Конспект урока И.Крылов Лебедь, Щука и Рак

Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока: Образовательные задачи:
Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Развивающие задачи:
Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
Способствовать формированию понятия «действовать дружно»
Содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Оборудование : портрет И.Крылова, иллюстрации (лебедя, щуки, рака), иллюстрации к басне «Лебедь, Щука и Рак»
Ход урока.

Организационный момент.
Актуализация знаний.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- Для чего мы это делаем?

- Как называется раздел, который мы изучаем?

- С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? Кто их автор?
- К какому жанру они относится?

- Что такое басня?


- Прежде чем мы начнём проверять домашнее задание повторим требования к выразительному чтению

- Проверка домашнего задания.

- Чтение кого из ребят вам понравилось, почему?

-Чему же учила нас эта басня?


Объявление темы урока. Работа по теме урока.
- Сегодня у нас выставка книг. Что их объединяет?
- Сегодня наш урок посвящён человеку мудрому, доброму и проницательному (вывесить портрет И.А.Крылова)

«И.А.Крылов, русский баснописец, родился в 1769 году в семье военного капитана. Когда отец умер, Ване было 9 лет. Ему пришлось искать работу. В 11 лет он уже работал в суде. Переписывал документы, разносил пакеты с документами и читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, басни, стихи. Мальчик любил бродить по торговым площадям, сидеть на берегу Волги, слушая разговоры людей. Придя, домой, рассказывал маме что видел и изображал забавные сценки, которые тут же сочинял.»

- Сегодня нам предстоит узнать, особенности книг Крылова, их жанр.

- Можно ли глядя на обложки книг, определить героев его произведений?

- Да, героями книг Ивана Крылова являются животные и различные предметы. Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. На уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

Вывешиваю иллюстрации Лебедя, Щуки, Рака.

- Посмотрите на этих животных. Что вы можете сказать о них?

- Как вы думаете, кто здесь лишний?

- Что у них общего?

- Как они передвигаются?

- Об этих животных и написал басню Иван Андреевич Крылов, она так и называется «Лебедь, Щука и Рак». Послушайте её. (Читаю басню наизусть.)

Работа над басней.
- Что заставило вас улыбнуться?

- Каким был ваш смех?

- Что узнали из басни?

- Какие слова вам не понятны?

- Кто может объяснить это слово?

- Поклажа – это груз в телеге (на доске)

- Мэка – сильное физическое или нравственное страдание.

- Воз – повозка, телега с грузом.

- Как вы думаете, случайно ли Крылов подобрал именно этих животных?

- Могли бы они сдвинуть воз?

- Почему же возу нету ходу? В чём причина?

- Может быть им было тяжело? Найдите ответ в басне.

- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?


На доску вывешиваю слова: рвётся, пятится, тянет

- Что вы можете сказать про эти слова?


- Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ.

- А каков результат их совместной работы? Прочитайте.

- Почему их действия не согласуются?

- Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть?
- Как вы понимаете слово товарищ?

- Подтвердите это.

- Какими словами описал автор их усердие?

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Как вы думаете, а бывают ли такие случаи среди людей?

- Какое отношение вызвали у вас эти герои?

- Как будем читать басню, с какой интонацией?


- Давайте ещё раз прочитаем басню вслух.

- Можем ли мы определить, кто виноват, кто прав?

- Прочитайте, докажите.



- Чему учит нас эта басня?


- Что такое мораль?

- Мораль – нравственный вывод, урок из чего – либо.



- Давайте найдём мораль басни.

Итог урока.
- С каким новым произведением познакомились? Кто автор этого?
- Что такое басня?
- Что обязательно есть в басне?

Дом.задание.

Научиться читать выделяя ключевые слова.



Читать, понимать, чувствовать, переживать вместе с героями

Учимся понимать авторский замысел

Басни


«Лиса и Козёл», автор Эзоп


Басня

Басня – краткое нравоучение в виде стиха или рассказа

Громкость, интонация, ударение, пауза, правильность, мимика.




Было выразительно, соблюдалась интонация, показан характер животных

Не подумав нечего браться за дело.




У всех этих произведений один автор.(полные ответы)























Героями книг, являются животные















Лебедь птица и т.д.


Лебедь, потому что он летает. А щука и рак нет.
Все они водоплавающие .

Лебедь летает, щука плавает, рак ползает.







Глупые герои тянули в разные стороны.

Добрым. Не злым.

Краткий пересказ событий.

Поклажа.










Нет. Все они живут в воде.










«Лебедь рвётся в облака» Лебедь – стремительный, упрямый. «Рак пятится назад» Рак – неповоротливый, нерасторопный. «Щука тянет в воду» Щука – упрямо делает своё дело. Разные герои привыкли жить каждый по своему.

Все эти слова относятся к глаголам.






Да только воз и ныне там.


Они не могут договориться.


Да. Это слово товарищи.

Это друг.



Из кожи лезут вон.

Стараются очень, но ничего не получается.

Да. Когда работают не дружно.


Если вы друзья. То всё надо делать дружно.

Не торопясь, раздумывая и рассуждая.





Нет.


Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам
Да только воз и ныне там.

Баснописец подсказывает нам, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки.







Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115