Модель Портфолио ученика и технология оценивания учебных достижений


Учитель биологии и ОБЖ ЧОУ «Школа «РОСТОК»
Завьялова И.М.
Модель Портфолио ученика и технология оценивания его образовательных достижений.
Предметное портфолио по ОБЖ
Место для фотографии
Полное название ОУ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия ______________________________________________________________
Имя __________________________________________________________________
Отчество ______________________________________________________________
Число, месяц, год рождения ______________________________________________
Класс ______________________________
Период, за который представлена информация______________________________
Телефон ______________ Адрес эл. почты, адрес сайта _______________________
Подпись ученика________________________________________________________
Классный руководитель _________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Содержание
I раздел «Мой портрет»
II раздел «Мои учебные достижения по ОБЖ»
III раздел «Портфолио документов»
IV раздел «Сводная итоговая ведомость»
V раздел «Копилка».
I раздел «Мой портрет»
Автобиография
Автобиография может потребоваться в таких случаях как прием на работу, участие в профессиональных конкурсах, программах и т.д. Автобиография типового формуляра не имеет и составляется произвольно. Однако отдельные составные части и реквизиты должны содержаться в автобиографии обязательно. Но поскольку автобиография не относится к категории обязательных документов, не многие знают, какую информацию в ней следует отображать. Цель данного задания – дать учащимся алгоритм составления автобиографии (см.раздел V) и дать возможность применить его на практике.
Эссе «Изучение предмета ОБЖ – гарантия моей безопасности»
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Эссе на данную тему позволит учащимся сформировать свой взгляд на изучаемый предмет.

Мои цели и анализ их достижений на период___________________________________________
Данный раздел для школьника является итогом серьезных размышлений и требует определенного времени, поэтому не стоит торопить ученика с его составлением. В графе «Содержание деятельности» записываются конкретные дела, которые ученик планирует выполнить для достижения более высоких результатов по предмету. Ученик самостоятельно заполняет данный раздел.
Время Содержание Что я собираюсь для этого сделать Выполнено
II раздел «Мои учебные достижения по ОБЖ»
Результаты учебной деятельности по ОБЖ
Существующая система оценивания в школе не отражает объективных возможностей учащихся и не является стимулом для развития их познавательной активности. Повысить мотивацию в обучении, повысить качество знаний может использование накопительной, многобалльной системы оценивания (ее обычно называют рейтинговой).
Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей учащихся, содействует систематическому усвоению знаний, снижает возможность получения случайной итоговой отметки, способствует повышению заинтересованности и успешности ученика, что делает процесс обучения более эффективным.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» по дисциплине за определенный период обучения.
В оценке портфолио использован рейтинг по итогам успеваемости ученика по ОБЖ за определенный период.
Ученик сам рассчитывает свою оценку и учебную успешность по формулам, что позволяет ему увидеть, как важны текущие оценки в четверти (готовая рейтинговая оценка в электронном журнале не имеет такой наглядности).
Определение максимальной рейтинговой отметки предмета ОБЖ:
R mах = (N/2) 5, где
N – количество часов, выделяемых на изучение данного предмета (сообщается учителем в начале учебного года).
5 – максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие
Определение своей рейтинговой отметки предмета ОБЖ за данный период:
R = (N/2) а, где
N – количество часов, выделяемых на изучение данного предмета (сообщается учителем в начале учебного года).
а – средний балл за четверть (год), указанный в электронном журнале (сообщается учителем в конце четверти/года).
