Рабочая учебная программа по литературе на средней ступени образования составлена на основе авторской программы Т.Ф. Курдюмовой (5 — 9 классы).


Рабочая учебная программа по литературе 5 - 9 классы. Составлена на основе авторской программы Т.Ф. Курдюмовой учителем Кулаковой Н.М. Сроки реализации программы 5 лет. 2014 год.
II. Пояснительная записка.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Курс строится на основе изучения литературного процесса от древности до наших дней. Главный объект – герой художественного произведения, часто герой – подросток. Дальнейшее изучение теоретических понятий: портрет, характер, проза и др.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, на основе авторской программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. (Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5 - 11 кл./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова. Е.Н. Колокольцев и др., под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010).

Структура программы – линейная.
Ступень образования – основная.
Обучение будет вестись по учебникам: «Литература»:
В 5 классе: «Литература», 5 класс, «Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, издательство «Дрофа», Москва, 2010 год.
В 6 классе: «Литература», 6 класс, «Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, издательство «Дрофа», Москва, 2013 год.
В 7 классе: «Литература», 7 класс, «Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, издательство «Дрофа», Москва, 2013 год.
В 8 классе: «Литература», 8 класс, «Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, издательство «Дрофа», Москва, 2006 год.
В 9 классе: «Литература», 9 класс, «Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, издательство «Дрофа», Москва, 2012 год.
Согласно базисному учебному плану 2004 учебного года учебный год составляет 35 учебных недель. Исходя из этого в программе по литературе на второй ступени обучения предусмотрено проведение
Распределение общего количества часов по четвертям:
Учебные четверти Количество недель в учебной четверти Количество часов по классам
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
1 четверть 9 недель 18ч. 18ч. 18ч. 18ч. 27ч.
2 четверть 7 недель 14ч. 14ч. 14ч. 14ч. 21ч.
3 четверть 10 недель 20ч. 20ч. 20ч. 20ч. 30ч.
4 четверть 8 недель 18ч. 18ч. 18ч. 18ч. 27ч.
Этнокультурный компонент включён в уроки:
В 5 классе –
В 6 классе – № 2, 5, 11, 17, 20, 29, 46.
В 7 классе –
В 8 классе –
В 9 классе - № 1, 12, 13, 33, 52, 64, 74, 102.
Сроки реализации программы 5 лет.
ведущая форма учебной деятельности - урок.
Основные методы и приемы: словесные, наглядные, проблемные, игровые. Применяемые средства обучения: портреты, иллюстрации, раздаточный материал, технические - компьютерные, аудиовизуальные.
III. Тематическое планирование. Литература 5 класс.
№ п/пТема курса Общее количество часов Количество
Внеклассного чтения Уроков развития речи Проверочных работ
1 Мифы и мифология 3 - - -
2 Устное народное творчество (фольклор) 7 1 - -
3 Литература 19 века 21 - 4 -
4 Литература 20 века 24 1 3 -
5 Путешествия и приключения 15 3 1 1
Всего:
Из них:
в I ч.
во II ч.
в III ч.
в IV ч. 70
18
14
20
18 5
1
-
1
3 8
1
4
1
2 1
1
III. Тематическое планирование. 6 класс Литература.
№ п/пТема курса Общее количество часов Количество
Проверочных работ Уроков развития речи Внеклассного чтения
1 Далёкое прошлое человечества. 7 - 1 1
2 Литература 19 века 38 1 5 2
3 Мир путешествий и приключений 13 - 2 3
4 Литература 20 века 12 1 - 1
Всего:
Из них:
в I ч.
во II ч.
в III ч.
в IV ч. 70
18
14
20
18 2
-
-
1
1 8
2
3
2
1
7
2
-
2
3
III. Тематическое планирование. 7 класс.
№ п/пТема курса Общее количество часов Количество
Уроков развития речи Внеклассного чтения
1 Роды и жанры литературы. 9 1 1
2 Литература 19 века. 40 6 2
3 Литература 20 века. 13 2 1
4 Великая Отечественная война в художественной литературе. 4 - 1
5 Фантастика и детективная литература. 4 - -
Всего:
70
часов 9
5
Из них:
в I ч. 18 2 2
во II ч. 14 3 1
в III ч. 20 2 1
в IV ч. 18 2 1
III. Тематическое планирование. 9 класс Литература.
№ п/пТема курса Общее количество часов Количество
Проверочных работ Уроков развития речи Внеклассного чтения
1 Пролог литературы мировой и древнерусская литература. 6 - - 1
2 Литература 18 века. 10 - 2 1
3 Литература 1 половины 19 века. 52 5 7 4
4 Литература 2 половины 19 века. 10 - 1 1
5 Литература 20 века. 27 1 1 3
Всего:
Из них:
в I ч.
