Портфолио по ИЗО как инструмент учета творческих достижений обучающихся


Портфолио по ИЗО как инструмент учета творческих достижений обучающихся Боровикова Л.Б.учитель ИЗОМБОУ гимназия №1г.Мончегорск Как педагогу дать объективную оценку планируемым результатам образования согласно требованиям ФГОС Введение новых образовательных стандартов диктует необходимость изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов. Основная идея обновления общего образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся. ФГОС регламентирует новую систему оценки знаний учащихся, основными особенностями которой являются: оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;оценка способности решать учебно-практические задачи;сочетание внутренней и внешней оценкикомплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных);нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;накопительная система оценки индивидуальных достижений;интерпретация результатов на основе контекстной информации С точки зрения педагогических задач, которые должна решать оценка, очень важно, чтобы её новые формы позволяли одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей и на определенном этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Снять противоречие между этими двумя задачами позволяет:1) подход, используемый в технологии уровневой дифференциации обучения;2) использование таких форм интегрированной оценки, как «портфель достижений» и защита проекта, направленных на сближение школьной оценки и реальной оценки общества, которое оценивает и качество, и сложность выполняемых заданий и проектов, и способность приобретать новые знания, и способность работать в коллективе, и поведение ребёнка в проблемной ситуации. Одним из ориентиров качественного обновления оценки является технология портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания Основной целью оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: -поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; -поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; -развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; -формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио – это целенаправленная работа учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения… Д. Метр Из опыта работы В моей педагогической практике средством предъявления собственных достижений является портфолио по изобразительному искусству, в который входят творческие работы, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления, мини-сочинения и др. Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные «документы»: титульный лист, тематический план работы на год, карта успешности, критерии оценки, лист советов учителя, график творческого роста и материалы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Все это средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности. Рассматриваю портфолио как результат творческой деятельности учащегося. Это позволяет увидеть творческий рост и самому ученику, и родителям, и одноклассникам, и учителям. В конце года на одном из последних уроков организую выставку портфолио по изобразительному искусству. По желанию ученик предоставляет свой портфолио для просмотра товарищам, проводится обсуждение положительных наработок, удачных творческих работ, интересных находок в подборе и оформлении теоретического материала, в выборе художественных техник Система оценивания Чтооценивать? Знания, умения, навыки обучающихся Творчество и инициатива Каким образом оценивать? РефератыСообщенияТестыСодержательнаяхарактеристикаСобеседование – диалог ВыставкиКонкурсыПрезентации проектовхудожественнойнаправленностиРезюмеОтзывРецензияГрафик творческогороста«Золотая книгаталантов» мини - сочинения Карта успеха ученика Портфолио по искусствуСоветы – рекомендации Рефлексивная картаРефлексивный график Критерии Аспекты Знание ипонимание Глубокое пониманиерассматриваемой темы Применение теоретических знаний и специфической терминологии Ясное критическое осмысление изучаемого материала Применение знаний, понимания и умений Выбор подходящих форм для выражения идей, мыслей, чувств. Творческий замысел Использование техник и навыков. Нахож-дение ориги-нальных решений Развитие своих идей, тем и компози-ций до ре-ализации Презентация работы, размышления и самооценка Представление своей работы Размышление над вопросами внутри работы Оценка своейработы Отношение к работе. Личная вовлеченность в творческий процесс. Эстетика иаккуратность выполнения работы Уровень личной заинтересованности в работе - достаточный - высокий - средний - низкий Критерии Аспекты Знание ипонимание Глубокое пониманиерассматриваемой темы Применение теоретических знаний и специфической терминологии Ясное критическое осмысление изучаемого материала Применение знаний, понимания и умений Выбор подходящих форм для выражения идей, мыслей, чувств. Творческий замысел Использование техник и навыков. Нахож-дение ориги-нальных решений Развитие своих идей, тем и компози-ций до ре-ализации Презентация работы, размышления и самооценка Представление своей работы Размышление над вопросами внутри работы Оценка своейработы Отношение к работе. Личная вовлеченность в творческий процесс. Эстетика иаккуратность выполнения работы Уровень личной заинтересованности в работе Карта успешности по изобразительному искусству.Ф. И. учащегося ___________________________________________Класс___________МБОУ гимназия № 1 г. Мончегорск ________________учебный год Чет-верть Уро-вень Теоретические знания Практические умения и навыки Термины Ответы на уроках Тест Сообщение Сочинение Творческие работы Работа по образ-цу Работа с натуры Проект Упр-я I II III IV Год Внеклассная творческая деятельность__________________________________________________________________Рекомендации__________________________________________________________________Лучшие работы, выполненные учащимися График успешности Ф. И. ученика_____________________________________Класс___________________________________________ Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=449 методы оценивания: наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.),оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.). Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний. Учитель, выполняющий в целом все требования описанной выше технологии, имеет следующую совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях Листы наблюдений,отражающие динамику Оценка выполнения работыотражающая данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися Результаты тестирования отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. Этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики. Результаты оценок ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний и универсальных навыков Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения. В идеале в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, могут (должны) входить: подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. систематизированные материалы текущей оценкиотдельные листы наблюдений,оценочные листы и материалы процессов выполнения отдельных видов работ,результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения.