Урок по теме: Как размножаются живые организмы



Предмет Биология Класс 5
Учитель Рамзова Е.В.
Тема урока Как размножаются живые организмы
Тип урока
Урок изучения нового материала
Методы обучения Словесные, наглядные , проблемно – поисковые , практические ,интерактивные
Цель урока Формирование представления о размножении , как свойстве живых организмов
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- Формирование представлений о биологической сущности размножения;
-о различиях бесполого и полового размножения;
-об особенностях размножения растений и животных
Метапредметные:
-формирование работать с рисунками учебника как источниками информации;
-развитие интереса к работе с дополнительными источниками информации
- формировать навыки чтения схем, трансформировать смысловые отрывки в схемы Личностные:
-формировать научное мировоззрение на основе знакомства с особенностями размножения организмов
-уметь использовать полученные знания в практической деятельности
Универсальные учебные действия
Личностные
-формировать интерес к окружающему миру ;-формировать умение анализировать информацию;
-умение слушать и настраиваться на работу в группе;
-развивать активность на уроке Регулятивные
-формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
-умение организовать самостоятельную работу нацеленную на успех;
- формировать умение применять полученные знания на практике Познавательные
-сформировать представление о способах размножения организмов, различиях бесполого и полового размножения;
-формировать умения анализировать , сравнивать процессы и явления;
-формирование умения ориентироваться в учебнике находить и использовать нужную информацию Коммуникативные
-формировать умения и слушать и понимать речь других детей;
-планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
-формировать умение сопереживать , в связи с успехом или неудачей товарищей.
Основные понятия изучаемые на уроке размножение ,бесполое размножение, половое размножение, гаметы, зигота , зародыш
Вид используемых на уроке ИКТ Видеофрагмент « Многообразие органического мира» DVD диск Животные Фильм 1
Интернет – ресурсы
http://bio.1september.ru
Средства обучения Динамические пособия модели - аппликации способов размножения растений животных, гербарные образцы растений, комнатные растения, разнообразие простейших , разнообразие беспозвоночных, разнообразие низших хордовых, разнообразие высших хордовых
Учебник Т.С. Сухова , В.И.Строганов .Биология 5 класс .М.: Вентана – Граф 2015г.§10, с 40-43
Ход урока
Этапы урока Методы обучения Деятельность учителя Деятельность
ученика Формируемые УУД Оценка Самооценка
1.Самоопределение к деятельности
7мин
2.Постановка учебной задачи
5мин Словесные
(Настрой учеников )Интерактивный
Проблемный
Диалог 1.Сегодня на уроке мы будем изучать интересную тему, активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал . Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент .Посмотрев вам нужно будет ответить на вопросы . (Вопросы записываются на доске)
1.Что же придумала природа для сохранения организмов и появления новых видов растений и животных ?2.Какое свойство живых организмов обеспечивает это разнообразие ?3.При затруднении используйте рисунок учебника 32 на с 41.
Какую же тему мы будем рассматривать на уроке ?- Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока ?1.Настраиваются на урок, слушают учителя , понимают какое задание им нужно выполнить
Смотрят видеофрагмент, по окончании отвечают на вопросы учителя
- Размножение – общее свойство живых организмов
- живые организмы производят новые поколения себе подобных организмов .Приводят примеры из видеофрагмента , комментируют рис32.
-Ученики называют тему и записывают ее в тетрадь.
- Формулируют цель. РПП +
3. Стадия включения в изучение нового
15мин
Физкультминутка
3мин
3. Закрепление
Самостоятельная работа
7мин Сравнение
Работа с рисунками учебника
Работа с текстом
Работа с тетрадью
Анализ
Самостоятельная работа ,Самостоятельная работа с текстом -Давайте сравним наше определение с определением в учебнике и попробуем привести примеры размножения организмов
-Чтобы убедиться , что это именно так обратимся к рис 33.с 41и выполним задание к нему.
- Пришло время узнать , а какие способы размножения есть в природе ?
Для этого организовывается работа с текстом
- учитель записывает все термины на доске
- Знакомит учащихся со схемами размножения.
- Знакомит учащихся с общепринятой в биологии символикой для обозначения мужских и женских половых клеток(гамет)-
Учитель делает упражнения
- Самостоятельно проанализировать рис 35 с 42и прокомментировать его , сделать вывод
- Показывая рисунки с изображение бактерий, амебы, гидры , земноводного еще раз останавливается на способах размножения организмов.
Пояснение учителя :-Особенности женских половых гамет , содержат питательные вещества , которые необходимы для развития своих зародышей.
После чего детям предлагается задание самостоятельно найти в тексте учебника время появления новых организмов -Работают с текстом учебника, сравнивают и приводят примеры
Кошка- котята
Курица- цыплята
Семена фасоли – растение др.
- Работают с рисунком , находят ошибки приходят к выводу как происходить не может.

Дети читают , выделяют новые понятия
-бесполое размножение, половое размножение, гаметы, зигота , зародыш
- Дети еще раз их называют , проговаривают и записывают определение понятий в тетради.
- совместно с учителем разбирают схему на с 42 рис34, отрабатывают понятие об участии в производстве потомства двух организмов мужского и женского, образующие мужские и женские половые клетки
- записывают в тетради схемы и проговаривают биологические обозначения мужских и женских половых клеток(гамет)-
Дети участвуют в динамической паузе
-Дети проговаривают стадии развития речного окуня и делают вывод – Окунь размножается половым размножением.
-Слушают сравнивают , записывают примеры организмов
- Читают , находят нужную информацию и отвечают
Приводят примеры , называют организмы.(Личные наблюдения) К
РППК
4.Рефлексия
5 мин
Анализ , обобщение Самостоятельная работа с рис 36.с42.Найти закономерности свойственные живым организмам записать вывод в тетради - Работают в парах с рис36 , в тетради делают вывод :всем организмам свойственна закономерность размножения
А) новый организм развивается из зиготы
Б) для оплодотворения женская половая клетка должна встретиться с мужской половой клеткой . Зачитывая записи делают вывод достигнута ли цель урока: ВСЕ живые организмы размножаются двумя способами (бесполым и половым), то есть увеличивают количество себе подобных- приводят примеры из жизни способы размножения животных и растений (Сорняки, грызуны )РЛ
5.Домашнее задание
3 мин §10 , заполнить таблицу на с 43 используя знания предыдущих тем, приготовить сообщения о способах размножения организмов нашей местности.
Учитель комментирует оценки и благодарит за работу на уроке , выставляет оценки в дневник Записывают в дневник ДЗ Л