Исследовательская работа на тему: «Воспитательный аспект художественной коммуникации: взаимодействие произведения живописи Богатыри В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста».


Министерство образования РФ
ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Гуманитарный институт
Факультет культурологии
Работа по курсу «Социология искусства»
«Воспитательный аспект художественной коммуникации: взаимодействие произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста».
Выполнил:
Лаптев С. А.
Студент группы ИК-16-06 М
Проверила: Тарасова Мария Владимировна,
кандидат философских наук
доцент кафедры культурологии ГИ СФУ
Красноярск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение2
Параграф 1. Анализ произведения живописи «Богатыри» В.М. Васнецова6
Параграф 2. Анализ зрительской аудитории произведения изобразительного искусства «Богатыри», социально психологический портрет участников исследования14
Параграф 3. Программа и результаты психологического исследования Воспитательный аспект художественной коммуникации: взаимодействие произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста23
Заключение………………………………………………………………………….51
Список используемой литературы.………………………………………………..54
Приложения…………………………………………………………………………56

Введение
Актуальность. Проведенное исследование на тему: "Воспитательный аспект художественной коммуникации: взаимодействие произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста" демонстрирует анализ художественных образов произведения со стороны воспитания у зрителей любви к русскому искусству, чувства любви к стране, Родине, чувства гордости и патриотизма. В процессе совместного с учащимися анализа художественных образов картины уточняется понимание, какие произведения устного народного творчества называются былинами, кто их сочинял, что в них воспевается, каковы любимые герои былин, подчеркивается значимость образа богатыря в культурной традиции русского фольклора и литературы. Участникам демонстрируются фрагменты из разных былин народного творчества, совмещая впечатления от повествования о героях эпоса с образами, представленными художником на картине. Эффективное использование воспитательного аспект художественной коммуникации позволяет участники эксперимента, наиболее полно осознают значимость и важность в своей жизни таких личностных ценностей, как любовь к родине, мужественность, чувство долга и ответственность. Что ведет к изменению мироотношения детей младшего школьного возраста, новая модель мира встраивается в сознание участников эксперимента.
Объектами исследования является произведение живописи «Богатыри», В.М. Васнецова, детская зрительская аудитория младшего школьного возраста 7 -10 лет. Предмет исследования: воспитательный аспект взаимодействия произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста.

Степень изученности - Творчество В. М. Васнецова было исследовано множеством русских и зарубежных искусствоведов, в их числе В. В. Стасов, а также современниками и другими. Помимо В. В. Стасова, творчество В.М. Васнецова изучали А. Бенуа, А.К. Лазуко, Н. Моргунов и Н. Моргунова-Рудницкая, жизненный путь мастера описывали в своих воспоминаниях В.М. Лобанов («В. Васнецов»; «В. Васнецов в Москве» и В.С. Мамонтов («Воспоминания о русских художниках»), кроме того, сохранились дневники и письма самого художника. Наиболее глубокое исследования творчества художника представлено в монографии «В.М. Васнецов. Жизнь и творчество» Н. Моргунова и Н. Моргуновой-Рудницкой. Жизнь и творчество художника рассматриваются с истоков возникновения, выявляются причины и события, повлиявшие на становление таланта мастера, прослеживается четкая хронологическая связь между периодами на протяжении всей творческой деятельности, описаны мельчайшие подробности и нюансы из жизни художника, рассмотрены и проанализированы многие произведения, в том числе и малоизвестные. В основе своей авторы опираются на воспоминания В.М. Лобанова, В.С. Мамонтова, Н. Поленовой, письма и дневники. По мнению этих исследователей, значение В.М. Васнецова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Его называли "истинным богатырем русской живописи". Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства. «Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества.
Имя Виктора Михайловича Васнецова - одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника. Но отдельное место в огромном творческом наследии художника занимает монументальная картина "Богатыри", вершина творчества мастера. Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного дарования. "Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - выразил общее мнение Стасов. « Богатыри»- самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова - это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа.
Цель работы: исследовать воспитательный аспект коммуникации зрителей младшего школьного возраста и произведения живописи В.М. Васнецова «Богатыри».
Для достижения цели поставлены следующие задачи-этапы:
1) Анализ произведения живописи «Богатыри» В.М. Васнецова
2) Анализ зрительской аудитории, составление социально психологического портрета участников исследования.
3) Разработка сценария проведения исследования, описание хода проводимого исследования,
4) Обработка результатов психологического исследования.
Предполагаемым результатом данного исследования является достижение поставленной цели и решение максимального количества поставленных задач. Повышение у детей познавательного интереса к истории своего народа. Осуществление художественной коммуникации зрительской аудитории и произведения живописи «Богатыри» В.М. Васнецова.
Апробация. Данное исследование возможно представить на научных конференциях посвященных нравственно патриотическому воспитанию детей школьного возраста. Так же работа может быть представлена вне университета и университетской деятельности, для людей интересующихся данным вопросом.
Параграф 1. Анализ произведения живописи «Богатыри» В.М. Васнецова
Задачи проведения анализа заключаются в изучении методов, используемых В.М. Васнецовым для передачи воспитательного аспекта художественного содержания картины «Богатыри». В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой картины "Богатыри", и с той поры этот сюжет не оставлял художника. Благодаря Репину Васнецов по приезде в Париж тотчас был вовлечен в изучение и уяснение насыщенной, наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы. Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А.П. Боголюбова, где часто собирались русские живописцы. Все это интенсивно подвигало российских художников к мыслям о национальной живописной школе, проблемой создания нового русского стиля. Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно. Это событие произошло в 1898 году, и с того времени эскиз находился в собрании картин Поленова в организованном им музее
С 80-х годов XIX века ведущими в работах Виктора Михайловича становятся былинные и сказочные образы русского фольклора. Васнецов писал: «В народной сказке, в песне и былине запечатлен правдивый внутренний и внешний облик русского народа с его прошлым и настоящим, а может быть и будущим». Работа «Богатыри» (1881 – 1898 гг., холст, масло. 295,3х446 см. ГТГ, Москва) также написана на сюжет былины, но это не обращение к конкретному произведению, а собирательный былинный образ. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях. Он отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства, обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса. При выборе героев для своего произведения художник ставил во главу угла именно их воспитательное значение для зрителя, отдавая дань тому уважительному отношению к защитникам земли русской, которое отразилось в жизнеописании подвигов былинных богатырей, в народных сказаниях. Произведению «Богатыри» Виктор Михайлович посвятил почти всю свою творческую жизнь – более двадцати лет.