во II ч.
в III ч.
в IV ч. 105
27
21
30
27 6
1
2
2
1 11
4
3
3
1 10
3
1
3
3
IV. Календарно-тематическое планирование.
5 класс
Тема 1. Мифы и мифология. 3 часа.
№ урока Сроки проведения Тема урока
1 I четверть Литература – искусство слова.
2 Мифы и мифология.
3 Славянские мифы. Масленица.
Внеклассного чтения – 0, развития речи – 0.
Тема 2. Устное народное творчество (фольклор). 7 часов.
4 Что такое фольклор? Фольклорные жанры.
5 Былина «Три поездки Ильи Муромца».
6 Волшебная сказка «Марья Моревна».
7 Внеклассное чтение. В гостях у сказки.
8 Сказки народов мира. Арабские сказки «Тысяча и одна ночь».
9 Малые жанры фольклора.
10 Народная драма «Озорник Петрушка».
Внеклассное чтение – 1, развития речи – 0.
Тема 3. Литература 19 века. 21 час.
11 И.А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом».
12 И.А. Крылов. Басни «Зеркало и Обезьяна», «Осёл и Мужик».
13 А.С. Пушкин. Детство и юность поэта. Стихотворение «Няне».
14 Родная природа в лирике А.С. Пушкина. «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога.
15 Поэма «Руслан и Людмила». Пролог. Песнь 1.
16 Поэма «Руслан и Людмила». Герои и события.
17 Развитие речи. Изложение. Волшебник Черномор и его злодейства.
18 II четверть М.Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребёнком», «Парус», «Листок», «Из Гёте».
19 Н.В. Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота».
20 Развитие речи. Изложение. «Дед у нечистой силы» или «Как дед вернул грамоту» (для сильных учащихся – элемент сочинения).
21 И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.
22 Поступки Герасима.
23 Развитие речи. Как изменила Герасима гибель Муму. Смысл названия рассказа.
24 Поэтический образ Родины. И.С.Никитин «Русь», М.Ю. Лермонтов «Москва! Москва!...»
25 В поэтической мастерской. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом».
26 М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
27 Развитие речи. Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова.
28 Л.Н. Толстой. «Петя Ростов» (фрагмент из романа – эпопеи «Война и мир»).
29 Петя Ростов в партизанском отряде.
30 Первый бой и гибель Пети
31 М.А. Булгаков «Петя Ростов». (фрагмент из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Внеклассное чтение – 0, развития речи – 4.
Тема 4. Литература 20 века. 24 часа.
32 Память о А.С. Пушкине в литературе 20 века. А.А. Ахматова «В Царском Селе», К.Д. Бальмонт «Пушкин» и др. (по выбору).
33 К.Г. Паустовский. «Рождение сказки».
34 Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки.
35 Развитие речи. Изложение. Путь Герды в поисках Кая.
36 Победа Герды в неравной борьбе.
37 А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки.
38 Дж. Родари. «Сказки по телефону».
39 III четверть Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» в переводе В.В. Набокова («Аня в Стране чудес»).
40 Чудо и парадокс на страницах сказок.
41 Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно».
42 «Огонь» и «полымя» в жизни героев повести Дж. Р.Р. Толкина.
43 И.С. Шмелёв. «Как я встречался с Чеховым. За карасями».
44 Е.И. Замятин. «Огненное «А»».
45 Очерк А.И. Куприна «Мой полёт».
46 Развитие речи. Как написать очерк? Подготовка к сочинению в жанре очерка.
47 Поэтический образ Родины. Краса родной земли в стихах и в лирической прозе М.М. Пришвина.