Рассчитывается учебная успешность по формуле:
Re = R / R max * 100
Уровни учебной успешности (Re)
наивысший 100
высший 99- 90
высокий 89- 80
средний 79- 65
низкий 64- 55
крайне низкий 54- 45
чрезвычайно низкий 44- 40
Четверть 1 2 3 4 Годовая
Средний балл (a) Рейтинговая оценка (R) Учебная успешность (Re) Уровень учебной успешности Курсы по выбору по предмету ОБЖ
Зачетная книжка о прохождении курсов по выбору является документом, подтверждающим прохождение курсов. При оценивании достижений учащихся по всем видам курсов выставляется отметка «зачет-незачет». Курс может считаться зачтенным, если ученик посетил не менее 80% занятий по данному курсу. Зачетная книжка заверяется подписью директора образовательной организации, где обучается выпускники, и печатью
Зачетная книжка
(фамилия, имя, отчество ученика)
образовательная организация________________ класс_____________________
Курсы по выбору
№ Название курса Место проведения Количество часов Оценка (зачет/
незачет) ФИО
и подпись преподавателя
План Факт 1 Основы медицинских знаний 34 34 2 Дорожная азбука будущего водителя автомобиля 18 18 ... .... .... .... .... .... ....
Предметные олимпиады и конкурсы
В этом разделе указываются мероприятия за определенный период и степень активности в указанном мероприятии. Все достижения подтверждаются дипломами, грамотами, сертификатами и т.д. Копии данных документов прилагаются в III разделе «Портфолио документов».
ФГОС акцентировал внимание на значимость предмета ОБЖ, но организационно-методический уровень образования в этом направлении мало проработан. С этим связана проблема малого числа олимпиад и конкурсов по ОБЖ. Практически единственной доступной формой является ВсОШ, а также внутришкольные мероприятия. При проведении внутришкольных мероприятий самый высокий балл присваивается за участие в организации мероприятия: на подготовительном этапе, работа в жюри, в роли ведущего, организатора и т.п.
Ученик самостоятельно заполняет данный раздел.
Результаты заверяются ответственным лицом (классный руководитель, организатор мероприятия и др.) на основании предоставленных документов (копии, отчеты, отзывы, протоколы и др.), размещенных в разделе III «Портфолио документов».
Мероприятие Дата Уровень Процент выполнения работы (если подводится итог) Результат,
подпись ответственного лица
ВсОШ по ОБЖ Сентябрь
2016 школьный Победитель, призер, участник
ВсОШ по ОБЖ.. 17.12.2016 муниципальный – « –
ВсОШ по ОБЖ 07- 08.02.
2017 региональный – « –
Конкурс «Что я знаю о пожаре?» школьный Организатор, победитель, призер, участник
… … … … …
Творческие и исследовательские работы
В данном разделе указываются следующие работы учащихся: проектные, исследовательские работы и рефераты, доклады, сценарии мероприятий, оформительские материалы, модели и макеты.
Рекомендуется учитывать, что содержание работ должно соответствовать выбранному предметному направлению (ОБЖ).
Оригиналы творческих работ, либо фотографии, описание моделей, других работ, которые трудно представить в оригинале, отзывы, рецензии, наградные документы, отчеты, фотоотчеты размещаются в III разделе «Портфолио документов»
№ Виды работ Название работы Где представлялась, защищалась Наличие отзыва
/ подпись
1 2 .... .... .... ....
III раздел «Портфолио документов»
Раздел может включать в себя:
перечень представленных в Портфолио официальных документов
грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.
сертификаты о прохождении учащимися курсов по выбору учащихся, элективных курсов, о результатах тестирования
благодарственные письма
собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика
схемы, фотографии, эскизы, уменьшенные копии творческих работ
отчеты (текстовые, фотоотчеты) об участии в научных конференциях, конкурсах и др.
перечень представленных отзывов и рекомендаций
заключение о качестве выполненной работы
рецензии
благодарственные письма из различных органов и организаций
IV раздел «Сводная итоговая ведомость»
Заполняется классным руководителем в конце каждой четверти и по итогам года с использованием представленной ниже технологии оценивания образовательных достижений учащегося. Итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в разделе «Портфолио документов».
В конце учебного года заполненная ведомость утверждается директором и заверяется печатью школы.
Сводная итоговая ведомость
образовательных достижений по предмету ОБЖ
______________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
______________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№ Показатели Баллы
1 четв. 2 четв. 3 четв. 4 четв. Год
1 Оформление 2 Автобиография 3 Эссе 4 Целеполагание 5 Учебная деятельность 5 Курсы по выбору 7 Предметные олимпиады
и конкурсы 8 Творческие
и исследовательские работы Итог Рейтинг в классе / Рейтинговая оценка Дата. Директор школы __________________________
М.п. Классный руководитель __________________________
V раздел «Копилка»
Раздел содержит памятки, инструкции, полезную информацию, конспекты занятий, лекций и т.п.
