Концепция музея тема Школьный музей


»

В ногу со временем

Автор: Руководитель комплексного
историко-краеведческого музея
«Боевой и трудовой славы»
МКОУ Зудовской СОШ
Мурко Зинаида Фёдоровна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной
категории, Новосибирская область,
Болотнинский район, село Зудово,
ул. Центральная 50.
2014
Содержание
Миссия школьного музея…………………………………………………...….2
Краткая информация о музее………………………………………….….. 2 - 3
Краткая историческая справка……………………………………….….…….3
Этапы развития школьного музея………………………….……..….……4 - 6
Разделы экспозиции…………………………………………….……..…….6 - 7
Состояние учёта и хранения фондов…………………………………………..7
Наличие документов музея…………………………………………………..…..7
Место музея в учебно-воспитательном процессе школы………….……..7 - 9
Характеристика контингента учащихся…………………………….…..……..8
Сведения о посетителях музея……………………………………..………..8 - 9
Развитие сетевого взаимодействия…………………………………………..…9
Достижения школьного музея………………………………………..……9 - 10
Основные идеи развития школьного музея……………………………10 - 11
Анализ возможностей развития школьного музея……………………..11 - 13
Цель и задачи развития музея……………………………………..…….13 - 14
Проект виртуального музея………………………………………..……14 - 17
Поисковая, научно-исследовательская работа…………………….…………20
Отслеживание результатов…………………………………………………….21
Инновационная деятельность …………………………………..…………….21
Материально-техническое обеспечение………………………….…………..21
Ожидаемые результаты, показатели результативности…………..…………..21
Механизмы реализации Концепции……………………………..…………....21
Оценка эффективности реализации Концепции……………….……………..22
Приложение. Портфолио руководителя музея.
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея МКОУ Зудовской СОШ, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников МКОУ Зудовской СОШ, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.
Срок реализации Концепции сентябрь 2012- декабрь 2016 гг.
Концепция разработана коллективом авторов под руководством руководителя школьного музея боевой и трудовой славы Мурко З.Ф.
Концепция развития школьного музея обсуждена и принята на заседании Педагогического совета школы 25 сентября 2012 года.
Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы:
Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996 года №12-ФЗ.
Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992 г.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».
Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02484/16; «Требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей».
Письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. О деятельности музеев образовательных учреждений (Вестник образования № 11 от 2003 г.
Положение школьного музея.
Приказ об открытии музея.
Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции работников музея.
Свидетельство о паспортизации школьного музея.
Миссия школьного музея Боевой и трудовой славы МКОУ Зудовской СОШ заключается в решении проблемы формирования у музейной аудитории восприимчивости, интереса к наследию, осознания его значения. От явных и открыто дидактических приемов воздействия музей переходит к более тонким, сложным, направленным на формирование творческих установок, мотивационной сферы человека.
Краткая информация о музее: школьной музей боевой и трудовой славы Муниципального казённого образовательного учреждения Зудовской средней общеобразовательной школы Болотнинского района Новосибирской области находится:
Адресу: 633372 Новосибирская область Болотнинский район село Зудово переулок Почтовый,6.
Телефон/ 383 49 57 245; электронная почта mouzudovo1 @yandex.ru;
Директор школы Кружихина Людмила Иосифовна
Руководитель школьного музея Мурко Зинаида Фёдоровна.
Характеристика помещения: классная комната около 60 кв.
метров, изолированная на 2 этаже.
Анализ состояния и текущей деятельности школьного музея: в школе создан один из лучших школьных музеев в Болотнинском районе, Новосибирской области. Экспозиция музея состоит из 6 разделов и включает 302 экспоната основного фонда и 200 вспомогательного.
Проводиться огромная исследовательская работа по истории и культуре нашего села и района в целом. Весь этот материал систематизирован.Экскурсоводы регулярно проводят экскурсионную работу. Экскурсантами музея за 3 последних года стали около тысячи человек. Сведения взяты из Книги отзывов.
За 40 лет существования музея и творческого объединения «Музейный комитет» несколько поколений жителей нашего села принимали участие в поисковой и исследовательской работе музея. Если в творческом объединении «Музейный комитет» занимается примерно 10 человек, то за 40 в его работе приняли около 400 человек которые, вносят большой вклад в развитие школы и села.
Таким образом, музей МКОУ Зудовской СОШ внес свою немалую лепту в историю развития Зудовской школы и села Зудово, содействовал развитию патриотизма и гражданственности населения Зудовского сельского совета.
