басни. Историческая подоплёка басни.
Теория литературы. Басня (развитие представлений). Жанрово-композиционные особенности басни (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования). Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Василий Андреевич Жуковский (2 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Баллады «Дружба, «Лесной царь». Исторический и бытовой характер баллады.
Теория литературы. Баллада (развитие представления). Языковые, композиционные, жанровые особенности баллады (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев баллады. Участие в коллективном диалоге. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования).
Сергей Тимофеевич Аксаков (3 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент). Особенности повествования С.Т.Аксакова. Герой литературного произведения как читатель.
Очерк «Буран». Зимний день в оренбургской степи.
Теоретический практикум (1 час)
Теория литературы. Герой повествования (развитие представлений).
Контрольная работа №1 по теме «Всё начинается с детства…»
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев баллады. Участие в коллективном диалоге. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования). Составление плана анализа эпизода. Устный и письменный анализ эпизода.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» Иван Алексеевич Бунин. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…» (2 часа)
Теория литературы. Лирическое описание (развитие представлений).
Контрольная работа №2 по теме «Мир природы в поэтических строках ХIХ века».
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев баллады. Участие в коллективном диалоге. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования).
Владимир Фёдорович Одоевский (3 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
«Отрывки из журнала Маши» (в сокращении). Особенности сюжета, композиции и языка произведения.
Теория литературы. Эпистолярный жанр (начальное представление). Герой-повествователь (развитие представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования0. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героя. Описание здания московского особняка. Составление портрета литературного героя.
Теоретический практикум (1 час)
Александр Сергеевич Пушкин (3 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Стихотворения «К сестре» (в сокращении), «К Пущину» (4 мая)» (Теория литерав сокращении), «Послание к П.Юдину» (в сокращении), «Товарищам». Тема товарищества, дружеского проявления души в посланиях поэта.
Теория литературы. Послание (начальные представления). Языковые, композиционные, жанровые особенности послания (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования). Устный и письменный анализ стихотворений (начала исследования).
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Стихотворения «Утёс», «На севере диком стоит одиноко..» Тема одиночества и разочарования в стихотворениях поэта.
Баллада «Три пальмы» (Восточное сказание). Жанр баллады в лирике М.Ю.Лермонтова. Взаимоотношения человека и природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
«Панорама Москвы». Вдохновенное описание «не безмолвной громады камней холодных» в сочинении молодого юнкера.
Теория литературы. Сравнение. баллада. Образность, экспрессивность, эмоциональность поэзии (развитие представлений).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Выразительное чтение стихотворения. Рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования). Устный и письменный анализ стихотворений.
Иван Сергеевич Тургенев (5 часов)
Краткий обзор биографии и творчества.
Рассказ «Бежин луг». Смысл заглавия рассказа И.С.Тургенева. Картины жизни крестьянских детей в изображении И.С.Тургенева. Сюжетные и жанрово-композиционные особенности повествования.
Теория литературы. Портрет литературного героя. Речевая характеристика героя. Художественное описание (развитие представлений).
Контрольная работа №3 по теме «Портрет литературного героя».
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Выразительное чтение рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования). Сопоставительный (сравнительный) анализ по рассказу И.С.Тургенева (начала исследования).
Теоретический практикум (1 час)
Николай Алексеевич Некрасов (3 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни крестьянской детворы правдивыми красками времени.
Стихотворение «Школьник». Тема трудного пути к учению.
Теория литературы. Диалог. Рифма. Сравнение. Выразительные средства языка (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения с последующим устным или письменным его рецензированием. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Устный или письменный анализ стихотворения (начала исследования).
Лев Николаевич Толстой (6 часов)
Краткий обзор биографии и творчества.
Автобиографическая повесть «Отрочество».Главы: «Гроза», «Ключик», «Затмение», «Мечты», «Перемелется, мука будет», «Отрочество».