48 Мир наших братьев меньших. С.А. Есенин «Песнь о собаке».
49 В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
50 Внеклассное чтение. «Край ты мой, родимый край». (по произведениям земляков о родном крае).
51 Героическое прошлое России. А.И. Фатьянов, А.Т. Твардовский, А.А. Ахматова, Р.Г. Гамзатов.
52 IV четверть В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.
53 Человек и природа в рассказе.
54 Развитие речи. Коллективная работа над сочинением «Как Васютка выжил в тайге».
55 Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы.
Внеклассного чтения – 1, развития речи – 3.
Тема 5. Путешествия и приключения. 13 часов.
56 Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни.
57 Развитие речи. Обучение сжатому пересказу текста.
58 Внеклассное чтение. Самые интересные страницы романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».
59 Р.Э. Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена».
60 Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Урок - игра.
61 Марк Твен – мастер занимательного и весёлого повествования.
62 А. Линдгрен и её детектив «Приключения Калле Блюмквиста».
63 Внеклассное чтение. Великий детектив Шерлок Холмс.
64 Сюжет и композиция художественного произведения.
65 Проверочная работа по курсу 5 класса.
66 Н.С. Гумилёв. «Орёл Синдбада».
67 Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада - морехода». Знакомый герой в новом произведении.
68 Разбор тестовых заданий.
69 Литературная игра.
70 Чтение летом. М.И. Цветаева «Книги в красном переплёте». (Советы поэта и обзор книг).
Внеклассное чтение – 3, развития речи – 1.
Календарно – тематическое планирование. Класс 6.
Тема 1. Далёкое прошлое человечества. 7 часов.
№ урока Сроки проведения урока Тема урока
1 сентябрь Герой художественного произведения. Герои – подростки.
2 Литературная игра «Классика и современность».
3 Внеклассное чтение. Былины – богатырский эпос русского народа.
4 Былина «На заставе богатырской».
5 Развитие речи. Герои сказок и былин.
6 А.Н. Островский. Пьеса – сказка «Снегурочка».
7 Герои пьесы – сказки «Снегурочка».
Проверочных работ – 0, развития речи – 1, внеклассного чтения – 1.
Тема 2. Литература 19 века. 38 часов.
8 В.А. Жуковский. Баллада «Кубок».
9 «Лесной царь» - перевод баллады Гёте.
10 С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова – внука». Герой произведения как читатель.
11 С.Т. Аксаков. «Буран». Мастерство описания картины природы. Человек и стихия.
12 Внеклассное чтение. Мир природы в поэзии 19 века.
13 И.А Крылов. Басня «Два мальчика». Два типа поведения героев.
14 И.А. Крылов. Басня «Волк и Ягнёнок».
15 В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Герои дневника Маши.
16 «Отрывки из журнала Маши». Характер героини повести.
17 Развитие речи. Творческая работа. (Создание портрета, пейзажа или странички из дневника.
18 А.С. Пушкин в годы учёбы в Лицее.
19 2 четверть А.С. Пушкин. «К сестре», «К Пущину», «К Юдину», «Товарищам».
20 М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в стихотворениях «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…».
21 Развитие речи. Урок – исследование. Можно ли назвать «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова балладой?
22 «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы.
23 Эпиграммы М.Ю. Лермонтова.
24 Развитие речи. Анализ стихотворения.
25 И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
26 Пейзаж в рассказе «Бежин луг».
27 Герои рассказа «Бежин луг». Характеристика героев.
28 Развитие речи. Обучение написанию сочинения. (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»).
29 Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».
30 Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник».
31 «Отрочество» Н.Л. Толстого как часть автобиографической трилогии.
32 Отрочество Николеньки Иртеньева. Окружение Николеньки.
33 3 четверть Философские открытия Николеньки.
34 Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»).
35 Эпизод в художественном произведении.
36 Участие автора в судьбе своих героев. (Фрагменты из романа «Братья Карамазовы»).
37 А.П. Чехов. Очерк жизни. Юношеские рассказы.
38 Внеклассное чтение. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Творческое состязание с героиней.
39 Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».
40 Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
41 Н.Г. Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы». Глава «Иванов».