В апреле 1898 года Васнецова посетил Павел Третьяков. Несколько минут молча он всматривался в картину, закрывавшую всю правую стену мастерской художника, и вопрос о приобретении "Богатырей" в галерею был решен. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича.
Непосредственно обратимся к историческим корням личностей богатырей. Прообразом наиболее популярного былинного персонажа Ильи Муромца, крестьянского сына и оберегателя русской земли от врагов, часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец». Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Он один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь. воплощающий общий народный идеал героя-воина. Огромное количество материала былинной формы позволяют представлять нам всесторонний облик богатыря.
Можем сказать и о Добрыне Никитиче, как о втором по популярности, после Ильи Муромца богатыре эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Исторический Добрыня - прототип былинного богатыря Добрыни Никитича. И не просто прототип: во множестве былинных эпизодов и сведений Добрыня Никитич - одно лицо с историческим Добрыней, дядей, воспитателем, руководителем и соратником великого князя Владимира. Добрыня Никитич может быть отождествляем и с рязанским богатырём Добрыней по прозвищу "Золотой пояс", также известным по литературным памятникам.
Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). По некоторым утверждениям Алёша Попович родом из Пирятина (Полтавская область). По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Около 1219 г. богатырь призвал ростовских богатырей идти на службу к великому князю киевскому Мстиславу Романовичу Старому. В числе богатырей Александр Попович погиб в битве на реке Калке 31 мая 1223 г., первом большом столкновении Великой Руси и Великой Степи. Об этом сообщает Суздальская летопись (рукопись XV века): "И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых". Все три героя в былинных источниках, в народных сказаниях воплощают общий народный идеал героев-воинов, заступников родной земли. Явной идеей патриотического воспитания пронизано и все полотно мастера.
Обращаясь к картине, мы видим, что в работе представлены эти три вооруженных всадника, три богатыря. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. Всадник на белом коне – Добрыня Никитич. Он в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. В центре, на черном коне - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый", на рыжем коне - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплен еще один предмет, который не относится к оружию. Это гусли. Гусли – это инструмент, на котором играли во время исполнения былин.
Таким образом, Васнецов предлагает их в качестве знака, чтобы мы настроились на былинный метр. Первоначальное авторское название звучало так: «Богатыри – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Шлемы богатырей отчасти напоминают церковные купола, неслучайно Васнецов как художник придал значение этому моменту.
Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Мы видим трех богатырей русских на фоне пейзажа. Это пространство контрастно: с одной стороны перед всадниками – дикая, бесплодная местность. С другой стороны, строго за ними – покрытые густой, зеленой травой поля, густые леса, горы, курганы с могилами предков, густые леса. Всадники и их кони обращены в одну сторону. У Добрыни напряженное лицо, словно почувствовав недоброе, он наполовину обнажил меч. Илья спокоен, великой силой у уверенностью веет от его могучей фигуры, он всматривается вдаль. Алеша прислушивается, он настороже. Они все объединены одним делом, но ведут себя по-разному: Добрыня – чувствует, Илья – всматривается, Алеша – прислушивается. В действиях богатырей автор представляет нам триединство чувств.
Художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, фигуры богатырей занимают огромную площадь в картине, выделяются на фоне неба, заслоняя собой почти все пространство позади себя. Единое целое составляют силуэты богатырей, силуэт леса, как бы сливаясь воедино. Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развиванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве. Рассматривая картину, мы видим, что пейзаж несет огромную смысловую нагрузку, т.к., помимо темы героев былин, именно в нем заключена память обо всей истории народа.
Васнецов писал: «Мы только тогда и внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного искусства, т.е. когда с возможным для нас совершенством и полнотою изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее» ( из книгиВ. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников). Автор подчеркивает, что только через слитное восприятие монументальной русской природы, героического прошлого в лице героев богатырей и православной веры происходит художественное осмысление картины. Именно в этих аспектах он видит «вечное, непреходящее».
Здесь представлен сконцентрированный в единое целое русский эпос, говорящий нам о былом величии Руси. Автор четко прорисовывает границу между отрезком каменистой бесплодной земли и густо поросшей травой полем и лесом. Не известно, почему на первом плане расположен отрезок бесплодной земли, что это за место. Но видно, что фигуры заслоняют плодородную землю и обращены к ней спинами, а значит, она не враждебная, а своя, родная. Местность же перед всадниками другая, она чужая, отдельная от них. Таким образом Васнецов представляет пространства своей и чужой земли, на границе которых и стоят Добрыня, Илья и Алеша. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. Богатыри вооружены. Есть оружие у них как оборонительное (щиты), так и предназначенное для нападения (меч, булава, копье, лук со стрелами). Автор показывает нам, что с одной стороны, они закрывают свою землю и готовы её защитить в любой момент, а с другой – готовы отразить агрессию, которая может исходить от чужой неизвестной земли.
Нельзя не обратить внимание на то, как художник выстраивает композицию. Богатыри в единстве с пейзажем образуют композиционную формулу лука. Данная формула помогает нам постичь одну из художественных идей работы: национальную идею патриотизма, богатыри в единстве с родной землей образуют оружие, готовое отразить нападение. Но автор подчеркивает, что сама возможность такой защиты может осуществиться только в ситуации объединения богатырей и родной земли.
Рассматривая взаимодействие на картине поднимающихся и опускающихся элементов, поднимающиеся - хвост коня Добрыни, руки богатырей, растущие елки; опускающиеся – грива коня Добрыни, головы коней Ильи и Алеши, умозрительно представляем эту пульсацию и видим две пересекающиеся синусоиды, образующие цепь. Эта цепь состоит из нескольких элементов: три фигуры богатырей – защитников и объединенные в одно звено поля, леса, небо, курганы с могилами предков. Богатыри и пейзаж – это единая и нерушимая цепь, своим единством обеспечивающая существование как земли, так и людей, населяющих ее.
