«Социальные сети в жизни младших школьников»


XI городская научно-практическая конференция младших школьников
«Я – исследователь»
«Социальные сети в жизни младших школьников»
Автор: Попов Тимур
учащейся 4, а класса МБОУ
«Начальная школа-Детский сад №11».
Руководитель: Башарова Светлана Петровна,
Учитель физической культуры МБОУ
«Начальная школа-Детский сад №11».
г. Зима, 2017 г.
Аннотация.
Данная работа представляет собой исследовательский проект по изучению особенностей пользования социальными сетями младшими школьниками. Тема влияния социальных сетей на учащихся 3-4 классов является весьма актуальной в наши дни, когда ребята все больше используют социальные сети в своей жизни.
Цель данной работы - рассмотреть проблему зависимости от социальных сетей.
Автор на протяжении 2 месяцев подбирал материал для написания исследовательской работы. В ней изложены основные проблемы, с которыми сталкиваются ребята при использовании социальных сетей.
В ходе работы реализованы следующие этапы:
1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск информации в справочниках и интернете.
2 этап – обобщение полученного материала.
3 этап – проведение опроса.
4 этап – фиксация результатов работы.
5 этап – анализ и объяснение результатов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме; сравнение, обобщение, моделирование; создание анкеты и проведение опросов.
Практическим результатом исследования автор провел опрос, проанализировал результаты опросов, учащихся МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11».
Содержание.
Введение ……………………………………………………………. 4 Глава 1. История возникновения социальных сетей………………………. 5 1.1 Социальная сеть в нашей жизни………………………………..8
Глава 2. Практическая часть…………………………………….....................12 2.2 Социологический опрос………………………………................13 2.3 Результаты исследования………………………………………..14 Заключение……………………………………………………………15 Список литературы …………………………………………………..16
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем что, исследование проблем зависимости от социальных сетей приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий.
Я считаю, что именно младшие школьники и социальная сеть – это одна из актуальных тем нашего времени так как они начинают постигать все возможное. В настоящее время очень обострилась ситуация влияния социальных сетей на подрастающее поколение. Некоторые считают, что это приносит только пользу, некоторые - что вред.
Цель исследования: рассмотреть проблему зависимости от социальных сетей.
Задачи исследования:
Изучить литературу по проблеме зависимости от социальных сетей.
Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса
Провести опрос.
Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы.
Объект исследования: учащиеся 3-4 классов.
Предмет исследования: проблема зависимости от социальных сетей среди школьников.
Гипотеза: В наше время термин «зависимость от социальных сетей» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах
Методы исследования: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анкетирование.
Глава 1. История возникновения социальных сетей.
 Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.Все социальные сети имеют ряд общих черт:
наличие регистрации пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;
пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля;
настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
По мнению многих исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
С технической точки зрения, социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. В контакте, одноклассники, фэйсбук заполонили разумы юных школьников. Как же появились и развивались эти социальные сети? В Интернете сейчас существует множество различных соц. сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому изложу самые популярные социальные сети среди подростков:
Мой мир@Mail.ru — одна из популярных альтернативных социальных сетей. Отличительная черта сайта — возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки, а если немного потратится на смс, то мгновенно найти и приобрести кучу друзей. Мой мир@Mail.Ru — русскоязычная социальная сеть (с контекстным меню на русском языке), соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.Ru. На портале «Мой мир» зарегистрировано свыше 40 млн профилей, более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте онлайн.
Задача проекта «Мой мир» — помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку.
Девиз проекта: «Ваши друзья, однокурсники и одноклассники в контакте с Вами»!
Для регистрации на сайте достаточно создать учётную запись на бесплатном сервисе электронной почты Mail.Ru
Одноклассники — остается известным и добрым сайтом, созданным на то, чтобы помощь людям, найти своих бывших одноклассников, сокурсников, старых друзей и дать им возможность поддерживать связи между собой, несмотря на разные города и страны проживания. «Одноклассники» — мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб - разработчик Альберт Попков.