42 Повесть «Детство Тёмы». Глава «Ябеда». Нравственное испытание.
43 Рассказ о становлении характера Тёмы. Глава «Экзамены».
44 Развитие речи. Творческая работа по повести «Детство Тёмы».
45 Проверочная работа по теме: «Литература 19 века. Незабываемый мир детства и отрочества».
Проверочных работ – 1, развития речи – 5, внеклассного – 2.
Тема 3. Мир путешествий и приключений. 13 часов.
46 Внеклассное чтение. Путешествия и приключения в нашем чтении.
47 Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей.
48 Юный Ланселот. Проблема роли красоты в жизни человека.
49 Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
50 Гек и Том стали старше.
51 Путешествие Гека по Миссисипи как школа жизни.
52 Развитие речи. Ж. Верн. «Таинственный остров» - популярная «робинзонада».
53 4 четверть Герберт – юный герой романа Ж. Верна.
54 Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение». Главные герои.
55 Юные герои и воинствующее кентервильское привидение.
56 Развитие речи. Роль Вирджинии в развитии и развязке сюжета.
57 Внеклассное чтение. О. Генри. «Дары волхвов». Рождественский рассказ и его особенности.
58 Внеклассное чтение. А.де Сент – Экзюпери. «Маленький принц». Философское звучание сказки.
Проверочных работ – 0, развития речи – 2, внеклассного чтения – 3.
Тема 4. Литература 20 века. 10 часов.
59 А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Тайна заголовка.
60 М. Горький. «Детство» (фрагменты). Активность авторской позиции.
61 А.С. Грин. «Гнев отца». Комизм сюжета.
62 К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». (фрагменты).
63 «Повесть о жизни». Герой учиться видеть мир.
64 Ф.А. Искандер. «Детство Чика». (глава «Чик и Пушкин»).
65 Внеклассное чтение. Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Урок – концерт.
66 К.М. Симонов. «Сын артиллериста».
67 Итоговая проверочная работа.
68 Песни военных лет «Моя Москва»( стихи М. Лисянского).
69 Тема защиты природы. По произведениям М. Пришвина и В. Бианки.
70 Итоги года. Рекомендации по чтению во время каникул.
Проверочных работ – 1, развития речи – 0, внеклассного чтения – 1.
Календарно – тематическое планирование. 7 класс.
Тема1. Роды и жанры литературы.
№ урока Сроки проведения Тема урока
1 1 ч-тьРоды и жанры литературы. Судьба жанров.
2 сентябрь Героический эпос древности. Гомер. «Илиада» , « Одиссея» (фрагменты).
3 Жанры фольклора.
4 Детский фольклор.
5 Драма «Барин» как пьеса и как народная игра.
6 Внеклассное чтение. Шекспир «Ромео и Джульетта». Отражение в трагедии «вечных тем».
7 Из истории сонета. Венок сонетов. А.С. Пушкин «Сонет» и др.
8 Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).
9 Р.р. Сочинение. «Журден, я тебя узнал(а)».
Р.р. – 1. Внеклассное чтение – 1.
Тема 2. Литература 19 века. 40 часов.
№ урока Сроки проведения Тема урока
10 Популярные жанры литературы 19 века. Из истории басни.
11 Р.р. Комментирование басни.
12 В.А. Жуковский. Трагические сюжеты баллад. Позиция автора.
13 В.А. Жуковский баллада «Светлана». Сюжет и народные поверья.
14 Внеклассное чтение. Баллады писателей 19 и 20 веков.
15 А.С. Пушкин. Начало творчества.
16 Жанры лирики А.С. Пушкина. Послание, элегия, стансы и др.
17 Совершенство формы лирических произведений А.С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».
18 Жанры прозы А.С. Пушкина. Цикл «Повести Белкина».
19 2 ч-ть. Реализм и романтизм в повести «Барышня - крестьянка».
20 ноябрь А.С. Пушкин. Незавершённый роман «Дубровский». Первые главы.
21 Р.р. Изложение с элементом сочинения. «Пожар в Кистенёвке».
22 Дубровский и Маша Троекурова.
23 Судьба героев романа.
24 Р.р Подготовка к написанию сочинения по роману «Дубровский».
25 Р.р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
26 М.Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.
