Мастер-класс Эффективные способы систематизации и обобщения учебного материала


Мастер-класс
Тема:«Эффективные приемы систематизации и обобщения учебного материала».
Цели и задачи мастер-класса: в процессе проведения тренинга в практической форме продемонстрировать и привить участникам приемы систематизации и обобщения .Ожидаемые результаты: участники тренинга смогут активно внедрять данные приемы в свою практическую деятельность, и в разнообразной форме применять при опросе изученного материала.
Участники: учителя - предметники, 2-3 группы по 4 человек.
Ход мастер-класса: тренинг
Методы и приемы:  групповые формы работ, исследовательская беседа.
Оборудование: мультимедийная доска, таблицы, фотографии
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада поделиться с вами своими наработками и надеюсь , что они вам пригодятся в вашем нелегком труде.
Пожалуйста, посмотрите на экран и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Слайды №1-5
Учителя высказывают свои предположения_________________________
Да, верно речь сегодня пойдет о СССР и назовем мы сегодняшнее занятие «Назад в СССР» слайд №6.
Само название страны скрыто аббревиатурой, а как много их было в истории страны Советов. В парах проработайте данные аббревиатуры. Если возникли сложности, попросите помощи. Слайд №7
В истории ССС было не так уж много правителей , но каждый из них это личность в истории ,оставившие свой незабываемый след. И, как мне кажется ,правителей своей , хотя и бывшей, страны мы должны помнить.
Вот вам задания , также для пары- игра правильное лото. Составьте правильную последовательность по следующей комбинации- Фамилия-Имя-Отчество-Годы правления. На партах лото раскладываете в хронологической последовательности от первого правителя к последующему.
Немного устали, отдохнем. Тренинг «Слушаем тишину» .Закройте глаза и представьте картину «год 1987, вы идете по любимой улице домой, из открытого окна звучит музыка, как она вам нравится, что хочется двигаться в такт этой музыке». А теперь вопрос –что звучало для вас из этого окна?
Окунемся в мир советской музыки , кино , мультфильмов. Проведем свою игру. Слайд №8. Я вам предложу две темы-это «Советские фильмы» и «Советские мультфильмы» , а вы на основе вашей музыкальной ностальгии составите вопросы на темы «Советские песни» или «Советские исполнители».
Советские фильмы
10 баллов- Этот фильм мы смотрим каждый Новый год
20 баллов- Каждой девушке хотелось услышать про себя такие слова –спортсменка, активистка, комсомолка и просто красавица, но героиня этого фильма из-за этих комплиментов оказалась в неволе.
30 баллов- Из этого фильма мы взяли фразу «Ну кто так строит?»
40 баллов- Икра заморская баклажанная- деликатес на столе у Ивана Грозного.
50 баллов Культовый фильм 80-х Кира Булычева, Каждый советский школьник посмотрел его.
Советские мультфильмы
10 баллов- этого героя не нашли в словаре на букву «Ч»
20 баллов-Герой этого мультика неустанно повторяет «Ребят, давайте жить дружно».
30 баллов-Согласитесь, что 7 пирогов и одна свечка лучше, чем 1 пирог и 7 свечек.
40 баллов- И мы согласимся с героем этого мультфильма- Какая замечательная вещь –каникулы!
50 баллов- В этом мультфильме были изобретены новые формы определения длины удава.
Немного поиграли , возвращаемся к основным понятиям в СССР, а какие слова или словосочетания приходят вам на ум , когда мы говорим о СССР.
На стикерах пишем слова и сочетания слов из прошлого.
Например, кузькина мать, коммуналка, очередь, дефицит, лагерь «Артек» и т.д.
Каждый из присутствующих берет стикер с понятием и объясняет смысл.
Следующее задание называется «Знакомое фото», посмотрите на экран и если вам знакома данная фотография, дайте ей комментарий. Слайды №9-15.
Устали –физминутка «Как завяжешь галстук». Утро учеников среднего звена начиналось с завязывания пионерского галстука, ну а если это завязывал старший товарищ, то он говорил «Будь готов», а нужно было приложив руку к голове ответить «Всегда готов». А теперь мы попробуем повторить этот ритуал.
Теперь команда в галстуках – это группа №1, а команда без галстуков-группа №2.
Задание следующее- заполните таблицу.
Республика Столица Президент Денежная единица
Казахстан Астана Назарбаев Н.А. тенге
При выполнении данного задания , можно разрешить учащимся использовать интернет.
Систему оценивания данного урока вы выберете сами-это может быть взаимооценивание или самооценивание.
Спасибо вам за хорошую работу. С вами было приятно работать. Буду рада, если вам пригодятся сегодняшние приемы систематизации и обобщения учебного материала . Мне с вами было легко в общении, пусть и вам будет хорошо с вашими учениками