Конспект занятия спецкурса Альтернативная математика Старинные меры длины 4 класс

Конспект занятия спецкурса «Альтернативная математика» 4 класс
Тема. Древние меры длины.
Цели.
-познакомить с древними мерами длины
-расширить знания детей о единицах измерения
-способствовать развитию логического мышления, умению сравнивать, сопоставлять, высказывать и отстаивать своё мнение
-развивать умение работать в паре, группе
Оборудование: тетради, карточки с пословицами, текстами задач
Ход занятия
Организационный этап.
Учитель: в повседневной жизни и на уроках математики мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно.. Мы не задумываясь производим различные вычисления, строим отрезки. Находясь в каком месте мы производим вычисления?
(в магазине, в автобусе, в развлекательном центре)
Послушайте загадки

Для пошива модной куртки
Я в магазине выбрал фетр
Продавцу, чтоб ткань отмерить
Срочно требуется.(метр)

Меньше метра эта мера
И она не километр
Больше также сантиметра
Что же это? (дециметр)

Учитель: Какие единицы измерения вы знаете?(мм. Км, см,мм,м)

В старину не было таких мер. Не было народа, который не избрал бы своихединиц измерения. В словаре В.Даля мы находим определение: «Мера – способ определения количества по принятой единице»

Много преобразований потерпели старинные меры длины. В 1793 году во Франции приняли метрическую систему мер «на все времена». 10 декабря 1799 года считается Днём рождения «Метрической системы единиц». Метр стал « эталоном измерений».

Послушайте стихотворение:
1. «Глушь и снег Навстречу мне
Только вёрсты полосаты попадаются одне»

Кто автор этого отрывка из стихотворения? (А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)
Какие незнакомые слова вы услышали?
(вёрсты)
«Подарю тебе конька
Ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами (Пётр Ершов «Конёк горбунок»

Какие новые ед длины вы услышали в стихах?


Учитель: Старинные меры длины упоминаются и в разговорах, можно услышать о верёвке «толщиной в палец», или дырой «шириной в ладонь»

Кроме того есть ещё интереснве мерки(картинки о купце)

При продаже тканей. НАПРИМЕР СПОЛЬЗОВАЛИ ТАКИЕ МЕРКИ ДЛИНЫ: ПЯДЬ, ЛАДОНЬ, МАЛАЯ ПЯДЬ, ЛОКОТЬ. Это было неудобно, так как у людей разная длина рук
Сообщения подгот учеников

Оказывается в древности, мерой длины и веса был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи итд

Сообщение «Аршин» (слайд )
Аршин –старинная русская мера длины, равная , в современном исчислении 0,71м Аршином также называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Корень «АР» в слове аршин- в древнерусском языке означает «земля», «поверхность земли», и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути.

Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином(линейкой) или по быстрому- отмеряя «от плеча». Не зря же поговорка « каждый меряет на свой аршин». Чтобы исключить обмер, властями был введён «казённый аршин» , представляющий собой деревянную линейку. На концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Задание в парах. Практическое.
Измерить длину верёвки. Сравнить результаты. Выводы детей.

Сообщение 2 ученика.
«Локоть» слайд

Локоть-исконно древнерусская мера длины. Он равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам составляет составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой.
Задание в группе.
Измерить длину верёвки в «локтях» Сравнить. Вывод.

Пядь- одна из самых старинных мер длины. Название «пядь» происходит от древнерусского слова «пясть», т.е кисть руки.
Малая пядь- расстояние между концами расставленных большого и указательного ( или среднего) пальцев. Это примерно 17 см.
Большая пядьрасстояние между концами большого пальца и мизинца. Примерно-22-23см.

Задание в группе.
Измерить длину парты в « малых пядях».

Учитель. Сажень широко применяли при измерении расстояний, планировке и строительстве различных сооружений, в кораблестроении, при землемерных и картографических работах.
Так в Москве и других крупных городах ещё в 16 веке отмеряли ширину улиц и переулков. «При государе царе и великом князе Фёдоре Иоанновиче всей Руси для сбережения от пожаров учинены были улицы большие, а в ширину по двенадцати сажен, а переулков по шти сажен.» (шести)
Сообщение. «Сажень» Картинка богатыря. Слайд
Сажень- одна из наиболее распространённых на Руси мер длины. Слайд.

Наименование «сажень» происходит от глагола «сягать»(досягать) – и на сколько можно было дотянуться рукой. По данным историков и архитекторов , саженей было более 10, каждая имела своё название (например: городовая, царская, церковная, ) и все они отличались по длине.

Маховая сажень- расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. -152см.

Задание в группах.
Решение задач. Использование Решебников .
Задача.
Однажды Алдар Косе отправился на Восточный базар. За сушёным урюком. Шёл он 3 часа со скоростью 4 версты в час, а потом ехал на торбе ещё 4 часа со скоростью на 5 верст в час больше. Каково расстояние от аула Алдара Косе до базара?
( 3*4+ (4+5) *4 = 48 вёрст.

Итог. С какими старинными мерами мы сегодня познакомились?

Задание в группах . Толкование пословиц.

Один, как перст
Семь пядей во лбу
Не уступить ни пяди
Сидит, ходит, словно аршин проглотит
На три аршина в землю видит
Рефлексия.
Чем интересно было занятие?
О чём хотели бы узнать на следующем занятии?
Учитель:
При желании каждый найдёт
Величину своей радости
Простой линейкой, без ошибки
Измерить попробуйте вашу улыбку
(дети измеряют общую улыбку всей группы. Сравнивают.
Итог занятия.





15