Вывод; проанализировав художественное содержание картины В. М. Васнецова «Богатыри» можно предположить, что автор решает проблему единства русского народа и родной земли. Используя художественные методы, художник раскрывает перед зрителем национальную идею единства земли русской и её героических защитников, в лице русских богатырей. Доказывая, что только единение позволяет обеспечить защиту, а значит и само существование Руси. Виктор Михайлович обращается к былинному прошлому и образу родной природы как к элементам, в наиболее чистом виде концентрирующим идею единства защитников и земли, являя эталон отношения к своему.
Параграф 2. Анализ зрительской аудитории произведения изобразительного искусства «Богатыри», социально психологический портрет участников исследования
Участниками исследования являются дети младшего школьного возраста 7-11 лет в количестве 10 участников. Задача данного параграфа, изучив особенности развития детей младшего школьного возраста составить общий социально психологический портрет зрителя. При составлении социально психологического портрета зрителя учитывается такие аспекты развития детей, как характер, темперамент, самооценка, интеллект, особенности развития мышления и памяти, художественного восприятия и художественно творческой деятельности ребенка.
Характер.
Характер – это то, что закрепляет устойчивые особенности человека, которые определяют его поведение в разных ситуациях.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Младший детский возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. С другой стороны это возраст активного, бурного психологического развития. Прежде всего, дети в этом возрасте импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Психологи выделяют разное количество типов характера. Например, К. Леонгард выделяет характеры демонстративный, застревающий, педантичный и возбудимый. Главные черты демонстративной личности - совершение поступков под влиянием эмоций, умение вживаться с придуманные (иногда самостоятельно) образы. Педантичные люди, напротив, не подвержены влиянию эмоций, скрупулезны, не умеют "играть", трудно принимают решения. "Застревающие" люди - это те, кому наиболее трудно дается обработка собственных эмоций и переживаний. Они трудно забывают как успехи, так и обиды, постоянно прокручивают их в своей памяти (включая даже надуманные успехи и обиды). Они в принципе живут переживаемыми внутри себя событиями больше, нежели реальными. Люди с возбудимым характером похожи на людей с демонстративным, однако они более конфликтны, не умеют использовать обстоятельства в своих целях и играть роли. Это как бы просто очень невротичные люди, утомленные, раздражительные.
Темперамент.
Темперамент характеризует подвижность человеческого поведения, скорость принятия решений.
По темпераменту люди делятся на 4 типа: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Сангвиник и флегматик обладают сильной нервной системой, однако флегматик инертен и нерешителен, а сангвиник достаточно возбудим. Нервная система холерика крайне неуравновешенна, хотя ее нельзя назвать слабой. Холерик не умеет вовремя "нажать педаль тормоза", он должен быть всегда, постоянно чем-то занят. Меланхолик обладает слабой нервной системой, мнителен, чувствителен, склонен к глубоким внутренним переживаниям, которые истощают его нервную систему еще больше.
Свойства темперамента, определяя динамическую сторону детской личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями ребенка. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; эмоциональность.
От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие особенности детской психики.
Рассматривая темперамент как врожденную индивидуальную характеристику ребенка, преподаватель должен понимать, что «корректировать» особенности каждого из типов темперамента легче именно в детском возрасте. Как правило, в течение младшего школьного возраста исследователи выделяют следующие изменения темперамента: усложнение структуры темперамента, изменение типа темперамента в целом, изменение отдельных свойств темперамента. (Из книги Русалов В.М. Экспериментальное исследование внутреннего мира отдельно взятого человека).
Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у детей является высокая пластичность нервной системы;
Психологической предпосылкой изменчивости темперамента является повышенная впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабая опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей младшего школьного возраста в процессе становления.
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий.
Для определения темперамента детей, участвующих в эксперименте обратимся к опроснику структуры темперамента. (Автор В.М. Русалов). Внимательно изучив таблицу и отметив подходящий вариант ответа, а также сопоставив поведение детей, и проведя анализ полученных результатов, удастся определить тип ведущего темперамента ребенка.
Сангвиник (С) Холерик (Х) Флегматик (Ф) Меланхолик (М)
Вопросы:
1.Как ведет себя в общении с новыми детьми:
Жизнерадостно, оживленно, активно, разговорчив, стремится быть в центре внимания (С)
Независимо, задиристо, дразнится, стремиться командовать, выглядеть важным (Х)
Сдержанно, молчаливо, к лидерству не стремится (Ф)
Теряется, ведет себя робко, часто подавлено и даже испугано, стесняется (М)
2.На замечание взрослых (родителей, учителей) реагирует:
Охотно, без сопротивления, обещает исправиться, но через некоторое время опять делает тоже самое, выказывая, таким образом, непослушание (С)
Возмущаясь, демонстрирует сильное упрямство, делает назло, замечания старается игнорировать, сопротивляется огрызаясь (Х)
Спокойно, выслушивает замечания не возмущаясь, иногда бывает упрям, поручения выполняет с задержкой (Ф)
Обиженно, замыкается, готов охотно подчиняться, но при жестких требованиях теряется и может расплакаться (М)
3.Как включается в коллективную работу:
Легко, проявляет инициативу, но не командует, готов подчиняться (С)
Страстно, стремиться командовать, не склонен подчиняться (Х)
Спокойно, без лишних слов, подчиняется легко, держится на расстоянии, независимо (Ф)
Робко, неуверенно, подчиняется с трудом, не командует и не стремится к этому (М)
4.При выполнение заданий:
Легко берется, может бросать, затем опять приступает к решению задачи, легко реагирует на возникающие трудности при выполнении задания (С)
Торопится закончить работу, спешит, но увлекшись заданием, решает задачу упорно и настойчиво, если при решении задачи возникают трудности, выражает возмущение (Х)
Не торопится, спокойно решает задачу, при возникновении трудностей в решении, задумывается и ищет различные пути решения задачи (Ф)
К выполнению любого задания приступает неуверенно, при возникновении трудностей проявляет растерянность, сомнения в правильности решения (М)
5.В незнакомой обстановке:
Активен, инициативен, легко и быстро ориентируется, решения принимает тоже быстро (С)
Активность проявляет избирательно, двигается в каком либо одном направлении, решения принимает быстро (Х)
Спокойно и внимательно присматривается, с принятием решения не спешит (Ф)
Робок, осторожничает, решения принимает неуверенно, сомневается в его правильности (М)
6.Соревноваться:
Любит сам процесс соревнования, радуется даже проигрывая (С)
Любит, азартно вступает в соревнование, но при проигрыше сердиться (Х)
Любит, но не азартен(Ф)
Не любит, соревнование старается избегать (М)
Сопоставление ответов детей на предложенный тест, и проведение анализа полученных результатов, позволяет определить ведущий тип темперамента исследуемых детей, как сангвиник. (65%).
