Рабочая программа по химии 8-9 класс (ФГОС). Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.


Краснодарский край муниципальное образование город Армавир
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняяобщеобразовательная школа № 7 имени Г.К. Жукова
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 . 08 2016 года протокол № 1
Председатель
_____________ Данцев В.Е.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ХИМИИ .
Уровень образования (класс) основное общее образование ( 8 - 9 )
( начальное общее, основное общее, среднее(полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 136
Учитель Анищенко Наталья Викторовна
Программа разработана в соответствии и на основе авторской программы по химии Н.Н.Гара Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2013

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Выпускник научится:
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества
Выпускник научится:
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций
Выпускник научится:
объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:
по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ
Выпускник научится:
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;
называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ (кислот, оснований, солей);
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
составлять электронный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
выявлять существование генетической связи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — кислота/ гидроксид —соль;
характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
организовывать и осуществлять проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

2. Содержание учебного предмета
Перечень практических и лабораторных работ, требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету.8 классРаздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция1. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества.
Материал, выделенный курсивом, изучается обзорно и не подлежит обязательной проверке.
Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворённого вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Лабораторные опыты:
1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
2. Разделение смеси с помощью магнита
3. Примеры физических и химических явлений
4. Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород.
5. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
6. Ознакомление с образцами оксидов.
7. Взаимодействие водорода с оксидом меди(П)
8. Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов
9. Опыты, подтверждающие химические свойства оснований.
10. Опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных гидроксидов.
11. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот.
12. Опыты, подтверждающие химические свойства солей.
13. Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей
Практические работы:
1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
2. Очистка загрязнённой поваренной соли.
3. Получение и свойства кислорода.
4. Получение водорода и исследование его свойств.
5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого—третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Раздел 3. Строение вещества
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
9 классРаздел 1. Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей.
Лабораторные опыты:
1. Реакции обмена между растворами электролитов
Практические работы:
1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».
Раздел 2. Многообразие веществ
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащиев основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(У). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент. Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Лабораторные опыты:
2. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений
3. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.
4. Качественные реакции на сульфид-, сульфит - и сульфат-ионы в растворе.
5. Взаимодействие солей аммония со щелочами
6. Качественная реакция на углекислый газ.
7. Качественная реакция на карбонат-ион.
8. Изучение образцов металлов.
9. Взаимодействие металлов с растворами солей.
10. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
11. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами.
12. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Практические работы:
3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
5. Получение аммиака и изучение его свойств.
6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан, пропан — простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Программа курса химии для 8 класса рассчитана на 68 часов (2ч/нед., 3ч – резервное время).
Программа курса химии для 9 класса рассчитана на 68 часов (2ч/нед., 1ч – резервное время). Резервное время используется при корректировке в случае выпадения уроков на праздничные дни, а также на обобщение и повторение курса в конце учебного года.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс
Раздел Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) 51 Различать предметы изучения естественных наук.
Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций.
Учиться проводить химический эксперимент.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомиться с лабораторным оборудованием.
Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально.
Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ».
Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания.
Различать физические и химические явления.
Определять признаки химических реакций.
Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций
Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «элементарные частицы». Различать понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения». Формулировать определение понятия «кристаллические решётки». Объяснять зависимость свойств вещества от типа его кристаллической решётки.
Определять относительную атомную массу элементов и валентность элементов в бинарных соединениях.
Определять состав простейших соединений по их химическим формулам.
Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов.
Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.
Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема химической реакции» и «уравнение химической реакции».
Рассчитывать относительную молекулярную массу по формулам веществ. Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении.
Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить презентации по теме
Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.
Распознавать опытным путём кислород.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравнения химических реакций.
Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества
Использовать внутри- и межпредметные связи.
Рассчитывать молярную массу вещества, относительную плотность газов.
Вычислять по химическим формулам и химическим уравнениям массу, количество вещества, молярный объём по известной массе, молярному объёму, количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. Вычислять объёмные отношения газов при химических реакциях. Использовать примеры решения типовых задач, задачники с приведёнными в них алгоритмами решения задач
Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений.
Записывать простейшие уравнения химических реакций
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома 7
Классифицировать изученные химические элементы и их соединения.
Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп.
Устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл.
Характеризовать структуру периодической таблицы.
Различать периоды. А- и Б-группы. Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе
Формулировать определения понятий «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотопы», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой» («энергетический уровень»). Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу. Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы элементов. Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов
Строение вещества 7 Формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность».
Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы.
Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по степени окисления элементов. Устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы
Резервное время 3 Итого 68 9 класс
Раздел Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)
Многообразие химических реакций 15 Классифицировать химические реакции.
Приводить примеры реакций каждого типа.
Распознавать окислительно-восстановительные реакции. Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Составлять термохимические уравнения реакций.
Вычислять тепловой эффект реакции по её термохимическому уравнению
Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах.
Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион».
Исследовать свойства растворов электролитов.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных и лабораторных опытов. Обсуждать в группах результаты опытов.
Объяснять сущность реакций ионного обмена.
Распознавать реакции ионного обмена.
Составлять ионные уравнения реакций.
Составлять сокращённые ионные уравнения реакций
Многообразие веществ 43 Объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в периодах и А-группах.
Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств галогенов по периоду и в А-группах.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Распознавать опытным путём соляную кислоту и её соли, бромиды, иодиды.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе
Характеризовать элементы IVA- группы (подгруппы кислорода) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA- группы по периоду и в А-группах.
Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Определять принадлежность веществ к определённому классу соединений.
Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты.
Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.
Распознавать опытным путём растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты.
Характеризовать элементы VA- группы (подгруппы азота) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств элементов VA-группы. Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ.
Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты.
Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты.
Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.
Распознавать опытным путём аммиак, растворы кислот, нитрат- и фосфат-ионы, ион аммония.
Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе.
Характеризовать элементы IVA- группы (подгруппы углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA- группы.
Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ.
Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния, объяснять причину их различия.
Устанавливать принадлежность веществ к определённому классу соединений.
Доказывать кислотный характер высших оксидов углерода и кремния
Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов. Распознавать опытным путём углекислый газ, карбонат-ионы.
Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей
Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельнопроводимые
опыты.
Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа(Ш).
Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде.
Сравнивать отношение гидроксидов натрия, кальция и алюминия к растворам кислот и щелочей. Распознавать опытным путём гидроксид-ионы , ионы Fe2+, Fe3+
Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и А-группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме
Краткий обзор важнейших органических веществ 9 Использовать внутри- и межпредметные связи.
Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.
Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений.
Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ. Наблюдать демонстрируемые опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме
Резервное время 1 Итого: 68 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания методического
объединения учителей естественного цикла Заместитель директора по УМР
МАОУ-СОШ №7 им.Г.К.Жукова
от 29 августа 2016 года № 1 , ____________ Иванова Л.М.
( подпись) Ф.И.О.
___________________ Кутукова А.В. _ 2016 года
(подпись руководителя МО ) Ф.И.О.