И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак». Урок по литературному чтению во 2 классе.


МБОУ школа №15 город Феодосия, Республика Крым

И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».
Урок по литературному чтению во 2 классе
Разработала:
учитель начальных классов
Абибулаева А.М.
Тема. И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»
Цель деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с жанровыми особенностями басни, формирования навыка выборочного чтения.
Тип урока. Решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научаться: отличать басню от стихотворения или рассказа, определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественное произведение, сравнивать авторские и народные произведения; получат возможность научиться: находить авторские сравнения и подбирать свои, соотносить пословицы и смысл басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на текст.
Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: выбирают действия соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Методы и формы обучения.
Форма: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование. Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
I Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания
Работа над пословицами о дружбе
– Чтение пословиц обсуждение;
– Дидактическая игра «Соберите пословицу» (работа в парах, объяснение смысла пословиц);
Проверка домашнего задания;
Подведение итогов проверки домашнего задания.
II Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа.
– Знаете ли вы, ребята, что такое басня?
– Какие басни вы читали?
– Кто их автор?
Рассказ учителя о творчестве И. А. Крылова.
III Сообщение темы и задач урока
На уроке мы с вами познакомимся с одной из басен И. А. Крылова. А ее название вы узнаете, если отгадаете загадки.
На мели сидит, У нее во рту пила.
Усами шевелит, Под водой она жила.
А гулять пойдет - Всех пугала, всех глотала
Задам наперед. (Рак) А теперь в котел попала. (Щука)
В воде купался –
А сух остался. (Лебедь)
- Кто догадался, как называется басня Крылова?
IV Мотивация учебной деятельности
Создание эмоционального фона. Прослушивание записи басни «Лебедь, Щука и Рак».
- Прослушайте внимательно басню, если в тексте встретится незнакомые слова, запомните их. Мы объясним их значение.
V Восприятие и осознание нового материала
Словарная работа
Поклажа – груз
Ныне – сейчас, теперь
Чтение басни учителем;
Чтение басни учащимися;
Шепотковое чтение;
Анализ текста.
- Дополните. В этой басне говорится о том, как …
Они не справились потому, что …
Не следует браться за слишком тяжелую работу;
Работать нужно дружно, слаженно
- Найдите в басне слова, в которых выражена основная мысль;
Работа в группах
- Найдите в тексте слова, соответствуют каждому из следующих предложений: (карточки с предложениями)
№1 Лебедь, Щука и Рак взялись за дело все вместе и с охотой («Везти с поклажей воз взялись, и вместе трое все в него впряглись»);
№2 Они очень старались, потратили много сил («Из кожи лезут вон»);
№3 Работа не ладилась, дело не двигалось («Да только воз и ныне там»).
- Знаете ли вы случай из жизни, к которому можно было бы применить эту басню?
(обсуждение в группах)
Физкультминутка
- Расслабьтесь. Выберите любую точку.
Смотрите на нее 30 секунд. Повторите упражнение 5 раз.
Лексическая работа
- В этой басне есть выражения, которые стали крылатыми – т.е. очень образными, меткими, часто употребляющимися в речи. Найди их в басне, объясните, как вы их понимаете.
- Заполните значение следующего выражения:
Лезть из кожи вон – очень стараться, напрягаться.
- Как вы думаете, можно ли назвать данные слова синонимами?
Ныне, нынче, сегодня, теперь.
Докажите свою мысль.
- Обратите внимание на ударение. Объясните, почему в басне надо сказать взялись, а не взялись; взяла, взяли; взялась, взялись.
- Укажите стрелкой на подходящую концовку предложения.
Лебедь, Рак и Щука – воплощение: легкомыслия, хитрости, несогласованности, трудолюбия.
VI Закрепление и осмысление знаний
Беседа.
– Найдите строки из басни, заключающие нравоучение (мораль)
Самостоятельное чтение басни вслух
- Прочитайте басню медленно, не спеша, как - будто рассказываете слушателям, что случилось с героями. Постарайтесь, чтобы слушатели представили героев басни и немного посочувствовали им.
3. Работа над иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию. Какими изобразил художник героев басни – внешне и по характеру?
4. Творческая работа в группах над басней
- Составьте рассуждение на тему: «Почему воз и ныне там?», объяснив причину и доказав безысходность этого положения, если не изменить ситуацию.
- Дидактическая игра:
- Представьте, что вы операторы. У вас в руках видеокамера «Покажите» нам фильм, придумайте звуковое оформление (подпишите кадры). (Дети рисуют в группах кадры своего фильма)
VII Обобщение и систематизация знаний
Конкурсное чтение.
– Сделайте разметку для выразительного чтения басни.
2. Дидактическая игра.
76085027391304857752559050076200025590500
692055660403038475170180 щу ка бас де бас
303784010096506953256021733623252667038195252667042291002667030384751028700 ле бедь
69532554610 И ван ня ло няVIII Итог урока
Итоговая беседа.
– Что нового узнали на уроке?
- С какой басней познакомились?
- Назовите героев басни;
- Кто автор басни?
- В каких словах выражена основная мысль?
- Чему учит нас басня?
2. Оценивание ответов учащихся
IX Домашнее задание
Выучить басню И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» наизусть с. 104;
Работа в тетрадях по чтению с. 43 – 44.