27 Жанровое разнообразие лирики Лермонтова. «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс» и др.
28 М.Ю. Лермонтов . Поэма «Мцыри».
29 Три дня «жизни «героя поэмы «Мцыри».
30 Внеклассное чтение. Выразительность лирики М.Ю. Лермонтова.
31 Н.В. Гоголь комедия «Ревизор». Завязка действия.
32 Отражение России 19 века в героях комедии.
33 3 ч-тьСила обличения социального зла в комедии.
34 январь «Хлестаковщина»
35 Р.р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
36 И.С. Тургенев. Поэтический образ героини рассказа «Свидание».
37 И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи» и др.)
38 Н.А. Некрасов. Гражданская лирика. Судьба народа в произведениях поэта.
39 Н.А. Некрасов «Железная дорога». Позиция автора.
40 Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
41 Р.р. Обучение анализу стихотворения.
42 М.Е. Салтыков – Щедрин и его сказки. «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил».
43 Художественные особенности «Повести от том, как один мужик двух генералов прокормил».
44 Нравственные проблемы в изображении героев сказок «Богатырь» и «Карась – идеалист».
45 Н.С. Лесков. «Левша» . Герои сказа.
46 Пафос творческого труда в сказе Н.С. Лескова.
47 Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».
48 А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка.
49 Юмор в рассказах А.П. Чехова «Хирургия» и «Жалобная книга».
Р.р – 6, внеклассное чтение – 2.
Тема 3. Литература 20 века. 13 часов
№ урока Сроки проведения Тема урока
50 В.Я. Брюсов. «Хвала человеку», «Труд».
51 Внеклассное чтение. Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. И.А. Бунин «У птицы есть гнездо…», Игорь Северянин «Не завидуй другу» и др.
52 М. Горький. Романтические произведения. «Песня о Буревестнике».
53 4 ч-тьМ. Горький «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей.
54 апрель Элементы притчи в сказке М. Горького «Старый год».
55 В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
56 Сатирические гимны В.В. Маяковского. «Гимн обеду».
57 М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием».
58 К.Г Паустовский «Рождение рассказа».
59 Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади».
60 Р.р. Рецензирование одного из изученных произведений.
61 А.В. Вампилов «Несравненный Наконечников».
62 Р.р. Как писать эссе. (из примеров – К.Г. Паустовский «Радость творчества»).
Тема 4. Великая Отечественная война в художественной литературе. 4 часа.
№ урока Сроки проведения Тема урока
63 Внеклассное чтение. А.Н. Толстой «Русский характер».
64 М.А. Шолохов «Они сражались за родину» (фрагменты).
65 В.Г. Распутин «Уроки французского».
66 Значение названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Р.р. – 0, Внеклассное чтение – 1.
Тема 5. Фантастика и детективная литература. 2 часа.
№ урока Сроки проведения Тема урока
67 Р. Шекли «Запах мысли».
68 Артур Конан Дойл «Пляшущие человечки»
69 Литературная игра.
70 Итоги года. Рекомендации по чтению во время каникул.
Р.р. -0, внеклассное чтение – 0.
IV. Календарно-тематическое планирование.
9 класс
Тема 1. Пролог литературы мировой и древнерусская литература. 6 часов.
№ урока Сроки проведения Тема урока
1 I четверть Введение. Русская литература в контексте мировой.
2 Литература Эпохи Средневековья. Данте А. «Божественная комедия».
3 Древнерусская литература. Богатство жанров.
4 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
5 «Слово…» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение.
6 Внеклассное чтение. Литература Эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет».
Развития речи – 0, внеклассное чтение – 1.
Тема 2. Литература 18 века. 10 часов.
№ урока Сроки проведения Тема урока
7 Литература 18 века. Классицизм и его особенности.
8 М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…»
9 Г.Р. Державин. Судьба и поэзия.
10 Д.И. Фонвизин. «Недоросль».
11 Развитие речи. «Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности.
12 Развитие речи. Литературная игра.
13 Путешествие в «Путешествие»… А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
14 Понятие о сентиментализме. Повесть Н.М. Карамзина. «Бедная Лиза».
15 Н.М. Карамзин – писатель и историк.
