Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему Совесть и раскаяние


Тема: «Совесть и раскаяние».
Цель: познакомить учеников с православными представлениями о добре и зле, дать понятие «грех», «раскаяние», поговорить о внутреннем состоянии человека.
Задачи:
Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Рисунки «Моя душа» Оценка «Симпатия»
Тест «Душа». Проверка Слайды 1 – 3
Целеполагание.
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
- Прочитав небольшой рассказ, сделайте предположение, о чём мы будем говорить.
Петя разбил чашку, но сказал:
- Чашку разбил Бобик.
Бобика выгнали во двор. Во дворе шёл дождь. Бобик заплакал. Петя тоже.
- Мама, пусти Бобика! Чашку разбил я!
- Что заставило Петю признаться в содеянном?
- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
Тема урока: Совесть и раскаяние. (Слайд 4)
Сегодня на уроке вы узнаете Слайд5, на доску.
О подсказках совести.
Как исправлять ошибки.
IV. Открытие новых знаний
Работа над понятием «совесть».
- Давайте подумаем, что же такое совесть.
— Какие выражения, высказывания со словом «совесть» вам известны? Слайд 6.
Совестливый человек.
Чистая совесть.
Поступать по совести.
Совести нет.
Угрызения совести.
Совесть мучает.
Бессовестный человек.
Моделирование понятия «совесть» (работа в парах).
— Перед вами афоризмы, посвященные этому понятию. Выберите и подчеркните ключевое слово (слова) из афоризма.
«Совесть — это стыд перед самим собой» (Демократ).
«Самое главное украшение человека — чистая совесть» (Цицерон).
«Закон, живущий в нас, называется совестью» (И. Кант).
«Совесть — внутреннее светило, которое освещает единственно самого человека... следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в коем случае» (А. Суворов).
«Совесть — это наш внутренний судья, свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают порицания или одобрения» (П. А. Гольбах).
«Совесть — это наш внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит» (Г. Менкен).
«Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души...» (В. Даль).
— С помощью ключевых слов дайте свое определение понятию «совесть». (Ответы учащихся.)
- А теперь послушаем, как объясняет это слово С. Ожегов в своём толковом словаре.
Ещё раз прочитаем высказывание Менкена о совести. Что это за голос? Кто за нами следит?
- Итак, совесть – это глас Божий.
- Зачем человеку совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятиями. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)
- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – всё положительное, хорошее, полезное» Слайд7- Назовите антоним слова «добро». (Зло). (щелчок)
- Какой смысл вы вкладываете в это слово?. (нечто дурное, вредное)
- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (щелчок) (грех)
В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».
- Что указывает человеку на его грехи, ошибки?
- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
Работа с учебником.
- Стр. 53 чтение «Работа совести», «Это интересно»
- Какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
- Что же является главным в жизни человека? (Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.) Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Минутка тишины Слайд 8.
Вспомним, что на «минутке тишины» нужно сесть поудобнее и постараться сделать так, чтобы в классе не было слышно ни одного звука..
Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. Пока с вами будет совесть. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше. А сейчас возвращаемся в класс. Глазки открываем.
Предание о Святом Петре.
Угрызения совести испытывали многие святые люди.
(Слайд 9) Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех) Почему? Евангелие рассказывает … И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.
- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести? Слайд 10. Раскаяние.
V. Три шага в раскаянии.- Попробуйте выстроить шаги раскаяния по порядку. Работа в группе.
Проверка. Слайд 11
Признание своей вины, согласие с криком совести.
Исправление ошибки.
Покаянная молитва «Господи, прости!»
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
Покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом.
(Слайд 12)
Хотите узнать, чем закончилась история Петра. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.
VI. Закрепление и осознание новых понятий.
Много мудрых мыслей мы можем узнать от православных святых. Вот некоторые из них.
Стр. 56 «Это интересно» Объясните «Святые мысли».
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Продолжи предложения
Сегодня на уроке я узнал …
Больше всего мне запомнилось …
Я задумался …
Теперь я …
ПРИТЧА "КАРАНДАШ"Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:— Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш...Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.— Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!— Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.Во- вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг! Слайд 13.
- Посмотрите на доску. Вспомните, какие цели стояли перед вами в начале урока. Удалось вам их достичь?
VI. Домашнее задание. Слайд 14. Объявляю неделю добра. В течение недели записывать хорошие поступки, которые совершают другие люди. Свои наблюдения записывайте и опускайте в «копилку добрых дел»
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела. Слайд 15.