Конспект урока по ОПК в 4 классе по теме Совесть и раскаяние


МБОУ «Школа «22»
Тема:
«Совесть и раскаяние» (ОПК)

Разработали: учителя начальных классов
Андрух О.Л., Столярова Е.А.
Рязань
2015
(по учебнику А.В. Кураева, 4 класс)
Цели урока:
Обучающая цель: Организовать учебную деятельность уч-ся, направленную на формирование представлений о добре, зле, преступлении, совести.
Воспитательная цель: Способствовать развитию нравственных качеств в православных категориях: добро, совесть в жизни каждого человека, воспитывать чуткость, совестливость, ответственное отношение к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям.
Развивающая цель: Способствовать развитию у детей познавательных интересов и творческих способностей при решении определённых проблем; коммуникативные навыки (вести диалог, высказывать своё суждение, делать выводы) .Задачи:
ознакомление с понятиями «грех» и «раскаяние» в свете православного мировоззрения,
2. познакомить с отрывком из Евангелия «Отречение Петра»
3. ознакомление и обсуждение репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
4. научить анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.
5. научить давать оценку собственным поступкам.
Основные термины и понятия: Добро. Зло. Грех. Преступление. Совесть. Раскаяние (покаяние). Отречение.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники «Основы православной культуры» В. Кураева, печатные тетради к учебнику, мультимедийная презентация, репродукция картины Рембранта «Возвращение блудного сына».
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Органи-зационный
момент Учитель приветствует детей
- Сегодня мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать нравственными людьми Учащиеся настраиваются на урок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат
2. Актуали-
зация зна-
ний
-Человек не похож на животного. Давайте вспомним из прошлого урока, в чём отличия?Эти отличия ему подарил Бог.
-
Восстановим фразы
Бог Сам …- и людям Он подарил…. Бог есть …- и людям Он подарил… .Бог есть …- и людям Он подарил способность… .. Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..
-Проверим!
-Назовите дары Бога человеку(разум, свобода, любовь, творчество) другими словами ?-Подберите эпитеты к слову
«душа».
-Какие из них вам нравятся?
-Подберите фразеологизмы со словами «душевный», «душа».
-Как вы понимаете их смысл?
Господь вложил в человека душу, которая может чувствовать и переживать.
- Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу. Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь.Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить. Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.
-Образ Бога в человеке иливнутренний мир человека или душа
-Добрая душа, грешная душа, мятежная душа, красивая душа.
(ответы детей)
-
Разговор по душам, душевный покой, душевный разговор, душевные муки
(ответы детей) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
3.Самооп-
ределение к
деятельно-
сти. Давайте обсудим ситуацию.
Мальчик разделил свои поступки на две группы
По какому признаку он разделил свои поступки?
Что же такое добро и зло?
-
А что такое, по-вашему, зло? 
) В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «Беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: Зло-дей – делающий беду, наносящий вред;  зло-мыслити– иметь вредное намерение, желать несчастья;  зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать;  зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое.
Как мальчик смог разделить поступки на добрые и злые?
Что он почувствовал совершив плохие поступки?
-Откройте учебник на стр.36.Назовите тему нашего урока обидел сестренку посадил цветокпозавидовал другу помог мамеопоздал на урок почистил ботинки
-Добрые, хорошие поступки и плохие поступки
В православии Добро – это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
Зло – то, что удаляет человека от этих добрых целей.
-
Он их оценил по пользе и вреду.
Он задумался о своих поступках и об их последствиях. В нем проснулась совесть.
-
«Совесть и раскаяние»
Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;
познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
3.Постановка
учебной за-
дачи. Послушайте отрывок из Евангелия «Отречение Петра» (аудиозапись)
-Что совершил Петр?
Это поступок называется грехом.
Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести.
Найдите в рассказе «Отречение Петра» на стр. 37 слова, выделенные жирным шрифтом.
Почему они выделены в тексте?
Что обозначают эти слова?
-На какие вопросы мы должны ответить на уроке? Он совершил страшный поступок, отрёкся от учителя своего.
-
«Петр заплакал от горького стыда», «В этих слезах обновилась его душа»
Это главные, ключевые слова.
-В Петре проснулась совесть. Он раскаялся.
-Что такое совесть?
Что такое раскаяние? Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи
4.Работа по теме.
(Групповая работа)- Прочитайте рассказ «Работа СОВЕСТИ» (стр.37-38) Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему?
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
- Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
-Растолкуйте эту фразу. Что значит жить в ладу со своей совестью?
-Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает?
-Как помочь таким людям, встать на праведный путь.
-На стр.38-39 найдите три шага в раскаянии.
-Что приходит после искреннего раскаяния?
-Расмотрим картину Рембранта «Возвращение блудного Сына»
Как вам кажется, кто изображена картине? В какой момент жизни изображены двое людей? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю?
-«Самое главное в
жизни человека – жить в ладу со своей совестью».
(варианты ответов детей)
Он не задумывается о своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся грешник.
- Нужно заставить взглянуть этого человека на его поступки глазами других людей, глазами Бога.
Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести.
Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки.
Третий шаг – покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»
-Когда раскаяние искренне, то приходит радость.
Это раскаивающийся человек, просящий за что-то прощение. На его лице можно прочитать понимание вины за содеянное. И раскаяние. Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;
познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
5.Самостояте
льная работа
- Какие существуют способы жизни «в ладу со своей совестью», по вашему мнению? (обсудите с соседом)Объясните смысл пословиц:
1.Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.
2. Чистая совесть - самая лучшая подушка.
3. Знает кошка, чье мясо съела.
- Прочитайте «Это интересно» на стр.38 - 39 (варианты ответов детей)
(групповая работа) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
6.Рефлексия
деятельности
(итог урока) Восстановим фразы!
Какую задачу мы ставили на уроке?
Какой главный нравственный урокизвлекли вы из этой темы?
Домашнее задание:Напишите свои мысли по иллюстрациям (стр.38), подготовьте сочинение по пословице « Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда».На его грех человеку указывает…совесть. Самое главное в жизни человека – быть в ладу… со своей совестью.Правильная переоценка своего поступка – это… раскаяние или покаяние
Определить что такое совесть?
Что такое раскаяние?
Как жить по совести?
Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Регулятивные:
делать самостоятельно выводы; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
Литература:
1.В.Кураев « Основы православной культуры»
2. Методическое пособие к учебнику «Основы православной культуры»