16 И.В. Гёте. «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа.
Развития речи – 2, внеклассного чтения – 1.
Тема 3. Литература 1 половины 19 века. 52 часа.
№ урока Сроки проведения Тема урока
17 Романтизм в русской литературе.
18 В.А. Жуковский. Романтическая лирика поэта. «Море», «Невыразимое».
19 Проверочная работа по теме: Из века 18 в век 19.
20 Внеклассное чтение. Дж.Г. Байрон – властитель дум поколения.
21 Развитие речи. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум.
22 А.С. Грибоедов: личность и судьба.
23 Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями.
24 Проблема ума в комедии. Обучение анализу монолога.
25 «Фамусовская» Москва. Развитие комедийной интриги.
26 «Открытость» финала пьесы. Новаторство драматурга.
27 Развитие речи. Пьеса в восприятии критики. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.
28 II четверть А.С. Пушкин: жизнь и судьба.
29 Творческий путь А.С. Пушкина. Годы ссылки.
30 Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.
31 Болдинская осень 1830г.
32 Внеклассное чтение. Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери».
33 Философская лирика А.С. Пушкина. «Если жизнь тебя обманет…», «Элегия», «К Чаадаеву».
34 Любовная лирика А.С. Пушкина. «Храни, меня мой талисман…», «Сожжённое письмо» и др.
35 Развитие речи. Обучение анализу стихотворения. Особые формы метафоризации в стихотворениях А.С. Пушкина о любви: «Я помню чудное мгновенье» и др.
36 Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», «Пророк».
37 Проверочная работа по теме: Лирика А.С. Пушкина.
38 «Евгений Онегин» как роман в стихах. История создания. Строфика.
39 Система образов романа «Евгений Онегин». Особенности композиции.
40 Сюжет романа «Евгений Онегин» и темы лирических отступлений.
41 Анализ глав романа «Евгений Онегин». Жизнь столицы и мир деревни.
42 Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе.
43 Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы.
44 Развитие речи. Реализм романа «Евгений Онегин». А.С. Пушкин в русской критике. (статьи В.Г. Белинского и др.).
45 Проверочная работа по теме: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
46 Развитие речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
47 М.Ю. Лермонтов: Личность и судьба. «Ангел». «Ужасная судьба отца и сына…».
48 Темы лирики М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…» и др.
49 III четверть Внеклассное чтение. Любовные стихи Лермонтова. «Нищий» и др.
50 Мотив трагедии поколения в лирике М.Ю. Лермонтова. «Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума».
51 Развитие речи. Символика в стихах Лермонтова.
52 Внеклассное чтение. Природа и человек в философской лирике М.Ю. Лермонтова.
53 М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Жанр романа. Композиция романа и его герой.
54 Век Лермонтова в романе. Похищение Бэлы и «роман» Печорина.
55 Роль повести «Максим Максимыч».
56 Развитие речи. Обучение анализу эпизода. (по главе «Тамань»).
57 Страницы «Княжны Мери».
58 Нравственно – философская проблематика романа «Герой нашего времени».
59 Проверочная работа по теме: «Творчество М.Ю. Лермонтова».
60 Н.В. Гоголь. Страницы жизни. Обзор творчества (на основе ранее изученного).
61 «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы.
62 Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.
63 Помещики в поэме. Деталь как средство создания образов.
64 Чиновники в поэме и приёмы создания их образов.
65 Лирические отступления. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги.
66 Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме.
67 Проверочная работа по теме: Поэма «Мёртвые души» М.В. Гоголя.
68 Судьба «маленького человека» в повести М.В. Гоголя «Шинель»
Проверочных работ – 5, внеклассного чтения - 4, развития речи – 7.
Тема 4. Литература 2 половины 19 века. 10 часов.
№ урока Сроки проведения Тема урока
69 И.С. Тургенев. «Первая любовь» (фрагменты). Сюжет повести и её герои.
70 Ф.И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад…», «День и ночь», «Эти бедные селенья…».
71 Внеклассное чтение. Любовная лирика Тютчева. Философские миниатюры.
72 А.А. Фет. Необычность судьбы поэта. «Чудная картина…», «Я вдаль иду…» и др.
73 Развитие речи. В поэтической мастерской. Роль метафор и сравнений в текстах А. Фета.
74 Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…». Своеобразие некрасовской Музы.
75 Л.Н. Толстой. «Юность» (главы). Подлинные и мнимые ценности жизни.
76 А.П. Чехов. «Маленькая трилогия». Общая идея цикла.
77 Сюжет и герои «Человека в футляре».
78 Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска».
Проверочных работ – 0, развития речи – 1, внеклассное чтение – 1.
Тема 5. Литература 20 века. 24 часа.
№ урока Сроки проведения Тема урока
79 IV четверть Пути русской литературы 20 века.
80 И.А. Бунин – поэт и прозаик. Стилистическое мастерство поэта.
81 И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева» (главы).
82 М. Горький. «Мои университеты» (главы). Судьба героя повести.
83 А.А. Блок. Художественное своеобразие поэзии. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре» и др.
84 С.А. Есенин. Судьба поэта. Образ родины в лирике поэта.
85 Внеклассное чтение. Любовная лирика Сергея Есенина.
86 Человек и природа в художественном мире С. Есенина.
87 В.В. Маяковский. «Послушайте!» поэтическое новаторство.
88 В.В. Маяковский. «Прозаседавшиеся». Сатира поэта.
89 А.А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сероглазый король» и др.
90 Поэзия Востока. Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!».
91 М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Герои и события повести.
92 Повесть «Собачье сердце» . «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
93 Внеклассное чтение. В.В. Набоков. «Сказка». Связь с фольклорными образами разных народов.
94 М.А. Шолохов. «Судьба человека». Гуманизм рассказа.
95 А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (главы). Связь лирики поэта с фольклором.
96 В.П. Астафьев. «Царь – рыба» (главы). Нравственные проблемы произведения.
97 В.Г. Распутин. Повесть «Деньги для Марии». Тема семьи.
98 А.В. Вампилов. «Старший сын» (фрагменты). Гуманистический смысл пьесы.
99 Развитие речи. Анализ прозаического произведения. А.И. Солженицын «Как жаль».
100 В.М. Шукшин. «Ванька Тепляшин». Изображение народного характера.
101 Проверочная работа по программе 9 класса.
102 Внеклассное чтение. Лирика последних десятилетий. Я. Смеляков, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий.
103 Как писать эссе.
104 Литературная игра.
105 Итоги года. Рекомендации по чтению летом.
Проверочных работ – 1, развития речи – 1, внеклассного чтения – 3.
V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
• изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
VI. Контрольно-измерительные материалы.
5 класс.
Обязательный список произведений для заучивания:
1. И. А. Крылов. Басня «Свинья под дубом».
2. А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
3. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус».
4. А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро».
5. М. Ю. Лермонтов. «Бородино».
6. Одно стихотворение раздела «Связь веков». /на выбор учащихся/.
7. И. А. Бунин. «Детство».
8. Одно из стихотворений А. А Блока или С. А. Есенина.
9. А. А. Ахматова «Мужество».
10. Стихотворение о Великой Отечественной войне.
6 класс.
Обязательный список произведений для заучивания:
И.А. Крылов басня "Волк и Ягнёнок".
2. М.Ю. Лермонтов "Утёс", "На севере диком стоит одиноко".
3. М.Ю. Лермонтов "Панорама Москвы"(отрывок).
4. Н.А. Некрасов "Школьник".
5. К.М. Симонов "Сын артиллериста" (отрывок).
7 класс.
Обязательный список произведений для заучивания:
А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье"
М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта"
М.Ю. Лермонтов "Мцыри" (отрывок).
И.С. Тургенев стихотворение в прозе "Русский язык"
Н.А. Некрасов "Железная дорога" (отрывок).
М. Горький "Легенда о Данко" (отрывок).
8 класс.
Обязательный список произведений для заучивания:
И.А. Крылов "Волк на псарне"
А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
М.Ю. Лермонтов "Родина"
Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" (отрывок о товариществе).
Л.Н. Толстой "После бала" (отрывок описание).
9 класс.
Обязательный список произведений для заучивания:
"Слово о полку Игореве" (отрывок).
