Портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся


ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего, среднего общего образования».
Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся, разработано в целях создания условий в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, концепции профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных достижений обучающихся образовательных учреждений.1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения.
1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.
Портфолио – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся.
Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального,
основного и среднего общего образования, а также для представления личности обучающегося при переходе на следующую ступень обучения.
2. Цели и задачи составления Портфолио.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Основными задачами составления Портфолио являются:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся; -поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ. Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Структура и содержание Портфолио обучающегося.
С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное содержание. Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может включать в себя следующие разделы:титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей и обучающегося);
«Мой портрет» (личные сведения об обучающемся);
«Портфолио работ»;
- «Портфолио достижений, документов»;
«Портфолио отзывов»;
- «Разные разности» (заполняется ребенком при его желании и по его усмотрению). Структура представлена в Приложении 1.Раздел «Мой портрет» может включать в себя:
- личные данные обучающегося; - данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в портфолио
самостоятельно на добровольной основе; - информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности,
узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования; -описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
-результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению; -другие сведения, раскрывающие способности обучающегося
«Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися дополнительных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Этот раздел включает в себя:
выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося.
исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможноприложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа,дается ее краткое описание, фотографии); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат);
участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося);
участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда);
иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
3.3 Раздел «Мои достижения» или «Портфолио документов» - входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающихся. Этот раздел может включать в себя отражение результатов участия:
в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, дистанционных, проектах различного уровня - школьные, муниципальные, всероссийские и др.: мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования; культурно-образовательными фондами и др; образовательные тестирования и курсы по предметам; в конкурсах и мероприятиях, организованными органами управления образования; в спортивных соревнованиях и других.
Совокупность этих материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального, основного, среднего общего образования, закреплённых в федеральных государственных образовательных стандартах.
Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
«Портфолио отзывов» может включать в себя:
систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.); анализ самим школьником своей деятельности.
Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся и по его усмотрению (фотоматериалы, презентации и т.д.)

4. Порядок формирования портфолиоПортфолио обучающегося является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и играет важную роль при переходе ребенка на следующую ступень обучения для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Период составления портфолио – с 1 по 9,11 классы (1-4 классы начальная школа, 5-9 классы основная школа, 10-11 классы – средняя школа). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, также может сохраняться и в электронном виде.
В формировании портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация Учреждения.
Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося. При формировании портфолио функциональные обязанности межу участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
5.1. Классный руководитель - несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием; оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио;
проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями;

осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

5.2. Все педагогические работники (в том числе и педагоги дополнительного образования), участвующие в образовательном процессе ребёнка обязаны принимать участие в пополнении портфолио обучающегося.
Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования
проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области.
Родители обучающегося участвуют в оформлении и пополнении портфолио ребёнка;
Заместители директора
осуществляют общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы учреждения; осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном учреждении.
6. Презентация Портфолио обучающихся школы.
6.1. Обучающийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, выставке, конкурсах.
6.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио. 6.3. На презентацию обучающийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.
7. Подведение итогов работы.
7.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы о образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующую ступень обучения.
7.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.
7.3. Портфолио сопровождается документами:
состав Портфолио;
критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
7.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
7.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;
«высокий», «средний», «низкий» - при оценке уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся (метапредметные).
«хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
7.6. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
7.7. По результатам оценки Портфолио обучающихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
7.8. Система оценивания достижений обучающихся по материалам Портфолио прилагается. (Приложение 2). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого обучающегося (Приложение 3). В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (Приложение 4). Сводные ведомости утверждаются директором, заверяется печатью школы и сдаются заместителям директора с осуществления внутреннего мониторинга качества образования.
Приложение 1.
Разделы рабочего Портфолио
1. Страницы раздела «Мой портрет»

1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
родился ____________________ (число/месяц/год)
живу в ______________________
Мой адрес________________________
1.2.Моя семья Нарисуй портрет своей семьи Родословное дерево

1.3. Чем я люблю заниматься

1.4. Я ученик Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе
могу делать…
хочу научиться в этом году…
научусь в этом году…

Составляется вместе с учителем на уроке
16446591440
ПредметЧему научусьРисунок или пример
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Я читаю… Мой распорядок дня
ВремяДелаРисунок
Утро
День
Вечер

Раздел «Портфолио работ»
Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические
работы.
3. Раздел «Портфолио отзывов»