Теория литературы. Повествование. Автобиографическая литература как жанр (развитие представлений). Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений). Монолог (развитие представлений). Художественные приёмы (развитие представлений). Речевая характеристика героя.
Развитие речи. Сочинение на тему «Я на пороге отрочества…»
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ отрывков. Выразительное чтение глав с последующим его рецензированием (начала исследования).
Фёдор Михайлович Достоевский (6 часов)
Краткий обзор биографии и творчества.
«Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы). Фрагменты: «Связался со школьниками», «Надрыв к избе», «Коля Красоткин», «Жучка», «У Илюшиной постельке», «Илюша», «Похороны Илюшечки. Речь у камня».
Теория литературы: Повествование. Идейно-эмоциональное содержание повествования.
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования). Выразительное чтение с последующим его рецензированием.
Антон Павлович Чехов (5 часов)
Краткий обзор биографии и творчества.
Рассказ «Хамелеон». Сюжетно-композиционные особенности рассказа А.П.Чехова.
Рассказ «Толстый и тонкий». Способы выражения идейно-эмоционального содержания в рассказе.
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова.
Теория литературы. Композиция. Сюжет. Характер (развитие представлений).
Контрольная работа №4 по теме «Речевая характеристика героя».
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ отрывков рассказа. Выразительное чтение с последующим его рецензированием (начала исследования). Участие в коллективном диалоге.
Теоретический практикум (1 час)
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (3 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Повесть «Детство Тёмы». Главы: «Иванов», «Ябеда», «Экзамены».
Теория литературы. Повествования (развитие представлений). Характер литературного героя.
Развитие речи. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев. Устный и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования).
Теоретический практикум (1 час)
МИР ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ (17 часов)
Теренс Хэнбери Уайт (2 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
«Свеча на ветру». «Рыцарь, совершивший проступок» (в сокращении). О роли силы и справедливости в жизни человека.
Теория литературы. Повествования (развитие представлений). Портрет литературного героя. Характер литературного героя.
Развитие речи. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования).
Марк Твен (4 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Повесть «Приключения Гекльберри Финна» (фрагменты). Главы: четырнадцатая, девятнадцатая, сорок вторая. История весёлых приключений. Речевая характеристика героя.
Теория литературы. Сюжет. Композиция. Речевая характеристика героя (развитие представлений).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования). Речевая характеристика героев повествования.
Жюль Верн (3 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Роман «Таинственный остров»(в сокращении). Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проект.
Теория литературы. Робинзонада (развитие представлений). Научная фантастика. Приключенческая литература.
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования). Речевая и портретная характеристика героя (начала исследования).
Оскар Уайльд (3 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Рассказ «Кентервильское привидение» (материально-идеалистическая история). «Что такое Жизнь…» Проект.
Теория литературы. Композиция произведения. Сюжет. Ирония (развитие представлений).
Контрольная работа №5 по теме «Мир путешествий и приключений».
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования). Речевая характеристика героев (начала исследования).
Антуан де Сент-Экзюпери (4 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Сказка-притча «Маленький принц» (фрагменты). «…Ты всегда в ответе за тех, кого приучил».
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий). Тема. Идея (развитие представлений). Речевая характеристика героя (развитие представлений).
Сочинение на тему «Я родом из детства…»
Развитие речи. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования).
Теоретический практикум (1 час)
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (27 ЧАСОВ)
Внеклассное чтение. Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом. Ж. Рони-Старший. «Борьба за огонь». Д. Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика» (1 час)
Читателям ХХ века. М. Эндэ «Бесконечная книга»
Аркадий Тимофеевич Аверченко (2 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Рассказ «Смерть африканского охотника». «Проза жизни тяготила меня».
Теория литературы. Герой повествования. Речевая характеристика героя.
Развитие речи. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования).
Максим Горький (4 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Автобиографическая повесть «Детство» (фрагменты). «Горячий туман взаимной вражды…»
Теория литературы. Герой повествования (развитие представлений). Жанрово-композиционные и языковые особенности произведения.