5.1. Памятка «Оформление Портфолио»
Портфолио оформляется в соответствии со структурой, в папке с файлами. Обучающийся имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
Анализ работы над Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы в конце учебного года.
При оформлении должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения Портфолио;
достоверность сведений, представленных в Портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность;
наличие оглавления.
5.2. Памятка «Как написать автобиографию школьнику»
Автобиография – это документ, описывающий жизненный путь человека. Пишется она на листе бумаги А4 в произвольной форме от первого лица, все сведения указываются в хронологической последовательности.
Сначала посередине листа пишется наименование документа – АВТОБИОГРАФИЯ, затем ниже следует текст.
Начинается автобиография из представления – указания ФИО, даты и места рождения.
После этого напишите адрес проживания (фактический и по прописке).
Затем укажите состав семьи - ФИО, место работы и адрес проживания родителей, а также имена, даты рождения и место учебы или работы сестер/братьев.
В автобиографии школьника можно написать об окончании детского сада (наименование и год выпуска).
Также необходимо указать название, номер школы, год поступления, профиль класса. Желательно написать об основных достижениях в школе: участии в спортивных соревнованиях, олимпиадах, имеющихся дипломах, наградах.
Помимо этого, в автобиографии ученика можно рассказать об основных увлечениях, хобби, навыках владения ПК, знании иностранных языков.
В конце документа необходимо поставить дату его составления и подпись.
С целью облегчения задачи написания автобиографии создан пример автобиографии школьника.
Образец автобиографии ученика
АВТОБИОГРАФИЯ
Я, Кулагин Сергей Максимович, родился 12 апреля 2001 года в г. Чехов Московской области. Проживаю по адресу: г. Москва, пр. Ленина, 45, кв. 49.
Состав семьи:Отец – Кулагин Максим Иванович, преподаватель математики в школе № 19 имени В.Г.Белинского, 1975 года рождения.Мать – Кулагина Лариса Сергеевна, бухгалтер ООО «Хлебодар», 1976 года рождения.Сестра – Кулагина Инна Максимовна, ученица 10-го класса школы № 19 имени В.Г.Белинского, 1997 года рождения.
С 2003 по 2007 год посещал детский сад «Звездочка» № 5 в городе Чехов. С 2007 по 2009 год обучался в школе № 3 в городе Чехов. В 2009 году, в связи с переездом семьи в город Москва, состоялся мой переход в школу № 19 имени В.Г.Белинского, где я и обучаюсь по настоящий момент в 8-м классе.
В 2011, 2012 годах награждался грамотой за успехи в учебе. На районной олимпиаде по математике в 2012 году занял 3-е место.
Увлекаюсь спортом – посещаю школьную секцию по баскетболу, принимаю участие в школьных и районных соревнованиях.
24 марта 2013 г. Кулагин С.М. Кулагин
5.3. Памятка «Как работать над рефератом»
1. Работа над рефератом начинается с выбора темы. Задай себе следующие вопросы:
Действительно ли мне это интересно?
Какую практическую пользу мне принесет данная работа (кроме положительной оценки)?
Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своем выборе учителю.
2. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы.
3. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором будут определены все его части, включая вводную и заключительную.
4. Теперь необходимо начать сбор информации. Первым делом нужно посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной теме можно получить. Учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом.
5. Покажи список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. Но в любом случае тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку.
6. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (иначе тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, заноси их в компьютер или записывай в черновик.
7. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делая собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы.
8. В заключительной части тебе необходимо обобщить все вышесказанное, вернувшись к цели работы.
9. Как оформить реферат, подробно расскажет учитель, мы дадим лишь несколько общих рекомендаций:
титульный лист должен содержать название реферата, фамилию и имя ученика, класс, номер школы, учебный год;
работу желательно сделать на компьютере и распечатать;
введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, полужирным шрифтом и т. д.);
если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и т. д., помести их в конце в виде пронумерованных приложений (в тексте, в соответствующем месте, в скобках укажи номер приложения);
в конце работы не забудь поместить список используемой литературы. По каждому источнику, использованному при подготовке реферата, укажи Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.