Краткая историческая справка: музей боевой и трудовой славы МКОУ Зудовской СОШ хранит память о подвиге односельчан бойцов и тружеников тыла в дни Великой Отечественной войне с фашистской армией. Экспонаты и документы музея раскрывают историю героической борьбы патриотов нашей Родины в годы Великой Отечественной войны; Историю села Историю школы, быт жителей кержацких сел Зудово, Козловка и Киряково.
Этапы развития школьного музея
Первый этап. Школьный музей начал создаваться с 1964 года.
К 20 – летию Победы Советского народа над фашистской Германией, вели работу по поиску и сбору материалов о войне 1941-1945г.г. в это время был создан штаб «Поиск», который разработал план поисковой работы. Рассчитанный на участие каждого класса и каждого ученика в сборе материала об односельчанах - участниках Великой Отечественной войне и родственников погибших воинов.
Собранная информация оформлялась в стенды: «Сибирский сплав», «Тыл фронту». Стенд, посвященный нашему земляку - Герою Советского Союза Бабахину К. И.. Оформлены альбомы "Говорят участники Великой Отечественной войны", "Орден в твоем доме", которые в настоящее время имеют большое значение при выполнении исследовательских работ.
Вместе со своими учениками она по крупицам начала собирать материал об истории села Зудово.
Второй этап. К 30 - летию Победы в Великой Отечественной войне, первого октября 1974 года был открыт музей «Боевой и трудовой славы». Фонды, которого дополнялись информацией о трудовой доблести односельчан. В этом году музею присвоено звание «Школьный музей».
Третий этап. Проделали большую поисковую работу по сбору материала об учителях школы, документы о работе комсомольской организации. Занимались организацией встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, родственниками погибших. Проводили вечера встречи выпускников. Собранная информация оформлялась в стенды: "История села", "История школы".
Четвёртый этап. В сложные перестроечные годы, мы не могли допустить утраты ценных материалов, которые были собраны в экспозициях музея. В честь 60 - летия Победы в Великой Отечественной войне, в 2005г. на здании школы была открыта мемориальная доска, посвященная Щербакову Антону Павловичу. Фронтовику, бывшему директору, инициатору строительства здания школы.
В это же время открылся памятник Герою Советского Союза Бабахину Калистрату Ивановичу в деревне Козловка.
Открывается новая экспозиция «Служу Отечеству» рассказывает о выпускниках несущих службу в армии. Активно ведётся сбор материала по этнографии. Собирается много предметов быта в результате появляется этнографический уголок.
Пятый этап. За время работы музея накопилось достаточно много материалов: фотографий, сценариев, видео сюжеты и аудио записи по истории школы, об её выпускниках, учителях: по истории села, о ветеранах великой Отечественной войны. В настоящее время нами разработан и выполняется проект «Виртуальный школьный музей».
На наш взгляд, виртуальный музей является логическим продолжением нашего реального музея. Которое позволит включить большее количество людей в диалог.
Наиболее важным преимуществом виртуального музея можно назвать тот факт, что каждый посетитель музея в любое удобное для него время может приносить в музей что-то свое, наполнять его. И, безусловно, число посетителей виртуального музея гораздо выше, чем реального. Место для хранения экспонатов в виртуальном музее не ограничено, не стоит вопрос о сохранности экспонатов.
Дата открытия музея 01 октября 1974года № свидетельства 1513.
Разделы экспозиции:
«Сибирский сплав»,
«Тыл фронту»,
"История села",
"История школы".
«Служу Отечеству».
Состояние учёта и хранения фондов: Имеется инвентарная книги поступлений основного фонда и книга поступлений вспомогательного фонда, картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната.
Наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям:
- тематико-экспозиционный план;
- паспорт Музея и сертификат о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения» 2010 год № 4 / 10;
- книги учета основного и вспомогательного фондов;
- картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната;
- план работы Совета Музея;
- книга регистрации массовых экскурсий и мероприятий.
Место музея в учебно-воспитательном процессе школы: Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности.
На базе школьного музея проводится культурно-массовая и воспитательная работа с учётом высокого методического уровня, комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея, материалы и актив музея. В работе используются различные формы экскурсии, лекции, беседы, встречи, литературно-музыкальные композиции, викторины и конкурсы.