Развитие речи. Устная и письменная характеристика героев. Письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования).
Александр Степанович Грин (3 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Рассказ «Гнев отца». «Тогда он увидел гнев, или неверно понятое слово».
Теория литературы. Герой повествования (развитие представлений). Жанрово-композиционные и языковые особенности сказки.
Развитие речи. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования). Устные и письменные ответы на проблемные вопросы (начала исследования).
Внеклассное чтение. А.С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа»
Константин Георгиевич Паустовский (2 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
«Повесть о жизни» (фрагменты). Мечты о несбыточном будущем. «Так вот он какой, Кавказ!»
Теория литературы. Герой повествования (развитие представлений). Жанрово-композиционные и языковые особенности произведения.
Развитие речи. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывков (начала исследования).
Теоретический практикум (1 часа)
Фазиль Абдулович Искандер (2 часа)
Краткий обзор биографии и творчества.
Цикл рассказов «Детство Чика» (в сокращении).
Теория литературы. Герой повествования (развитие представлений). Описание внешности литературного героя. Портрет (развитие представлений).
Развитие речи. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения рассказа. Устный и письменный анализ отрывов (начала исследования).
Внеклассное чтение. Ф.А. Искандер. Цикл рассказов «Детство Чика».
Брус Таркинтон (1 час)
Повесть «Приключения Пенрода».
Теория литературы. Герой повествования (развитие представлений). Описание внешности литературного героя. Портрет (развитие представлений).
Сочинение на тему «Моя любимая книга о приключениях».
Развитие речи. Устная и письменная характеристика героев. Выразительное чтение рассказа с последующим его рецензированием. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ отрывов (начала исследования).
Иван Алексеевич Бунин (1 час)
Стихотворения «Детство», «Первый соловей». Краски солнечного детства в стихотворениях И.А.Бунина.
Теория литературы. Идейно-эмоциональное содержание стихотворения 9развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения с последующим его рецензированием. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений (начала исследования).
Александр Александрович Блок (1 час)
Стихотворения «Ветер принёс издалёка…», «Полный месяц встал над лугом».Картины движения жизни в природе в стихотворениях А.А.Блока.
Теория литературы. Средства выразительности, пафос стихотворения (развитие представлений).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения (начала исследования).
Константин Дмитриевич Бальмонт (1 час)
Стихотворение «Золотая рыбка». Мир через призму волшебства.
Теория литературы. Средства выразительности, пафос стихотворения (развитие представлений).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения (начала исследования).
Борис Леонидович Пастернак (1 час)
Стихотворение «Июль». Приметы лета в стихотворении Б.Л.Пастернака.
Теория литературы. Средства выразительности, пафос стихотворения (развитие представлений).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения (начала исследования).
Константин Михайлович Симонов (2 часа)
Стихотворение «Сын артиллериста». Героический пафос стихотворения.
Теория литературы. Средства выразительности, пафос стихотворения (развитие представлений).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения (начала исследования).
Песни о Великой Отечественной войне (1 час)
«Моя Москва». «Мы запомним суровую осень…»
Теория литературы. Лирическое начало (развитие представления). Средства выразительности.
Развитие речи. Выразительное чтение с последующим его рецензированием.
Теоретический практикум (1 час)
Бенни Андерсен (1 час)
«Простите, где здесь природа?» Природа и человек.
Теория литературы. Идейно-эмоциональное содержание повествования (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение с последующим его рецензированием. Устный и письменный анализ (начала исследования). Письменный ответ на проблемный вопрос (начала исследования).