Раздел включает:
оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного
-17780-342265
образования, одноклассниками, представителями общественности(текстызаключений, рецензии, отзывы, письма и пр.); - анализ самим школьником своей деятельности. Школьник может представить следующие материалы: Задание, которое мне больше всего понравилось Моя лучшая работаЯ прочитал ……. книг. Что я теперь знаю, чего не знал раньше? Что я теперь умею, чего не умел раньше? Мои цели и планы на следующий учебный год: Чему я еще хочу научиться? Какие книги хочу прочитать? Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях 4. Раздел « Портфолио достижений, документов» 228600-2355850228600-2082800228600-1808480228600-1534160228600-1261745228600-987425228600-713105228600-440055
В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).5. В раздел «Всякая всячина» могут входить материалы по усмотрению

обучающегося.
Приложение 2
Критерии оценки Портфолио
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности

ПоказательИндикаторБалл1.Итоговые отметкиСредний балл отметок на период оценивания (заучебный год или попо предметамчетвертям), умноженный на 10 учебного плана2.Контрольные, Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10 мониторинговыеработы3.Участие в ШколаГородОбластьВсероссийск. Международинтеллектуально- познавательныхконкурсах, 5 баллов6 баллов7 баллов8 баллов9 балловпроектнойдеятельности. Победитель15 20 25 30 40 призер10 15 20 25 участник5 10 10 20 4.Сетификаты Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место участника«Русскийпо уровняммедвежонок», ШкольныйРегиональныйВсероссийскийМеждународный«Кенгуру», «КИТ», 1 м +5 баллов1 м +10 баллов1 м +15 баллов1 м +20 баллови другие2 м +3 балла2 м +7 баллов2 м +11 баллов2 м +15 балловдистанционные3м +1 балл3м + 4балла 3м +7 баллов3м +10 балловконкурсы2. Достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности ПоказательИндикаторБалл1.Общественная деятельность1.1.Сведения обУровень активности и качество выполнения поручений участии в Высокая активностьСредняя активность с Низкая активностьсамоуправленииучащегося с учетомучетомкачествас учетомкачестваклассакачествавыполнения порученийвыполнениявыполнения(согласноотзывупорученийпоручений (согласнопедагога) (согласноотзывуотзыву педагога) педагога) 1.2.Сведения обучастии в делах класса5 баллов3 балла1 балли школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.) 2. Спортивные достижения2.1.Участие в Уровень школыУровень городаУровень областиспортивныхсоревнованиях20 25 победитель15 15 20 призер10 10 10 участник5 2.2. Занятия в По 5 балловспортивных секциях, клубах3. Творческие достижения2.1. Сведения обУровень школыУровень городаУровеньучастии в творческихобластиконкурсах20 победитель15 15 25 призер10 10 20 участник5 10 2.2. Занятия в студиях, По 5 балловкружках и пр. 3. Отзывы об учебной и внеурочной деятельности. ПоказателиИндикаторыВысокий уровеньХорошийСреднийНизкийоценкиуровень оценкиуровеньуровеньоценкиоценкиОтзывы о деятельности8 6 4 2 ребенка по разнымнаправлениямРецензии на работы5 4 3 2 учащихсяВырезки из СМИ о 5 4 деятельности учащегосяили его творчествеПохвальный лист по5 балловокончании года3128645-8138795
Грамота или5 балловблагодарственное письмопо окончании года (заактивное участие в жизникласса ) Благодарственное письмо5 балловадминистрации ОУ заособые успехи в какой- либо деятельностиБлагодарственное письмо5 балловсоциальных партнеров заособые успехи в какой- либо деятельности4. «Творческая мастерская» ПоказателиИндикаторыРазнообразиепредставленныхУровень мастерства, работ, отражающих различныекачестванаправлениядеятельностивыполненных работучащегося (оценивается в целом) (Оценивается в целом) Представленные работы (или0-10 баллов5-10 балловфото c изображением работ) Фото, отражающие участие0-6 балловребенка в различных видахспортивной, творческой, социальной деятельностиПриложение 3
Своднаяитоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося_____________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс________________________________________________________________________________
Кол-во баллов пополугодиям№ Показатели1 2 Итоговыйполугодиеполугодиебалл1 Учебная деятельность2 Достижения в олимпиадах, конкурсах3 Спортивные достижения4 Творческие достижения5 Дополнительное образование6. Участие в мероприятиях и практиках 7 Участие в общественной жизниИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в портфолио.
Дата ____________ М.п. Классный руководитель: __________________
Директор школы__________________
Приложение 4
Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио
обучающихся _______класса за учебный год
№ Фамилия и имяКоличество баллов по критериямп/п обучающихсяДостижения волимпиадах,конкурсахДополнительноеобразованиеУчастие вмероприятияхипрактикахУчастие вобщественнойжизниИТОГО УчебнаядеятельностьСпортивныедостиженияТворческиедостижения1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в портфолио.
Дата ____________
М.п.Классный руководитель: __________________
Директор школы_______________