урок внеклассного чтения по произведениям К.И. Чуковского


Евпаторийская общеобразовательная школа 1 – 111 ступеней № 2
УРОК - ПРАЗДНИК « ПО ДОРОГАМ ДОБРЫХ СКАЗОК»
./Итоговый урок по произведениям К.И. Чуковского/
Иваненко Ирина Юрьевна
учитель высшей категории
ЕОШ № 2
2013 год
По дорогам добрых сказок /урок – утренник/
Цель: обогащать словарный запас первоклассников;
формировать понятие, что такое добро;
вызывать желание совершать добрые поступки, наследуя
сказочных героев;
формировать навыки толерантного общения;
развивать умение выбора позитивного поведения в социуме.
Оборудование:
-диск с записью песни о доброте;
-портреты писателей С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.Д.Ушинского, К.И. Чуковского;
-книги с произведениями К.И. Чуковского для выставки «Айболит»,
«Тараканище », «Краденое солнце»;
-плакаты с буквами Д, О, Б, Р, О, Т, А
-презентация с краткой биографией писателя;
-разноцветные шарики над доской.
Ход урока
Дети рассаживаются в классе буквой П.
Учитель: Доброе утро! Сегодня у нас урок - праздник, который мы посвятим
творчеству известного, популярного, детского писателя Корнея Ивановича
Чуковского. В течение месяца мы с вами прочитали много произведений
писателя и сегодня подведём итоги.
/Звучит мелодия песни о дружбе, выбранной на усмотрение учителя./
Учитель: В гости дедушка Корней
Приглашает всех гостей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Хотите в гости? ( Да) Тогда пойдёмте…
Учитель: Перед вами на доске портреты детских писателей. Кто покажет среди них Корнея Ивановича Чуковского.
А сейчас мы ещё раз обратимся к презентации. Каким же был писатель?
/Знакомство с презентацией, в которой рассказывается о биографии К.И.
Чуковского. Она незначительно отличается от той, которую дети смотрели на первом уроке, знакомясь с творчеством сказочника. В ней говорится о настоящем имени и фамилии Чуковского/
Учитель: Что нового о писателе мы узнали из этой презентации?
/Ученик называет настоящие имя, отчество, фамилию писателя (Николай Васильевич Корнейчуков)/
Учитель: На нашем литературном празднике присутствуют книги К.И.Чуковского. Послушайте загадку. О какой из них мы поговорим сначала.
Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Выручил он из болота.
И зайчиха, и волчица –
Все к нему бегут лечиться.
/Выходит ученик в костюме Айболита/
Ученик: Эта сказка учит нас доброму отношению к животным, заботе о них
и умению дружить, приходить на помощь друзьям, отличать добро от зла.
Учитель: А если бы кто- нибудь стал Айболитом, что бы вы сделали?
/Заслушать 2 – 3 высказывания на тему «Если бы я был Айболитом…»

2 загадка Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!
/Выходит ученик в костюме животного из сказки «Тараканище»/
Ученик: Эта книга учит не бояться никого, не быть трусливым.
Если надо дать отпор злу, то необходимо сплотиться и действовать
вместе.
Учитель: Я предлагаю вам высказаться на тему: «Если бы я был воробьём…»
3 загадка Это ж кто, набравшись сил,
Солнце в небе проглотил?
/Ученик выходит в костюме солнышка/
В книге «Краденое солнце» солнышко олицетворяет свет, тепло и, когда
его не стало на небе всем плохо, жизнь прекращается. Таким солнышком в моей жизни стала мама и бабушка, поэтому я стараюсь всегда им помогать.
Учитель: Я предлагаю вам высказаться на тему «Если бы я был солнышком…»
Учитель обращает внимание детей на книги К.И Чуковского, среди которых есть новые, но есть и подклеенные, и порванные детьми.
Учитель: - Из чего сделана книжка?
- Может ли книжка «болеть»?
- Что чувствует книжка, когда её разрисовывают, рвут?
- Имеет ли книжка врагов? Друзей?
- Что чувствует книжка, когда её обёртывают?
- Что поможет книжкам? Об этом нам расскажет танец.
/Танец заканчивается сложением из букв слова «доброта»/
Учитель: Заглянем в толковый словарь В. Даля и посмотрим значение слова «доброта»
Что можем мы сделать для книг, которые находятся в плачевном состоянии?(Отремонтировать)
Доброте мы учимся, читая сказки дедушки Корнея.
А чему ещё мы научимся?( заботе, взаимопониманию, сочувствию,терпению - одним словом
толерантности по отношению ко всему, что нас окружает)
Федора: Ау! А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой – ой- ой! Ой – ой- ой!
Воротитеся домой»
Учитель: Сегодня у нас в гостях не только Федора и её посуда, но и другие персонажи.
Догадайтесь из какой сказки эти герои?
/ Парад героев под мелодию « Дорогою добра»/
Умывальник: Я - великий Умывальник.
Умывальников начальник
И мочалок командир!
Воробей: Только вдруг из – за кусточка
Из – за синего лесочка,
Из далёких из полей Прилетает воробей.
Бармалей: Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять
Учитель: А портрет этого сказочного героя мы увидим, собрав мозаику / мозаика «Муха – Цекотуха/ Внимание на экран!
Учитель: Мы заранее провели с вами конкурс « Самое яркое выступление» и сегодня
на нашем празднике заслушаем победителей
/ Чтение отрывков. Награждение./
В конце праздника скажите, какие произведения писателя очень хочется перечитать или прочитать? Чему учат нас сказки дедушки Корнея?
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка не обманет.
Друг другу сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш праздник. Мы не раз ещё будем читать добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского, который как бы каждому из нас из 20 века говорит:
«Смотри, не забудь: человеком будь!» И мы сегодня на пословицу ответим пословицей:
«ДОБРО ДОБРОМ ВСПОМИНАЮТ»
Информационные ресурсы:
-Краткая литературная энциклопедия. Т.- 8 – Москва. 1985
-Чуковский К.И. Сказки. – М: «Детская литература», 1984
-Весёлые уроки. – 2000. - № 3
-http://www.teacherjournae.com.ua-infourok.org
-bk – detstvo.narod.ru>Чуковский