Определение типа темперамента поможет в решении поставленной задачи проведения эксперимента с детьми младшего школьного возраста.
Самооценка.
Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу и дает возможность проявиться в новой сфере человеческой деятельности – учении. Л.И. Божович в книге «Личность и ее формирование в детском возрасте» отмечает, что это особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности.
В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности. Дети используют разные виды учебной деятельности, на основе которой и при благоприятных условиях обучения, а также при достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к формированию теоретического сознания и самосознания как основы самооценки. Они осознают, что обязаны учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и др.), понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе. Самосознание детей младшего школьного возраста развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
- Характер формирующейся самооценки ребенка младшего школьного возраста, в немалой степени будет зависеть от деятельности взрослых: родителей учителей. Данный этап развития и становления личности – решающий в процессе становления фундаментальных образований, «Я – Концепции», включая самовосприятие себя в мире, самооценку. Именно здесь достигается оптимальный уровень самосознания личности, максимально корректируется дефицит развития, возникший в период дошкольного детства. (Из книги Бернс Р. Развитие я – концепции и воспитание).
Выготский Л.С. в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» отмечал, что моральное воспитание детей начинается задолго до школы. Но только в школе они встречаются с такой четкой и развернутой системой требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают на широкий свод норм и правил, которыми они должны руководствоваться в разных ситуациях, во время пребывания в общественных местах и на улице. Понимание смысла этих норм и правил и их повседневное выполнение отражается на процессе формирования самооценки детей, затрудняющихся в соблюдении всего спектра норм и правил общественной жизни и испытывающих затруднения социального характера.
Формулируя требования к детям младшего школьного возраста, взрослые не всегда последовательно проверяют действительное выполнение своих указаний, поэтому у детей может возникнуть ощущение, что соблюдение правил во многом зависит от настроения взрослых, от складывающейся ситуации, от их собственных желаний; представление, что правила имеют формальный характер и должны выполняться не из-за их внутренней необходимости, а под влиянием внешних обстоятельств. Неконкретность формулировки требований к детям младшего школьного возраста может отразиться и на их самооценке, т. к. она формируется под влиянием, прежде всего, оценок значимых взрослых.
Четкая формулировка этих требований и правил, обязательное поощрение исполнительности и не менее обязательная и соответствующая реакция на их несоблюдение – важные условия формирования самооценки у младших школьников. Будучи сформированной у детей младшего школьного возраста, самооценка как продукт самосознания становится внутренним и органическим достоянием их личности.
Таким образом, самооценка детей младшего школьного возраста характеризуется рядом особенностей, связанных с тем, что в связи с поступлением в школу и сменой ведущего вида деятельности самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя. Для формирования самооценки младшего школьника важен уровень достижений, приобретенных им на данном возрастном этапе. Эмоциональное отношение к оценкам извне, особенно полученным от значимых взрослых, накладывает отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его самооценки.
Для определения самооценки используем методику определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.
Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
   1. Самые здоровые       2. Очень здоровые      3. Здоровые     4. Более или менее здоровые.    5. Среднего здоровья   6. Более или менее больные   7. Больные  8. Очень больные9. Самые больные .        1. Самые умные        2. Очень умные               3. Умные               4. Более, менее умные             5. Среднего ума                                 6. Более, менее неумные            7. Неумные   8. Глупые                             9. Самые глупые    
        1. С прекрасным характером        2. С хорошим характером      3. С более или менее хорошим      характером                                   4. С неплохим характером    5. С обычным характером    6. С неважным характером  7. С плохим характером 8. С очень плохим характером9. С тяжелым характером           1. Чрезмерно счастливы         2. Очень счастливы        3. Счастливы       4. Более или менее счастливы     5. Не очень счастливы    6. Мало счастливы   7. Несчастливы 8. Очень несчастливы9. Самые несчастные
После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:
1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.
2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?
3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?
5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.
Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходим к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. План беседы по каждой шкале строится примерно в следующей последовательности.
1. Выяснение содержания актуальной оценки.
2. Выяснение полюсов шкалы.
3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Особенности оценки данной методики является определения "своего места" на ступеньках лесенки. Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. В методике сравнение самооценки ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
По результатам нашего опроса место изучаемых детей определено в области 4-6 ступени, что позволяет определять самооценку детей, как адекватную, психологически комфортную.
Интеллект.
Младший школьный возраст ­ это возраст интенсивного интеллектуального развития.
На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность сосредоточить внимание на нужном объекте, вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм.
Нельзя забывать и том, что физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. (Из книги Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте).
При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
В этом возрасте дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.
Показатель, по которому, в основном, производится тестирование детей младшего школьного возраста — их обучаемость, что означает умственные и логические способности к усвоению знаний. Обучаемость как понятие содержит в себе такие умственные навыки:
- Обобщение и абстрагирование наиболее существенного в преподаваемом материале.
- Осознанное мышление, которое определяется соотношением словеснологической и практической его сторонами.
- Гибкость и устойчивость мыслительной деятельности.
- Самостоятельное мышление, не исключающее при этом восприимчивость помощи.
Именно эти черты в мышлении школьников определяют темп, с которым они продвигаются в процессе обучения. Но всего содержания умственного развития эти составные части обучаемости не охватывают. К тому же, они пригодны больше для исследовательских целей, а на практике для оценки уровня умственного развития учеников учителю их использовать сложно. Поэтому умственное развитие характеризуется еще и следующими критериями:
- Гибкость оперирования системой полученных знаний при решении учебных и практических задач.