5.4. Памятка «Секреты успеха на уроке»
1. Подготовь все необходимое для урока до звонка, положи на парту.
2. Не отвлекайся: сосредоточившись на задании, ты лучше его поймешь.
3. Не выкрикивай с места, поднимай руку.
4. Не разговаривай с соседом по парте.
5. Не надейся списать, рассчитывай на себя.
6. Подготавливай свой ответ.
7. Соблюдай правила этикета.
8. Сиди ровно, не вертись.
9. Выключай мобильный телефон
2. Технология оценивания образовательных достижений учащегося по предмету ОБЖ
Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения. Для эффективного оценивания учебных достижений учащегося необходимо комплексно применять формирующее и суммативное оценивание.
Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения,
когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также
поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель — ученик.
Суммативное оценивание проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требован стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся.
При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей, при суммативном оценивании используется государственная шкала оценивания.
Одним из направлений, способствующих решению задачи формирующего оценивания учебных достижений учащегося, выступает использование рейтинговой системы оценки успеваемости школьников.
Для оценивания предметного портфолио по ОБЖ использована рейтинговая система наряду с суммативной.
При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, повышается мотивация в обучении, качество знаний, общественная активность учащихся. Цель ученика - набрать максимальное число баллов, что пробуждает в нем дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.
Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.
Шкала оценивания представлена в таблице «Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио» (для средней школы и классов со слабой образовательной мотивацией).
Оценка портфолио и исчисление итогового балла может проводится учителем-предметником, классным руководителем, самим учеником (на определенных этапах) с применением промежуточного и итогового видов рейтинга.
Оценка по каждому разделу суммируется и составляет итоговый балл портфолио.
После выведения общего балла месяца подводились следующие итоги:
индивидуальный рейтинг учащегося (рост, место);
рейтинг класса, получаемый в результате суммирования всех набранных учащимися баллов.
При расчете рейтинга целесообразно учитывать возраст учащихся: степень и направленность мотивации класса. Для учеников средней школы и слабо мотивированных классов лучше использовать метод «рейтинг в классе» (относительный), когда точкой отсчета служит максимальное количество баллов одного из учеников в классе.
Для старшей школы и классов с сильной образовательной мотивацией более эффективной будет рейтинговая оценка, так как в этом случае ученик начинает соревноваться «сам с собой». В этом случае система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио корректируется и детализируется вместе с учениками, а точкой отсчета служит сумма всех возможных максимальных баллов по всем разделам.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио
№ Характер деятельности Критерии Баллы
1 Оформление Портфолио соответствует требованиям 1
2 Автобиография ученика оформление по алгоритму 1
3 Эссе соответствует требованиям 1
4 Целеполагание раздел не заполнен 0
нет реального плана выполнения 1
1-2 реальных дела, выполнение 2
более 2 реальных дела, выполнение 3-4
5 Учебные достижения по предмету ОБЖ
(по рейтинговой оценке) наивысший 100 20
высший 99- 90 18
высокий 89- 80 14
средний 79- 65 10
низкий 64- 55 6
крайне низкий 54- 45 2
чрезвычайно низкий 44- 40 1
6 Курсы по выбору на базе ОО: зачтенный курс (за каждый) 1
вне ОО: зачтенный курс (за каждый) 2
7 Предметные олимпиады и конкурсы ВсОШ
школьный этап участник 1
призер 2
победитель 3
ВсОШ
муниципальный этап участник 4
призер 5
победитель 6
ВсОШ
региональный этап участник 7
призер 8
победитель 9
ВсОШ
федеральный этап участник 10
призер 20
внутришкольные
мероприятия участник 1
призер 2
победитель 3
организатор 4
8 Творческие и исследовательские работы Школьный уровень (за каждую) 1-2
Муниципальный уровень (за каждую) 3-4
Федеральный уровень (за каждую) 5-6