Итоговое тестирование (1 час)
Подведение итогов года (1 час)
Тематическое планирование

п/п Наименование разделов
курса Кол-во часов Уроков внеклассного чтения Контрольных работ Уроков развития речи
1. Введение 1 2. Далёкое прошлое человечества 3 Былины - богатырский эпос русского народа 1 А.Н. Островский 2 Теоретический практикум 1 3. Литература XIX века. Всё начинается с детства 54 1 5 1
Иван Андреевич Крылов 2 Василий Андреевич Жуковский 2 Сергей Тимофеевич Аксаков 3 1 Пейзаж. Мир природы в поэтических строках ХIХ века 2 1 Владимир Фёдорович Одоевский 3 Александр Сергеевич Пушкин 3 Михаил Юрьевич Лермонтов 4 Иван Сергеевич Тургенев 5 1 Николай Алексеевич Некрасов 3 Лев Николаевич Толстой 6 1
Фёдор Михайлович Достоевский 6 Антон Павлович Чехов 6 1 1 Николай Георгиевич Гарин-Михайловский 3
Теоретический практикум 5 4. Мир путешествий и приключений 19 1 1
Теренс Хэнбери Уайт 2 Марк Твен 4 Жюль Верн 3 Оскар Уайльд 3 1 Антуан де Сент-Экзюпери 5 1
Ж. Рони-Старший. Д. Эрвильи. 1 Теоретический практикум 1 5. Литература ХХ века 26 3 1
Михаэль Эндэ1 1 Аркадий Тимофеевич Аверченко 2 Максим Горький 4 Александр Степанович Грин 3 1 Константин Георгиевич Паустовский 2 Фазиль Абдулович Искандер 2 1 Брус Таркинтон2 1
Иван Алексеевич Бунин 1 Александр Александрович Блок 1 Константин Дмитриевич Бальмонт 1 Борис Леонидович Пастернак 1 Константин Михайлович Симонов 2 Песни о Великой Отечественной войне 1 Бенни Андерсен 1 Теоретический практикум 2 6. Итоговое тестирование. Подведение итогов за год 2 1 ВСЕГО: 105 4 7 3
Описание материально-технического обеспечения образовательного процессаТематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:1. Курдюмова Т.Ф. Литература: учебник-хрестоматия для 5 кл.: в 2 ч. – М.: Дрофа, 2013.
2. Литература. 6 класс. Книга для учителя к УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой: учебно-методическое пособие / Н. А. Миронова. - М.: Дрофа, 2013. 3. Курдюмова Т. Ф. Литература. 6 класс: методические рекомендации/ Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:- электронное приложение к учебнику «Литература. 5 класс» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
http://scool-collection.edu.ru – Образовательные интернет-ресурсы: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://lib.ru – Lib.Ru – Интернет-библиотека Максима Мошкова.
http://rvb.ru – Русская виртуальная библиотека.
http://www.gramota.ru – Русский язык для всех. Портал Грамота.руVII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Формы организации образовательного процесса
· уроки-лекции
· уроки-собеседования
· урок - практическая работа
· уроки-соревнования
· уроки с групповыми формами работы
· уроки взаимообучения обучающихся· уроки творчества
· уроки, которые ведут обучающиеся
· уроки-зачеты
· уроки - творческие отчеты
· уроки-конкурсы
· уроки-игры
· уроки-диалоги
· уроки-семинары
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков Наименования разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
Введение (1 час)
Читатель и герой прочитанных книг Далёкое прошлое человечества (4 часа)
История человечества в произведе-ниях литературы. «На заставе бога-тырской», «Три поездки Ильи Муромца». Былины – богатырский эпос русского народа Н.А. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - весенняя сказка. Близость пьесы «Снегурочка» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки Герои сказок и былин. Теоретический практикум Литература ХIХ века (53 часа)
Всё начинается с детства
И.А. Крылов - великий русский баснописец. Басня «Два мальчика». Жадность и неблагодарность героя басни И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок». Историческая подоплёка басни В.А. Жуковский. «Дружба» - притча в стихотворной форме Диагностическая работа В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Исторический и бытовой характер баллады
Автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука». Особенности повествования С.Т. Аксакова С.Т. Аксаков. Очерк «Буран». Зимний день в оренбургской степи Герой литературного произведения. Теоретический практикум Контрольная работа №1 по теме «Всё начинается с детства…» Пейзаж. Мир природы в поэтических строках ХIХ века (2 часа)
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». И.А. Бунин. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…» Контрольная работа №2 по теме «Мир природы в поэтических строках ХIХ века» Всё начинается с детства (продолжение)