- Сформированность и четкость мыслительных действий и операций анализа, абстрагирования, обобщения, наблюдения, сравнения.
- Перенос полученных при решении одной задачи навыков на решение схожих с ней следующих задач.
- Способность вести последующую умственную деятельность по составленному предварительно плану.
- Самостоятельность, независимость и экономичность мышления.
Дети младшего школьного возраста, участвующие в эксперименте обладают критериями высокоразвитого интеллекта, что подтверждается использованием самостоятельного мышления, обобщением наиболее существенного в преподаваемом материале и способностью вести последующую умственную деятельность по составленному предварительно плану.
Мышление.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют:
• группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане;
• "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия;
• "художников", с ярким, образным мышлением.
У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Память.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом всё в большей мере, обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них, на протяжении всего обучения в начальной школе, механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму.
Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, то есть рациональных способов запоминания (деление текста на части).
В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Младшие школьники, в отличии от дошкольников уже склонны не только к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Они уже лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Одним словом младший школьный возраст – самый благоприятный для развития творческого потенциала. Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. Художественное творчество присутствует там, где ребёнок создаёт (в рисунке, лепке, аппликации) нечто новое для себя – находит новые способы изображения, композиционные приёмы, новые выразительные средства. Младший школьный возраст характеризуется активным проявлением в изобразительном творчестве воображения и моторных функций.
Особенностей художественного восприятия.
Рассматривая особенности восприятия детей, Л.С. Выготский выделяет следующие стадии восприятия:
стадия перечисления разрозненных предметов (от 3 до 7 лет);
стадия описания, на которой ребенок отмечает восприятие им на картине связи между предметами (от 7 до 11-12 лет);
стадия интерпретации, для которой характерно восприятие картины в целом (с подросткового возраста).
Учитывая возраст зрительской аудитории, (дети школьного возраста 7-10 лет), для данного исследования остановимся более подробно на стадии описания.
При проведении исследований на тему художественного восприятия произведений искусства детям предлагается рассмотреть и затем описать разнообразные сюжетные картинки. Учитывая, что знакомство с былинными сюжетами происходит в рамках школьной программы по литературе лишь 5 класса, было выявлено, что большинство исследуемых детей впервые сталкивались с героями русского эпоса, изображенными на картине В.М. Васнецова. Оказалось, что один и тот же ребенок воспринимает картины на разных уровнях в зависимости от их содержания. На высоком уровне (истолковывает восприятие как единое целое) — картины с близким для него сюжетом; на более низкой стадии (перечисления, описания) — картины, сюжет и содержание которых далеки от опыта детей, являются сложными, тот сюжет, с которым ребенок впервые столкнулся.
Восприятие детьми картины нельзя рассматривать в отрыве от ее смыслового содержания. Большое значение в художественном восприятии, в понимании смысла изображенного имеет композиция произведения, степень совпадения смыслового и структурного центров картины.
Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это не только познавательный акт.
Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.
А. В. Запорожец отмечал: «...эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях». В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, было выявлено своеобразное отношение детей к художественным произведениям — сопереживание. Дети активно относятся к воспринятому, пытаются сами непосредственно воздействовать на ход событий, сказки и т. д. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого, благоприятная, либо негативная.
При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев. Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию.
Смелое применение художественного слова, чтение образцов былинного эпоса положительно сказывается на понимании детьми картины « Богатыри», помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные художником в ней. Детям предлагается мысленно «войти в картину», «осмотреться» вокруг, «прислушаться»; обращается внимание на выразительные средства произведения. («Что интересного заметил художник? Как он рассказал нам в своей картине об этом? Как автор изобразил героев? Что художник нам хотел донести и показать? » и т. д.). Эмоциональное отношение к воспринятому со стороны взрослых, описание емкими, понятными тезисами изображенного действа на художественном полотне также способствует активизации детского восприятия. Героические образы защитников Родины оживляются детской фантазией и впечатлениями, полученными при чтении былин.
При обращении к художественному произведению М. Васнецова «Богатыри», важно будет сформировать у детей правильную оценку героев данного художественного произведения. Эффективную помощь в этом нам могут оказать беседы, основанные на знакомстве с былинным эпосом и изучении с детьми героев былин, представленных на картине «Богатыри». Они подведут ребенка к пониманию ранее скрытого от них «второго», истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений школьником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).
Художественно-творческая деятельность ребёнка
Художественно-творческая деятельность ребёнка – это деятельность по созданию новых, оригинальных образов (в рисунке, лепке, аппликации и т.д.), а также деятельность по восприятию и переживанию художественных явлений, которая с необходимостью содержит эстетические оценки действительности и искусства. В узком смысле к художественно творческой деятельности ребенка относят продукты самостоятельного творческого проявления ребенка, выполненные но личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретенных самостоятельно или под руководством взрослых.
Именно взаимосвязь развивает у детей способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Рассматривая особенности детской художественно творческой деятельности следует заметить, что на занятиях в школе ребенок осваивает разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию) и получает свободу в оперировании ее выразительными средствами.
Результаты психолого-педагогических исследований О.Ю. Ермолаева доказывают, что способность понимать прекрасное наиболее успешно развивается у ребенка лишь тогда, когда он является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы или в плане воображения при восприятии произведений искусства, или участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.
Следует отметить, что художественно-творческая деятельность способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-чувственная сфера, которые важны для овладения ребенком различным содержанием знаний не только в школе, и на основе которых у детей формируется художественно-познавательная активность. Приобщение детей к искусству способствует проявлению у них инициативности к самостоятельной деятельности, развитию наблюдательности, внимания, формированию эстетического вкуса, устойчивого познавательного интереса, стремления к общению с изобразительным искусством, воспитываем художественное восприятие ценностей культуры, расширяем мировоззрение.
При этом художественно-творческая деятельность с ее яркой образностью, выразительностью, красочностью создает благодатную почву для формирования у детей эмоционально положительного отношения к художнику, природе, искусству. Чем более разнообразны условия, в которых проводится художественно-творческая работа с детьми, чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.