А.С. Грибоедов "Горе от ума" (один из диалогов Чадского или Фамусова, 10 афоризмов).
А.С. Пушкин "Евгений Онегин (отрывок).
М.Ю. Лермонтов стихотворения любовной лирики (на выбор).
Одно из стихотворений Ф.И. Тютчева или А.А. Фета.
VII. Критерии и нормы отметочного оценивания знаний обучающихся.
Критерии отметочного оценивания сочинений.
Оценка сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
При оценке учитывается следующий примерный объём сочинений:
В V классе – 1,0 – 1,5 стр.;
В VI классе – 1,5 – 2,0 стр.;
В VII классе – 2,0 – 3,0 стр.;
В VIII классе – 3,0 – 4,0 стр.;
В IX классе – 4,5 – 5,0 стр.;
В X, XI классах – 5,0 – 6,0 страницы.
Указанный объём сочинений является примерным, потому что объём текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств) и считается оценкой по литературе, вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Содержание оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочётов.
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
содержание работы полностью соответствует теме;
фактические ошибки отсутствуют;
содержание излагается последовательно;
работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
В целом в работе допускается один недочёт в содержании и 1 – 2 речевых недочёта.
Отметка «4» ставится, если:
содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается: не более 2 недочётов в содержании, не более 3 – 4 речевых недочётов.
Отметка «3» ставится, если:
в работе допущены существенные отклонения от темы;
работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактически неточности;
допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается: не более 4 недочётов в содержании, 5 речевых недочётов.
Отметка «2» ставится, если:
работа не соответствует теме;
допущено много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено 6 недочётов в содержании, до 7 речевых недочётов.
Примечание.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла и его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.
Критерии отметочного оценивания чтения наизусть.
Отметка «5» - учащийся текст знает твёрдо, читает уверенно, выразительно, достаточно громко. Интонационно выделяет ключевые по смыслу слова. Не допускается ни одной ошибки.
Отметка «4» - ученик хорошо знает текст, но допускает 1 – 2 ошибки, которые самостоятельно и быстро исправляет.
Отметка «3» - ученик допускает 3 – 4 ошибки, нетвёрдо знает текст, неуверенно читает наизусть.
Отметка «2» - ученик не знает текста для чтения наизусть.
Примечание.
1. За особую выразительность, артистизм возможно повышение оценки на один балл.
2. Снижение оценки на один балл обязательно, если задание не выполнено к сроку, указанному учителем.
.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
VIII. Список литературы
для учащихся.
1.Коровина В.Я., литература. 5класс.- М.: Просвещение, 2002г.2.Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 кл. – М: Просвещение, 2002.3.Мифы народов мира./ Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М., 1996.4.Волшебный ларец: Русская литературная сказка 20-го века/ Сост. В.П. Журавлёв. – М.: Просвещение, 1998.5.Жили-были: Русская литературная сказка 20-го века / Сост. В. П. Журавлёв. – М., 1996. (Гуманитарный лицей).6.Зуева Т.В.. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение,2002.7.Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.8.Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.9.Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.10.Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.11.Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.12.Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002. 13.Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998. 14.Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.для учителя1.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. – М.: Просвещение,2000.2.Литература Древней Руси под ред. О.В. Творогова. – М.: Просвещение 1995.3.Зарубежные писатели. Библиографический словарь.В 2-х частях / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение,1996.4.Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-х классов / Сост. О.В. Творогов. – М.: Просвещение ,20025.Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004 6.Журнал « Литература в школе».7.Литература. Приложение к газете «Первое сентября».8.Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.9.Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.10.Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002. 11.Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы12.Мультимедиа энциклопедия. 
13. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2006г.
14. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. – Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007
15. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007
16. В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997
17. Литература 7 класс. Поурочные планы. (По учебнику В.Я.Коровина). Составитель: Скоркина Н.М. – Волгоград, Учитель – АСТ, 1999
18. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997
19. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996
20. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-7. – М.: Айрис-пресс, 2000
21. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
22. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
23. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей.  – М.: Просвещение, 1980Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.ЛИТЕРАТУРАДля учителя:
Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004 
Журнал « Литература в школе».
Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002. 
Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
Мультимедиа энциклопедия. 
Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. 
Для учащихся:
Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002. 
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998. 
Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.