В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Особенности сюжета, композиции и языка произведения «Отрывки из журнала Маши» В.Ф.Одоевского. Эпистолярный жанр в литературе ХIХ века «Отрывки из журнала Маши» В.Ф.Одоевского. Герой-повествователь в произведении Портрет героя литературного произведения. Теоретический практикум А.С.Пушкин. Стихотворения «К сестре» (в сокращении), «К Пущину» (14 мая)» Стихотворение А.С.Пушкина «Послание к П.Юдину» (в сокращении) А.С.Пушкин. Стихотворение «Товарищам». Тема товарищества, дружеского проявления души в посланиях поэта М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Утёс» М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» Тема одиночества и разочарования в стихотворениях поэта Стихотворение «Три пальмы» (Восточное сказание). Жанр баллады в лирике М.Ю.Лермонтова«Панорама Москвы» М.Ю.Лермонтова. Вдохновенное описание «не безмолвной громады камней холодных» в сочинении молодого юнкера Детство и юность И.С. Тургенева. «Бежин луг». Смысл названия рассказа Картины жизни крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» Сюжетные и жанрово-композиционные особенности повествования И.С.ТургеневаРечевая характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» Контрольная работа №3 по теме «Портрет литературного героя» Речевая характеристика литературных героев. Теоретический практикум Детство и юность Н.А. Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни крестьянской детворы правдивыми красками времени Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства в изображении Н.А. Некрасова Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник». Тема трудного пути к учению Детство и отрочество Л.Н. Толстого. История создания автобиографической трилогии. Повесть «Отрочество» (глава «Гроза»). Приближение грозы в изображении Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество». Комментированное чтение и анализ главы «Ключик». «Чему быть, того не миновать…» Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество». Комментированное чтение и анализ главы «Затмение» Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество». Комментированное чтение и анализ главы «Мечты». «И мы все летим выше и выше» Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество». Комментированное чтение и анализ глав «Перемелется, мука будет» и «Отрочество». «Жалкая… пружина моральной деятельности – ум человека!» Сочинение на тему «Я на пороге отрочества…» Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»). Фрагмент «Связался со школьниками»: злая перестрелка Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»). Комментированное чтение и анализ фрагментов «Надрыв в избе» и «Коля Красоткин» Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»). Комментированное чтение и анализ фрагмента «Жучка» Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»). Комментированное чтение и анализ фрагмента «У Илюшиной постельки» Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»). Комментированное чтение и анализ фрагмента «Илюша» Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»). Фрагмент «Похороны Илюшечки. Речь у камня». «Будем прежде всего добры…» Детство и отрочество А.П. Чехова. Рассказ «Хамелеон». Сюжетно-композиционные особенности рассказа Способы выражения идейно-эмоционального содержания рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» «Толстый и тонкий». Способы выражения идейно-эмоционального содержания в рассказе А.П. Чехова Языковые и композиционные особенности рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П. Чехова Контрольная работа № 4 по теме «Речевая характеристика героя» Сюжет и герой. Теоретический практикум Детство и юность Н.Г. Гарина-Михайловского. Комментированное чтение и анализ главы «Иванов» из повести «Детство Тёмы» Н.Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (глава «Ябеда»), «…Ничто не вечно под луною…» Н.Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (глава «Экзамен»). «Разве я не виноват действительно?» Мир вещей ХIХ века. Теоретический практикум Мир путешествий и приключений (19 часов)