По данным на апрель 2010 года сайтом пользовалось 77 миллионов в месяц, а сейчас посещаемость сайта — более 40 миллионов посетителей в сутки.
ВКонтакте — современный молодежный ресурс для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен в России и странах ближнего зарубежья. Основан Павлом Дуровым в 2006 году. Первоначально задумывался, как сайт поиска сокурсников и одноклассников, однако с момента первого запуска потерпел множество изменений, и был упрощен. Одна из возможностей ресурса — смотреть видео и слушать музыку онлайн. Регистрация доступна всем желающим, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.
Facebook — год основания — 2004. На июль 2013 года аудитория Facebook составила 1,2 миллиарда пользователей — это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 миллиарда «лайков» и комментариев и публикуют 300 миллионов фотографий. На сайте зафиксировано 125 миллиардов «дружеских связей» (на 31 декабря 2016 г. было 100 млрд). Количество просмотров страниц сайта в октябре 2016 года составило 1 триллион. Самая популярная социальная сеть в мире.
Twitter — система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Созданный Джеком Дорси в 2006 году, Твиттер вскоре завоевал популярность во всем мире. По состоянию на 1 января 2014 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей. 100 миллионов пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются Твиттером ежедневно. 55 % пользуются Твиттером на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом. Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру.

1.1 Социальная сеть в нашей жизни.
Информационные технологии быстро вошли в нашу жизнь. Сегодня компьютеры стали мощным средством общения людей. Благодаря появлению интернета пользователи получили уникальные возможности глобальной связи по всему миру.
В наше время широкое распространение получила глобальная сеть интернет. Эта технология и все ее услуги: электронная почта, чаты, программы online общения, игры. – могут негативно воздействовать на психику человека.
На сегодняшний день большинство пользователей провели в свой дом и офис интернет и локальные сети, а подростки спешат скорее зайти в какую-либо соц. сеть.
Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Совокупная аудитория всевозможных социальных сетей, заметно превысила миллиард человек. Значительное количество пользователей, что бы они ни делали в Сети, уже вообще не покидают своего аккаунта в каком-нибудь. Подобного рода универсальные социальные сети стали конкурировать с самыми разными интернет-сервисами, многим из которых, как еще недавно казалось, обеспечено безоблачное будущее без всяких намеков на сколь-нибудь серьезных конкурентов.
Для каждого пользователя интернет становится максимально персонализированным, потому что социальная сеть знает и помнит все о его предпочтениях, формируя вокруг него максимально аутентичную его потребностям среду.
Большинство людей проводят локальную сеть домой под предлогом, что будут искать что-либо полезно в интернете, на самом деле, первое знакомство почти всех людей с Всемирной Паутиной начинается с регистрации в социальных сетях.
Подростки и социальная сеть.
Современные тинэйджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.
Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Подростки и социальные сети — проблема ли это?
Примерно с 9-10 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.
Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.
Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.
Безусловно, социальная сеть становится с каждым днем все популярнее среди подростков. И, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться.
Положительные черты влияния социальных сетей
Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:
Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых.
Найти себе друзей, знакомых одноклассников
Поиск в соц. сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.
Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.
Отрицательные черты влияния социальных сетей.
Влияние социальных сетей на подростков может быть, как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше. Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей:
– Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.
Сидя за компьютером, учащийся (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.
– Воздействие электромагнитного излучения.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение...
– Утомление глаз, нагрузка на зрение.
Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учащихся возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
– Перегрузка суставов кистей.
Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
– Стресс при потере информации.
Если компьютер "зависает теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
 -Зависимость от виртуального мира.
Пожалуй, это самая распространенная проблема.
- Общедоступность информации.
Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.
– Психические расстройства.
При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.
Глава 2. Практические исследования
2.2 Социологический опрос
Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. Среди учащихся 3-4 классов, подростков в возрасте 10-11 лет было проведено социологическое исследование по теме: «Зависимость от интернета у подростков».