Вывод: организуя работу по проведению исследования, следует учитывать особенности социально психологического развития детей младшего школьного возраста. На основании проведенных тестов можно определить портрет зрителя, как ребенка младшего школьного возраста с ведущим типом темперамента сангвиник, с адекватной, психологически комфортной самооценкой. Обладая развитым интеллектом, с ярким, образным мышлением и наглядно-образной памятью, опираясь на стадию описания, как ведущую особенность своего художественного восприятия ребенок использует все свои личностные качества в художественно творческой деятельности.
Параграф 3. Программа и результаты психологического исследования « Воспитательный аспект художественной коммуникации: взаимодействие произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста».
Задачей данного параграфа является разработка программы, описание хода проводимого исследования и анализ результатов анкетирования участников эксперимента.
Объектами исследования является произведение живописи «Богатыри», В.М. Васнецова, детская зрительская аудитория младшего школьного возраста 7 -10 лет.
Предмет исследования: воспитательный аспект взаимодействия произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста.
Цель работы: исследовать воспитательный аспект коммуникации зрителей младшего школьного возраста и произведения живописи В.М. Васнецова «Богатыри».
Для достижения цели поставлены следующие задачи-этапы:
1) Анализ произведения живописи «Богатыри» В.М. Васнецова
2) Анализ зрительской аудитории, составление социально психологического портрета участников исследования.
3) Разработка сценария проведения исследования, описание хода проводимого исследования,
4) Обработка результатов психологического исследования.
Гипотеза исследования: использование воспитательного аспекта художественной коммуникации при построении диалога зрителя и художественного произведения «Богатыри» В.М. Васнецова», как наиболее эффективного способа преобразования мироотношения детей младшего школьного возраста.
Разработка сценария социологического исследования.
Проведение данного исследования будет разделено на несколько этапов.
1. Знакомство детей младшего школьного возраста с фрагментами былинного эпоса, включающими в себя описание подвигов трех богатырей. Задача данного этапа исследования: проведение беседы с использованием эпичного (былинного) материала для формирования у детей младшего школьного возраста интереса к устному народному творчеству и истории России.
2. Знакомство детей младшего школьного возраста с художественным произведением В. М. Васнецова "Богатыри". Задачи данного этапа исследования: научить детей описывать, анализировать и понимать картину; преобразовать их мироотношение.
3. Проведение работы по подготовки и написанию детьми младшего школьного возраста анкеты на тему «Герои богатыри, защитники земли русской, изображенные на картине В.М. Васнецова «Богатыри»». Данная анкета будет предложена зрителям дважды. Первый раз до начала анализа и разбора художественного произведения «Богатыри» В.М. Васнецова. Второй раз – после окончания беседы. Задачей проведения данного типа анкетирования является, используя воспитательный аспект художественной коммуникации при построении диалога зрителя и художественного произведения «Богатыри» В.М. Васнецова», преобразовать мироотношения детей младшего школьного возраста.
Описание хода исследования.
Этап 1
В начале данного этапа, до проведения совместного с детьми анализа картины «Богатыри» В.М. Васнецова, зрителям предлагается обратиться к анкетам и выбрать по значимости, проранжировать ценности, присущие богатырям и сопоставить по важности с теми личностными ценностями, которые вы видите у себя.
-Ребята. Вначале вашему вниманию предъявляется набор ценностей, присущий богатырям, а затем набор ваших личностных ценностей. Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас, или, по вашему мнению, для героев картины наиболее значима, самая главная - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 8-е место.
Личностные ценности богатырей на картине Место в жизни
Уверенность в себе Чуткость (заботливость) Честность (правдивость, искренность) Любовь к родине, к своей отчизне Мужественность, храбрость Твердая воля (не отступать перед трудностями) Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) Ваши личностные ценности Место в жизни
Уверенность в себе Чуткость (заботливость) Честность (правдивость, искренность) Любовь к родине, к своей отчизне Мужественность, храбрость Твердая воля (не отступать перед трудностями) Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) - После того, как вы ответили на анкету, начнем проведение ознакомления с былинами.
Данный вид работы рассматривается здесь, как средство подготовки детей младшего детского возраста к изучению, анализу и пониманию художественного произведения «Богатыри».
С детьми выстроен диалог по изучению героев былин.
- Ребята, знаете ли вы, что такое былины?
- Былины – это сказки о богатырях.
- Все правильно. Кроме этого былины - это героико-патриотические песни-сказания, повествующие не только о подвигах богатырей, но и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков. Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным. Всё противостоящее богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу.
- Кого вы знаете из былинных богатырей?
- Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
- По Вашему мнению, какими предстают герои в былинах?
- Мужественными, сильными, храбрыми.
- Как вы думаете, какую роль отводит автор былинных сказаний, народ, героям богатырям?
- Защита земли русской, нашей Родины.
- Таким образом, обратившись к былинам, мы с вами настроились на сказочно - повествовательный лад и готовы затронуть творчество замечательного русского художника В.М. Васнецова.
Этап 2
- Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри”. Ребята, вы знаете, что художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника, строим диалог с произведением искусства. Одной из самых любимых тем для художников является сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.
Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник. Картина "Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.
В центре картины старший богатырь, Илья Муромец. По преданию он был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе. Несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, он исполнен добротой и благодушием. По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе.
Далее рассматриваем вместе картину, дети закрепляют умения пользоваться необходимой для рассказа лексикой — названиями предметов воинского снаряжения, конской сбруи, одеяния богатырей и т. д.. (Кольчуга, рукавицы, сапоги сафьяновые, меч, ножны, копье, палица, колчан, лук и т. д.).- Друзья, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине. Кто изображён на переднем плане картины?
- На переднем плане картины изображены три богатыря. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
- Давайте вспомним, кого на Руси называли богатырями?
- Людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов, защищают землю русскую.
- Почему вы решили, что богатыри – воины?
- В руках у них оружие, на головах шлемы, кольчуги.
- Верно. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из богатырей Илья Муромец – самый старший?
- Самый сильный и могучий богатырь. Художник расположил его в центре.
- Верно. У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.
- Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца?
- Он молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе.
- Какой характер у Добрыни Никитича?
- Он добрый, серьёзный, суровый.
- Какой характер у Алёши Поповича?
- Он весёлый, лукавый.
- Как вы догадались?
- У Алеши Поповича взгляд живой, хитрый, он улыбается.
- Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплен еще один предмет, который не относится к оружию. Это гусли. Ребята, знаете ли вы, что такое гусли?
- Гусли – это русский народный инструмент, на котором играли в древней Руси во время исполнения былин.
- Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане?
- На заднем плане степь, леса.
- Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа. Богатыри охраняют границы Руси. Вы видите, что, несмотря на внешнюю статичность образов картины она полна внутренним напряжением, таит в себе завязку, начало близкого, «подступающего» действия — схватки с врагами, жестокой битвы трех богатырей с несметными вражескими полчищами, стремящимися вторгнуться на Русскую землю.
Как вы считаете, богатыри готовы к бою? Готовы ли они нападать на врага, или защищать землю русскую, за своей спиной? И как вы это определили?
- Они готовы защищать. Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч; земля за спиной защитников плодородная, а перед ними пустынная.
- Ребята, вы видите, художник показывает нам, что ради родной и плодородной земли русской Богатыри готовы вступить в бой рискуя жизнью. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Картина вызывает чувство восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости.
- Ребята, как вы думаете, с помощью чего художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага.
- С помощью изображения героических, сильных русских богатырей, которые стоят на защите русской земли. Илья Муромец всматривается вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Под ним и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком. Видим и Добрыню Никитича. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника. Видим и Алёшу Поповича, который задумался о чём-то, одного из самых, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.
- Все верно. Как вы думаете, можно ли защитников земли русской, богатырей назвать патриотами? И что такое патриотизм?
- Конечно можно. Патриотизм это – любовь и преданность отечеству.
-Ребята, скажите, после проведения совместного анализа художественного произведения «Богатыри» изменилось ли ваше представление о героях народных сказаний, богатырях? Понятно ли вам та роль, важность и значимость персонажей данной картины, которую художник определяет им для защиты земли русской?
- Конечно. Мы увидели, что, только обладая мощной силой, можно не бояться нападения врагов и быть готовым всегда встать на пути завоевателей.
- Таким образом, подводя итог нашей беседы хотел у вас спросить, как вы думаете, какая основная идея этого художественного произведения?
- Основная идея художника состоит в том, что бы показать зрителям национальную идею единства земли русской и её героических защитников, в лице русских богатырей. Художник доказывает, что только единство русского народа и земли русской позволит обеспечить защиту, а значит и само существование Руси.
Этап 3.
Детям младшего школьного возраста предложены анкеты для заполнения.
1.Кто являются главными героями в эпических произведениях, былинах? а) Русский народ.
б) Вражеские завоеватели.
в) Герои богатыри.
2. Какая роль отведена в былинах героям богатырям?
а) Нападение на неприятеля с целью завоевания его территории.
б) Сохранение нейтралитета.
в) Защита и оборона земли русской от вражеской угрозы.
3. Кто изображен на переднем плане художественного произведения В.М. Васнецова «Богатыри»?
а) Садко, Илья Муромец, Алеша Попович.
б) Святогор, Микула, Алеша Попович.
в) Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич
5. Какой предмет, который не относится к оружию, прикреплен к седлу Алеши Поповича?
а) Палица.
б) Гусли.
в) Колчан со стрелами.
6. Как вы охарактеризуете природу, раскинувшуюся за спинами богатырей?
а) Бескрайняя, плодородная, величественная.
б) Пустынная, безлюдная.
в) Степная, неплодородная.
7. Готовы ли богатыри нападать на врага, или будут они защищать землю русскую, за своей спиной?
а) Богатыри готовы напасть на врага.
б) Богатыри готовы только защищать землю русскую.
в) Богатыри не планируют и не нападать и не защищать.
8. С помощью каких средств художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага?
а) С помощью изображения героических, сильных, русских богатырей, которые стоят на защите русской земли.
б) С помощью изображения амуниции, оружия богатырей.
в) С помощью изображения природы.
9. Изменилось ли ваше представление о героях народных сказаний, богатырях после проведения совместного анализа художественного произведения «Богатыри»?
а) Да.
б) Нет
10. Понятно ли вам, какими качествами должны обладать воины - защитники, что бы, по мнению художника, суметь защитить русскую землю?
а) Художник подчеркивает, что, только обладая мощной силой, можно не бояться нападения врагов и быть готовым всегда встать на пути завоевателей.
б) Художник не показывает и не определяет значение и значимость силы, способной противостоять врагу.
в) Художник не знает, как показать значимость и величие богатырей.
11. В чем основная идея художественного произведения В.М. Васнецова «Богатыри»?
а) В организации нападения на противника.
б) В том, что только единство русского народа и земли русской позволит обеспечить защиту, а значит и само существование Руси.
в) В том, что только сила и мужество богатырей позволит защищать русскую землю.
В конце нашей работы над анкетами предлагаю вам еще раз выбрать по значимости, проранжировать ценности, присущие богатырям и сопоставить по важности с теми личностными ценностями, которые вы видите у себя. Как и в первой анкете, вначале вашему вниманию предъявляется набор ценностей, присущий богатырям, а затем набор ваших личностных ценностей. Выберите ту ценность, которая для вас, или, по вашему мнению, для героев картины наиболее значима, самая главная - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 8-е место.
Личностные ценности богатырей на картине Место в жизни
Уверенность в себе Чуткость (заботливость) Честность (правдивость, искренность) Любовь к родине, к своей отчизне Мужественность, храбрость Твердая воля (не отступать перед трудностями) Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) Ваши личностные ценности Место в жизни
Уверенность в себе Чуткость (заботливость) Честность (правдивость, искренность) Любовь к родине, к своей отчизне Мужественность, храбрость Твердая воля (не отступать перед трудностями) Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) Обработка результатов психологического исследования.
По представленным на диаграмме 1 результатам анкетирования видно, что до начала обсуждения и анализа художественного произведения «Богатыри» В. М. Васнецова участники исследования, оценивая героев картины, ставили у них по важности на первое место такие личностные качества, как уверенность, чуткость и жизнерадостность. Тогда как такие качества характера героев картины, как мужественность, чувство долга и ответственность по ранжиру занимали менее значимое место. Однако как после проведения эксперимента на первое место по значимости вышли такие личностные ценности героев богатырей, как мужественность, любовь к родине, ответственность.