Работа музея строится с учетом программного материала и воспитательной работы в классах различных возрастных групп при активном участии педагогов школы, педагогов-организаторов:
- уроки истории в 9 и 11 классах по теме «Великая Отечественная война» начало войны, мобилизация советского народа на борьбу с врагом».
- использование материала музея на уроках литературы и русского языка (диктанты и изложения по материалам школьного музея в 1-8 классах, сочинения 9-10-11 классах);
- разрабатываются уроки внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов;
- использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков мужества, бесед, лекций и экскурсий по темам: «История создания школьного музея», «Они защищали Родину», «Бабахин К. И. – Герой Советского Союза», «История села», «История школы»» и др.
Характеристика контингента учащихся – детского музейного актива: в музейный актив входят обучающиеся 5-10 классов.

Функциональные группы
1. Архивариусы - поисково – собирательская группа в ёе функции входят вопросы комплектования музейного собрания.
2. Иисследователи - фондовая группа главная задача этой группы связана с оперативным проведением экспертизы (оценки) поступивших в музей материалов.
3. Оформители - экспозиационно - выставочная группа выполняет задачи по экспозационному проектипованию и созданий экспозиций, занимается разработкой и созданием музейных выставок.
4.Экскурсоводы - массово – просветительская группа занимается разработкой экскурсий и их проведением, проведением лекций, бесед, конкурсов, вечеров и музейных праздников.
Сведения о посетителях музея:
учащиеся 1-10 классов нашей школы и других школ района, будущие первоклассники и их родители, ветераны труда, жители села, выпускники школы.
На базе школьного музея проводится культурно-массовая и воспитательная работа с учётом комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея, материалы и актив музея. В работе используются различные формы экскурсии, лекции, беседы, встречи, слёты ветеранов, конференции, литературно-музыкальные композиции, викторины и конкурсы.
Развитие сетевого взаимодействия:
1. Сотрудничество с музеями других школ.
2. Сотрудничество с районным краеведческим музеем.
3. Активы школ для обмена опытом музейной деятельности.
Достижения школьного музея (за последние пять лет)
Региональный уровень:
2013 год Областной этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина» номинация «Публицистика в защиту природы и культуры» (диплом I степени),
2013 год Областной этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина» номинация «Традиционная культура» (диплом I степени),
В 2012-2013учебном году
Областной - смотр – конкурс по организации работы музеев посвящённого Году российской истории в номинации: «методические материалы, посвящённые работе с активом музея» - победители.
8 открытая региональная научно – практическая конференция школьников «Эврика», « И в Зудово кандальный звон звучал» город Новосибирск, лауреаты.
Областные краеведческие чтения «Отечество» в номинации «Школьные музеи. История детского движения. История образования» призёры.
Муниципальный уровень:
2014 год конкурс «Отечество» с работой «Северное золото» призёры.
2014 год Районный конкурс издательской продукции музеев образовательных учреждений « История района в лицах и цифрах» Номинация «В чувствах, в судьбах, в лицах…» призёры.
2014 год Районный конкурс издательской продукции музеев образовательных учреждений Номинация «История в лицах» «Держат мир духовной силы нити…» 3 место в номинации.
2014 год Районный конкурс «Здесь лентой протянулось время» призёры.
В 2011 – 2012 году в названном конкурсе в номинации «Гуманитарно – экологические исследования» призёры.
2008 год Смотр – конкурс музеев образовательных учреждений Болотнинского района в номинации: «Юбилейная» - победители.
Основные идеи развития школьного музея.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея.
Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей обороны и защиты нашего государства в годы Великой Отечественной войны. Большое значение играет апробирование на школьном, муниципальном и региональном уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.
Анализ возможностей развития школьного музея.
Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются героические страницы истории нашей Родины, ратный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях нашего народа вносят школьные музеи, в первую очередь музеи боевой славы, посвященные тем или иным событиям из героического прошлого нашего Отечества. Это дает возможность дальнейшего развития школьного музея.
Основная цель деятельности музея школы (сохранение исторической памяти) способствует развитию чувства патриотизма, гордости за наше Отечество, воспитание гражданственности, любви к Родине; привлечение учащихся школы к изучению исторического и культурного наследия родного села, района, семьи, Отечества через познавательную, творческую и практическую деятельность. Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи по развитию возможностей школьного музея:
- Повышение интереса к изучению прошлого села Зудово и Болотнинского района, к истории России.
