РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ


Развитие музыкально-сенсорных способностей в средней группе
Игры на развитие звуковысотного слуха.
Угадай-ка.
Ход игры: У каждого ребенка по одной карточке и по две фишки. Воспитатель произно-
сит «га-га-га» (До 1-й октавы). Ребенок, у которого картинка гуся закрывает его фишкой.
-4-
Воспитатель поет «га-га-га» (Ля 1-й октавы), ребенок закрывает гусенка.
«Му-му-му» - До, Соль 1-й октавы.
«Мяу-мяу-мяу» - Ре 1-й октавы, Ре 2-й октавы.
«Кря-кря-кря» - Ре 1-й октавы, Си 1-й октавы.
Игра проводится до тех пор, пока дети не закроют фишками все картинки.
Игровой материал: Карточки с изображением гуся и гусенка, коровы и теленка, кошки и котенка, утки и утенка, фишки.
Ступеньки.
Игровой материал: Лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта, металлофон).Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
Эхо.
Цель: Закреплять различение звуков сексты (ре-си). Требуется знание песни «Эхо» Е.Тиличеевой.
Ход игры: Ведущий выкладывает пред двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто - девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт а или у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек.
Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.
Игры на развитие чувства ритма.
Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей – маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.
Кто идёт?
Игровой материал: Иллюстрация к сказке «Дружная семейка», музыкальные инструменты.
-5-
Ход игры: Используя сказку Е.Королёвой «Дружная семейка», учить детей составлять ритмический рисунок. Играть на любом инструменте звуки разными длительностями, изо-
бражая тем самым шаги каждого члена семьи. Дать ребёнку угадать, кто шагает. Одновре-
менно играть с ребёнком на другом инструменте, ребёнок должен угадать, кто шагает ря-
дом с ним.
Дружная семейка.
Жила-была большая дружная семья:
Прабабушка *
Две бабушки * *
Мамы с папами * * * *
И ребятишки * * * * * * * *
Они часто все вместе ходили на прогулку в парк. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходит у них вот так:
* * * * * * * *
Раз и, два и, три и, четыре и
Видишь, как быстро они бегут.
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои вмиг сосчитали:
* * * *
Раз и, два и, три и, четыре и
Вот что у них получилось.
Ну, и бабушки, чтоб не отстать,
Стали тоже шаги считать.
Вот так:
* *
Раз и, два и, три и, четыре и.
Тут прабабушка тихо сказала:
-А я тоже шаги сосчитала:
*
Раз и, два и, три и, четыре и
Ой, как медленно шла она!
Гуляли они, гуляли,
Считать шаги устали
И пошли домой отдыхать.
Значит, сказку пора кончать.
Весёлые дудочки.
Цель: Упражнять детей в восприятии и различии трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания.
А) играет медведь на трубе;
Б) лиса играет на дудочке;
В) мышонок играет на свирели;
Требуется знание песни «Весёлые дудочки» Левкодимого.
Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части.
Ход игры: Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего, кто играет, отвечает тот, у кого большая нецветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.
Игры на различие тембровой окраски.
К нам гости пришли.
Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, заяц, лошадка, птичка). Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, молоточек, колокольчик.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним должны прийти гости. Раздаётся стук в дверь, воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку игрушку.
ку. «Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам в гости, чтобы поиграть с вами и поплясать. Ле-
на, сыграй на бубне, а я попляшу». Девочка ударяет в бубен, мишка танцует. И так далее.
Зайка скачет под металлофон. Птичка летит под колокольчик. Лошадка скачет под молоточек.
Укрась музыку.
Игровой материал: Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.
Игры на различие динамики.
Громко – тихо.
Игровой материал: Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные – громко, серые - тихо.
Ход игры: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети выкладывают на карточках динамический рисунок песни.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. М.р. исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют
«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по пока-зу воспитателя.
Игры на восприятие музыки.
Найди игрушку.
Игровой материал: Игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т.д.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки.
Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.