Диаграмма1.
На диаграмме 2 можно проследить изменение мироотношение у участников эксперимента в части переосмысления своих личностных ценностей. До начала эксперимента такие личностные качества, как мужественность, любовь к родине, уверенность в себе и чувство долга занимали в процентном отношении меньшее значение, чем качества характера чуткость, честность, ответственность и жизнерадостность.
Диагамма 2.

На диаграмме 3 можно увидеть, что после проведения эксперимента под воздействием воспитательного аспекта мироотношение детей младшего школьного возраста изменилось в сторону переоценки таких личностных ценностей, как любовь к родине, мужественность и ответственность.
Диаграмма 3.

Вывод: использование воспитательного аспекта художественной коммуникации при организации взаимодействия произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста наиболее эффективно позволяет изменять мироотношение участников эксперимента, позволяя наиболее полно осознавать значимость и важность в жизни детей таких личностных ценностей, как любовь к родине, мужественность, чувство долга и ответственность.
Заключение
Целью данного исследования являлось: исследовать воспитательный аспект коммуникации зрителей младшего школьного возраста и произведения живописи В.М. Васнецова «Богатыри».
В соответствии с поставленными задачами было сделано следующее:
1. Проведен анализ произведения живописи «Богатыри» В.М. Васнецова на предмет изучении методов, используемых В.М. Васнецовым для передачи воспитательного аспекта художественного содержания картины «Богатыри».
2. Проведен анализ зрительской аудитории, детей младшего школьного возраста, осуществлено составление социально психологического портрета участников исследования. В соответствии с задачами данного параграфа, изучены особенности развития детей младшего школьного возраста, составлен общий социально психологический портрет зрителя. При составлении социально психологического портрета зрителя учитывались такие аспекты развития детей, как характер, темперамент, самооценка, интеллект, особенности развития мышления и памяти, художественного восприятия и художественно творческой деятельности ребенка.
3. Разработан сценарий проведения исследования, описан ход проводимого исследования.
Согласно сценария исследование было проведено в несколько этапов.
На первом этапе осуществлено знакомство детей младшего школьного возраста с фрагментами былинного эпоса, включающими в себя описание подвигов трех богатырей с целью формирования у детей младшего школьного возраста интереса к устному народному творчеству и истории России.
На втором этапе исследования проведено знакомство детей младшего школьного возраста непосредственно с художественным произведением В. М. Васнецова "Богатыри", с целью научить детей описывать, анализировать и понимать картину; преобразовать их мироотношение.
На заключительном этапе проведения исследования была осуществлена работа по подготовке и написанию детьми младшего школьного возраста анкеты на тему «Герои богатыри, защитники земли русской, изображенные на картине В.М. Васнецова «Богатыри»». Данная анкета была заполнена зрителями дважды. Первый раз до начала анализа и разбора художественного произведения «Богатыри» В.М. Васнецова. Второй раз – после окончания беседы. Целью повторного проведения анкетирования было изменение, преобразование мироотношения детей младшего школьного возраста с использованием воспитательного аспекта художественной коммуникации при построении диалога зрителя и художественного произведения «Богатыри» В.М. Васнецова».
4. Проведена обработка результатов социологического исследования на тему: «Воспитательный аспект художественной коммуникации: взаимодействие произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста».
Анализ результатов анкетирования участников до начала эксперимента и повторный анализ результатов анкет после окончания проведения эксперимента выявил видимую тенденцию в изменении мировоззрения детей младшего школьного возраста. Обработав данные исследования, было зафиксировано, что участники эксперимента наиболее полно стали осознавать значимость и важность в своей жизни таких личностных ценностей, как любовь к родине, мужественность, чувство долга и ответственность. Данный итог социологического исследования позволил смело утверждать, что использование воспитательного аспекта художественной коммуникации при организации взаимодействия произведения живописи "Богатыри" В.М. Васнецова со зрителями младшего школьного возраста наиболее эффективно позволяет изменять мироотношение участников эксперимента.

Список используемой литературы
Богатырские былины. Москва.: НЦ ЭНАС, Глобулус, 2005.-85 с., ил.
Былины 1-4 класс. Сборник из серии «Школьная библиотека» Москва.: Омега, 2010.-217 с., ил.
Былины. Сборник былин о русских богатырях. Москва.: Мелик-Пашаев, 1973-2014.- 48 с., ил.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М., 2003. – 243 с.
Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. — М: Искусство, 1987. — С. 401.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский–– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Ермолаев О. Ю. Внимание школьника. / Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. М.: Знание, 1987. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 9)
Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. / Т. В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2005. – 407 с.
Ильина Т. В. Русское искусство конца Х1Х - начала ХХ века // Т.В. Ильина История искусств. Отечественное искусство: Учебник. / Т. В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2005. – C. 235-280.
Карпенко 3. С, Савин 3. Я Изучение и развитие воображения в детском возрасте // З.А. Савин.3. С. Карпенко. – М: Коломыя, 1996
Королева С. П. Великие художники. Виктор Михайлович Васнецов. / С. П . Королева. - Директ-Медиа. Москва. 2010. – 48 с., ил.
Никольская И.М. Психологическая защита у детей. / И.М.Никольская Р.М.Грановская. – Речь. Москва. 2006. -290 с., ил.
Русалов В.М. Экспериментальное исследование внутреннего мира отдельно взятого человека / В. М. Русалов. - Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. М.: Изд во ИП РАН, 2010.
Тарасова М.В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства. / М. В. Тарасова; Красноярск СФУ. 2015. -236 с.
Членов А.М. По следам Добрыни / А.М. Членов. – Москва: Физкультура и спорт, 1986.-287 с., ил –(Необыкновенные путешествия).
Членов А.М. Древлянское происхождение князя Владимира. / А.М. Членов.- Сборник научных статей Киев, 1971.- 121 с., ил.
Удальцова М. "Я всегда только Русью и жил." К 155-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) // М. А. Удальцова.- М: Голос совести. — 2003. – 90 с.
Эльконин Д Б Психология игры / Д. Б. Эльконин - М: Просвещение, 1978
Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб: Университетская книга, 1996
Эльконин Д.Б., Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин.- Вопросы психологии. 1963. №5
Приложение