- Воспитание чувства уважения к родному селу и к односельчанам на примерах из прошлого.
- Использование музея в учебной, воспитательной работе.
-Связь поколений через встречи с ветеранами локальных войн и ветеранами труда.
-Организация поисково-краеведческой работы с посещением интересных мест.
С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для школьного музея учащиеся школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности.
Одно из условий возможностей развития деятельности школьного музея: преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий, что способствует пропаганде в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся.
Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, имеет возможность расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской музейной работы. Такую подготовку руководитель музея тщательно планирует совместно с педагогическим коллективом, с самими учениками, с Советом Музея.
Деятельность музея рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 10-ые классы. Она способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования. Для развития школьного музея необходимо:
- организационная работа с Советом Музея - проведение членов совета музея по программе обучения юных музееведов на занятиях в школьном музее;
- поисковая, научно-исследовательская работа проводится через составленные поисковые задания, учитывающие возраст и интересы учащихся;
- конференции где заслушиваются сообщения учащихся о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организовываются индивидуальные и групповые консультации;
- работа с фондами и над экспозицией музея;
- проблемные «Круглые столы»; массовые дела и мероприятия;
- экскурсии, связанные с тематикой музея и историческими датами.
Цель и задачи развития музея
Целью школьного музея является сохранение исторической памяти, в том числе в сети интернета (создание Виртуальный музей)
Для реализации этой цели в рамках развития школьного музея ставятся следующие задачи:
1. Внедрение программы духовно-нравственного развития школьников.
2.Разработка плана и реализация экспериментальной работы по теме «Культурологический подход к содержанию образования как условие реализации программы духовно-нравственного развития в младшей школе в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС второго поколения»
3.Активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию России.
4. Формирование умений и навыков в области краеведческой исследовательской деятельности.
5. Выявление одаренных учащихся школы.
6. Создание условий для участия школьников в районных историко-краеведческих чтениях, играх и конкурсах.
7.Пропаганда системы краеведческого и музееведческого образования
Проект о виртуальном музее (создание сайта находится в разработке)
Общие положения.
1.1. Школьный виртуальный музей представляет собой тематическое систематизированное собрание электронных экспозиций.
1.2. Школьный виртуальный музей действует наряду с традиционным школьным музеем, является его виртуальной экспозицией, дополняет его функции с применением информационно-коммуникационных технологий.
1.3. Для создания виртуального музея используется компьютерная программа веб-редактирования.
1.4. Материалы предоставляются системному администратору виртуального музея в цифровом варианте (текстовые файлы Word, презентации Power Point, публикации Publisher, фото и рисунки JPEG, Potoshop и т.п)
1.5. Школьным виртуальным музеем возглавляет Совет музея во главе с руководителем школьного музея.
1.6. Состав Совета музея:
руководитель школьного музея;
системный администратор сайта школы;
учащиеся - члены творческого объединения «Крудруист»; учителя.
1.7. Положение о виртуальном музее, а также изменения и дополнения к нему рассматриваются и принимаются на заседании методического совета школы и вступают в силу после согласования с директором школы.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью виртуального музея является воспитания у учащихся гражданской позиции и патриотизма, сохранения памяти обо всех, создание эффективной системы использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Задачи виртуального музея:
воспитание положительного отношения к опыту старших поколений, обеспечение межпоколенной преемственности и диалога;
формирование гражданственности и патриотизма школьников;
приобщение учащихся школы к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
создание и внедрение новых педагогических методик в воспитательной работе с использованием ИКТ;
пропаганда и информирование о работе музея с использованием информативно-коммуникативных технологий.
3. В пополнении материалов виртуальных экспозиций музея могут принимать участие:
классные коллективы, учащиеся школы, педагоги, родители.
Все участники предоставляют оцифрованный материл для его расположения на страницах виртуального музея.
4. Содержание и формы работы виртуального зала
В содержание работы виртуального зала входит:
4.1. организация электронных экспозиций, конкурсов, выставок, тематических классных часов и др.;
4.2. создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства;
4.3. редактирование и тиражирование печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий;
4.4.включение школьного виртуального музея в единую локальную сеть образовательного учреждения, перенос накопленной информации и материалов в Интернет на веб-сайт proshkolu.ru.;
4.5. оформление страницы виртуального музея на сайте школы;
4.5 Совет музея:
изучает различные источники информации;
пополняет систематически фонды музея путём поиска;
обеспечивает сохранность музейных экспозиций;
создаёт и обновляет экспозиции, выставки;
проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и родителей.