В опросе участвовало 51 респондентов. Возрастной состав: 10-11лет.
1. Есть ли у тебя компьютер?
ответы Всего
Компьютер
98 %
Вывод: Компьютер имеют практически все опрошенные учащиеся.
2. Есть ли выход в Интернет?
ответы всего
Да
Нет 94%
3%
Вывод: Основная масса учащихся имеют доступ к Интернету
3. Сколько проводите времени ежедневно в социальных сетях?
ответы всего мальчики девочки
меньше 1 часа
около 3ч
больше 5ч. 22%
71 %
18% 19%
54 %
27% 21%
62%
21%
Ответы показали, что в среднем учащиеся пользуются около 3-х часов в день, но есть учащиеся, которые уделяют больше 5 часов, девочки уделяют времени больше, чем, мальчики.
4.Для каких больше целей используете социальные сети?
ответы всего мальчики девочки
Общение
Для учебы
Для он-лайн игр
Поиск какой-либо информации 99%
4%
83%
14% 38%
9%
54%
7% 56 %
11%
31 %
9%
Вывод: Показательно, что мальчики выбирают он-лайн игры, а девочки предпочитают интернет-общение.
5. Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях?
а) да- 98%
б) нет- 3%
Видим, что основная масса учеников пользуется социальными сетями.
6. Какая социальная сеть вам нравится больше?
ответы всего
Одноклассники
В Контакте
Фейсбук 68%
22%
10%
Вывод: В одноклассниками пользуется большая часть школьников.
Вывод: В основном дети осознают то, что долгое время, проводимое за компьютером, приводит к плохим последствиям, а то есть вредит здоровью.
Эта анкета выявила, что социальные сети является неотъемлемой частью жизни подростка.

2.3 Результаты исследования.
В своей работе я использовал метод выведения результата путем вычисления среднего ответа. В результате, я узнал, что все опрашиваемые мною ученики зарегистрированы в социальных сетях, в основном в Одноклассниках и В контакте. В среднем все опрашиваемые проводят в Интернете от часа в день. У учеников, естественно, время провождения колеблется в пределах 3-5 часов в день.
Рекомендации при работе в социальных сетях
В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:
ограничение времени пребывания в сети;
поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);
оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
увеличение времени пребывания в компании друзей
Заключение.
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Но, тем не менее, я считаю, что социальные сети уже стали болезнью. Трудно найти подростка, который не был бы зарегистрирован в какой-либо соц. сети. И что самое плохое, так это то, что почти все и зависимы от этих самых сетей. Хотя они отнимают кучу реального времени, за которое человек мог успеть сделать и повидать много всего интересного.
Подростки не представляют уже свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе.
Я сам зарегистрирован в соц. сетях, и я с уверенностью могу сказать, что там «зависают» уже и тысячи детей. Я думаю, это уже можно считать глобальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Хотя это относительно. И все зависит лишь от нас самих: как мы решим сами прожить эту жизнь:” реально” или” виртуально” решать нам…

Список литературы.
1. Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/, доступ свободный.
2. Серия статей – [Электронный ресурс] – http://social.ecomspace.ru/
3. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167c.
4. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для WindiwsSockets. - Диалог - МИФИ, 2010. - 283 c.
Уважаемые ребята!
Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Заранее благодарны Вам за честность!
Укажите свой пол (ж,м)
1. Есть ли у тебя компьютер?(Да, нет)________________
2.Есть ли выход в Интернет?(Да, нет)______________
3.Сколько времени проводите в Интернете?(Да, нет)_____________
4.Для каких больше целей используете Интернет?(Да, нет)__________
5.Зарегестрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях?(Да, нет)_________
6.Влияет ли социальные сети на Вашу успеваемость в школе?(Да, нет)________
7.Считаете ли Вы себя Интернет- зависимым?(Да, нет)__________
_________________________________________________________________