Внеклассное чтение. Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом. Ж. Рони-Старший. «Борьба за огонь». Д. Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика» Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». «Рыцарь, совершивший проступок». О роли силы и справедливости в жизни человека Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». Портрет литературного героя М. Твен – любитель приключений. Повесть «Приключения Гекльберри Финна». История весёлых приключений М. Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна». Речевая характеристика героя М. Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна». «Разве догадаешься, что у него на уме?..» М. Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна». Мир глазами ребёнка Жюль Верн. Роман «Таинственный остров». Своеобразие сюжета и жанра произведения Ж. Верн. Роман «Таинственный остров». РобинзониадаЖ. Верн. Реальное и вымысел в романе «Таинственный остров» Знакомство с личностью О. Уайльда. Рассказ «Кентервильское привидение». «Что такое жизнь…» О. Уайльд. Особенности жанра и сюжета рассказа «Кентервильское привидение» Контрольная работа №5 по теме «Приключения и путешествия» Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц». «…Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц». Особенности композиции и сюжета произведения Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц». Речевая характеристика героя Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения на тему «Я родом из детства…» Герой среди героев. Теоретический практикум Литература ХХ века (26 часов)
Внеклассное чтение. Читателям ХХ века. Анализ произведения М. Эндэ «Бесконечная книга» Знакомство с личностью А. Т. Аверченко. Комментированное чтение и анализ начала рассказа «Смерть африканского охотника». А. Т. Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника». Речевая характеристика героя Детские и отроческие годы М. Горького. История создания повести «Детство». Комментированное чтение и анализ фрагментов повести М. Горький. Повесть «Детство». Семья Кашириных. Образы бабушки и деда Образ главного героя повести М. Горького «Детство» Художественные особенности повести М. Горького «Детство». Проверочная работа Знакомство с личностью А.С. Грина. Комментированное чтение рассказа А.С. Грина «Гнев отца» А.С. Грин. Рассказ «Гнев отца». Герой повествования Внеклассное чтение. Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа» Знакомство с личностью К.Г. Паустовского. Комментированное чтение фрагмента «Гардемарин» из «Повести о жизни» К.Г. Паустовского Комментированное чтение и анализ фрагмента «Как выглядит рай» из «Повести о жизни» К.Г. Паустовского Читатель-подросток и мир вокруг. Ещё раз о герое произведения – читателе. Теоретический практикум Знакомство с личностью Ф.А. Искандера. Комментированное чтение и анализ рассказа «Чик и Пушкин» из цикла «Детство Чика» Внеклассное чтение. Анализ отдельных рассказов из цикла «Детство Чика» Ф.А. Искандера Б. Таркинтон. Повесть «Приключения Пенрода». Герой повествования Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения на тему «Моя любимая книга о приключениях» Родная природа в стихах русских поэтов ХХ века. Краски солнечного детства в стихотворениях И.А. Бунина «Детство», «Первый соловей» Картины движения жизни в природе в стихотворениях А.А. Блока «Ветер принёс издалёка…», «Полный месяц встал над лугом» К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Золотая рыбка». Мир через призму волшебства Приметы лета в стихотворении Б.Л. Пастернака «Июль» Великая Отечественная война в литературе. Выразительное чтение и анализ стихотворения К.М. Симонова «Сын артиллериста» К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста». Героический пафос стихотворения Песни о Великой Отечественной войне. «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского) Герой художественного произведения. Теоретический практикум Природа и человек. Б. Андерсен. «Простите, где здесь природа?» Подведение итогов за год (2 часа)
Итоговая контрольная работа Герои любимых книг. О летнем чтении График проведения контрольных работ
Номера к/рТема Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
1 Диагностическая работа 2 Контрольная работа №1 по теме «Всё начинается с детства…» 3 Контрольная работа №2 по теме «Мир природы в поэтических строках ХIХ века» 4 Контрольная работа №3 по теме «Портрет литературного героя» 5 Контрольная работа № 4 по теме «Речевая характеристика героя» 6 Контрольная работа №5 по теме «Приключения и путешествия» 7 Итоговая контрольная работа Итого 7 Согласовано
Зам. директора по УВР _________ Н.А. Егорова
«____» __________ 2016