5. Направления деятельности школьного виртуального музея
5.1. Поисковая деятельность.
5.2. Фондовая деятельность.
5.3. Экскурсионно-лекторская деятельность.
5.4. Экспозиционная деятельность.
5.5. Пропагандистская деятельность.
6. Структура виртуального музея:
1 зал – История школы
2 зал – История села.
3 зал - Сибирский сплав
Фондовая работа музея ОУ
1. создание условий для продолжения поисковой и исследовательской работы;
2. организация сбора материалов по классам, фотографий, по истории Болотнинского района для создания книги «Болотнинская быль» 2 том; воспоминаний воинов, принимавших участие в войне в Афганистане для увековечивания памяти о воинах интернационалистах в новом разделе музея;
3. организация научно-исследовательской работы по изучению документов, газетных статей, литературных произведений по истории Болотнинского района; о войне в Афганистане и Чечне;
4.пополнение фондов музея в результате переписки, встреч, бесед с жителями села Зудово, выпускниками школы, воинами-интернационалистами;
5.систематизация собранных материалов;
6.приглашение на встречи, уроки Мужества, интервью представителей СПб общественной организации ветеранов МВД, Афганской и Чеченской войн;
7.составление тематических и библиографических картотек по истории Болотнинского района и материалам о войне в Афганистане и Чечне.
Организация учёта и хранения музейной коллекции (создание картотек):
введение учета всех краеведческих материалов; о войне в Афганистане и Чечне в инвентарных книгах;
Выполнение проект Виртуального музея ОУ (создание электронных экскурсий):
стенды в виртуальном музее по новым разделам:
Болотнинская быль;
о войне в Афганистане и Чечне.
Направления деятельности.
Формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках.
Организационная работа.
1. Планирование работы музея на год, месяц.
2. Составление плана экскурсий по экспозициям.
3. Организация встреч, поздравлений.
4. Организация выставок творческих работ обучающихся и учителей школы, коллажей к общешкольным мероприятиям.
5. Создание презентаций, отчетов по итогам школьных мероприятий.
Работа с фондами и экспозициями.
1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Заполнение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Создание сборника рекомендательных материалов деятельности музея.
4. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.
5. Продолжить заполнение книги учета экскурсий в школьный музей.
6. Создание виртуального музея.
Экскурсионно - просветительская работа.
1.Оборудование школьного музея полками и демонстрационными витринами для размещения музейных предметов.
2. Создание постоянных экспозиций:
«Гордость нашей школы», « «Ветераны педагогического труда», «Директора школы», «Учительница первая моя».
3. Организация экскурсий в школьный музей к созданным экспозициям.
4. Создание в сети « Интернет» сайта школьного музея.
5.Провести слайдовую презентацию творческой группы по исследовательской работе.
6. Закончить экспозицию «Пионерская организация школы МКОУ Зудовской СОШ».
7. Создание экспозиции «Школьные принадлежности».
8. Создать экспозицию «Русская изба».
Экскурсии являются одним из наиболее распространённых видов краеведческой исследовательской работы. Они дают необычайно широкие возможности для разнообразной работы по краеведению. Перед экскурсией членам комитета ставится цель и даётся задание для исследования объекта.
Определяются возможности патриотического, эстетического воспитания, которые открывает данный объект. Поставленная цель и выбранный объект определяют методы работы.
Для успешного проведения экскурсии необходимо определить маршрут, место экскурсии, экспонат. Важно перед экскурсией предупредить ребят, что после экскурсии им будут предложены вопросы, на которые они должны дать ответы. Такая форма экскурсии является важным средством привлечения школьников к активной краеведческой работе.
Подготовка к экскурсии сопровождается поиском. Экскурсоводы ищут дополнительные источники (книги, документы). Осваивают экскурсионный материал, составляют текст экскурсии, детально осматривают экспонаты, о которых пойдёт речь, составляют маршрут экскурсии.
Таким образом, подготовка к экскурсии воспитывает у обучающихся инициативу, самостоятельность, расширяет кругозор, закрепляет и развивает интерес к родному краю, любовь к малой Родине. В процессе экскурсии они приобретают навыки выступления перед аудиторией. Подготовка и проведение экскурсий являются важным, общественно-полезным трудом.
Проведение экскурсии – сложное дело. Поэтому с будущими экскурсоводами ведётся большая подготовительная работа, первые экскурсии проводим для членов актива музея, затем для учителей школы.
Поисковая, научно-исследовательская работа.
1. Поиск адресов выпускников школы для организации переписки с ними.
2. Поиск адресов бывших учителей.
3. Исследование темы «История школы за 100 лет».
4. Выступление перед аудиторией с темой исследования.
5. Анкетирование «Что ты хотел бы видеть в школьном музее?»
6. Расширение и поиск по сбору информации о выпускниках школы.
7. Поиск информации для создания альбома «История появления школьных принадлежностей». «Проказница ручка».
Отслеживание результатов.
1.Ведение «Книги отзывов».
2.Анкетирование, опросы.
3.Выставки собранных материалов, экспонатов, творческих и исследовательских работ.
4.Обобщение опыта работы музея.
5.Совершенствование материальной базы: приобретение компьютера, магнитофона, диктофона, ксерокса, видеокамеры и т.д.
6.Отслеживание результативности участия в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях.
7. Участие в смотрах – конкурсах музеев.
Формирование патриотизма – это процесс, в котором важно единство семьи и школы, взрослых и детей, руководителя музея и родителей, обучающихся Музейного комитета. Поэтому уделяется большое внимание организации включения в пространство музея родителей. Необходимо их активное творческое участие.
Инновационная деятельность, опытно-экспериментальная работа.
1.Участие музея в школьных, районных и областных инновационных проектах.
2.Развитие и совершенствование системы дополнительного краеведческого и музееведческого образования.
3.Развитие инновационной культуры педагогических кадров.
Материально-техническое обеспечение.
1. Развитие информационной среды, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ-технологий.
2. Совершенствование материально-технической базы школьного музея.
Ожидаемые результаты.
Сохранение исторической памяти
Развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Активизация познавательного интереса учащихся к историческому и культурному наследию малой родины и России в целом.
Формирование умений и навыков в области краеведческой исследовательской деятельности.
Создание условий для участия школьников в районных историко-краеведческих чтениях, играх и конкурсах.
Показатели результативности.
Активное участие в различных районных и областных, Всероссийских смотрах, конкурсах и других мероприятиях, с повышением результативности.
Этапы реализации Концепции.
Сентябрь 2012 года - январь 2016 года - участие в создании 2 тома книги посвящённой Болотнинскому району «Болотнинская быль».
Февраль 2015 года организовать экскурсию о воинах интернационалистах;
Февраль 2015 года экскурсия «Современная школа».
Март - Май 2016 года создание Виртуального музея МКОУ Зудовской СОШ.
Механизмы реализации Концепции.
Стратегическими приоритетами реализации Концепции являются:
обеспечение достаточной степени информированности учителей, учеников, родителей об изменениях в системе краеведческого и музееведческого образования, формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы;
обновление и переобучение кадров;
инновационный подход на основе культурологической образовательной парадигмы к содержанию воспитания с точки зрения требований ФГОС второго поколения;
совершенствование механизмов оценки качества воспитательной работы;
современно оборудованное образовательно-воспитательное музейное пространство;
комфортная, здоровьесберегающая образовательная среда.
Задачи, стоящие перед школой, внедряющей ФГОС второго поколения, в значительной степени меняют всю образовательную и воспитательную стратегию:
повышение внутренней мотивации к самореализации во внеучебной деятельности как основы духовно-нравственного развития.
Формирование личности, духовно-нравственное развитие которой становится основой готовности и способности к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, социализации, потребности в культурной идентичности, предполагающей осознанное отношение к гражданским, национальным и общечеловеческим ценностям.
Организация нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Содержание краеведческой и музееведческой деятельности должно стать одним из важнейших проводников духовно-нравственного развития учащихся.Иное отношение к технологии и формам подачи материала и деятельности.
Краеведческая и музееведческая работа должна быть превращена в поле совместной деятельности педагога и учащихся по выявлению личностно значимых смыслов, в постоянный диалог, направленный на формирование ценностных представлений, вне зависимости от его предметного наполнения.
Улучшение материально-технической базы школьного музея.
Оценка эффективности реализации Концепции определится в ходе следующей паспортизации при определении активности работы Музея, анализируя участие представителей учебного заведения в районных и областных массовых мероприятиях: конкурсах юных экскурсоводов, поисковой работе по профилю музея, охране памятников природы, истории и культуры, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в районе.