Открытый урок в 9 классеСоветские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана


Предмет: История Казахстана
Тема урока: Советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана
Цели: познакомить учащихся с особенностями общественно- политической жизни в 30-е годы, с преступлениями эпохи сталинизма: репрессиями, террором, депортацией народов в Казахстан, созданием концлагерей на территории Казахстана, с жизнью и деятельностью представителей казахской интеллигенции, подвергнувшихся репрессиям.
Задачи:
1 Сформировать знания о советских «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана
2. Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, дополнительным материалом, умение выделять главное, работать в группах, быстро и четко формулировать свои мысли, умение отстаивать свою точку зрения
3. Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал
Ход урока
1.Орг.момент . Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка домашнего задания
Матрица посадочных мест Вассермана1.Назовите годы голода в Казахстане(1931-1933 г.)
2.Причины голода в Казахстане(Коллективизация, политика «Малого Октября»)
3.Восстание в Бостандыкском районе произошло?(27 сентября 1929 г.)
4.Поводом к восстанию в Сузакском районе послужило?(сооружение концентрационных лагерей)
5.27 марта 1930 г. произошло восстание?(Аксуйском районе Жетысу)
6.Численность восставших в Бостандыкском районе?(500)
7.Сколько людей погибло во время голода в Казахстане?(1млн.750 тыс.)
8.Решением восставших Жетысуйского района центральным штабом был выбран (Аксу)
9. Руководителем Бостандыкского восстания был выбран?(Талиб Мусабаев)
10.Восстания 1930 г. проходили в каких районах?(Бостандыкский район, Кустанайский, Сузакский, Жетысуйский- Аксуйский, Актюбинский, Кзыл-Ординский, Мангыстауское восстание)
11.Мангыстаусское восстание произошло?(1931 г.)
12.Чем заникончились все выступления?(поражением, плохое вооружение, недостаточная организованность)
3.Актуализация знаний:Деление на группы(по названиям)
1.АЛЖИР
2.Карлаг
? Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока?
4.Изучение новой темы: Тема урока «Советские «исправительно-трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана»
ЦелепологаниеГруппам раздается материал над которым они работают в течении 10 минут, в ходе работы заполняют таблицу(определить спикера-приклеить стикер на стул)
Прием «Карусель»
(спикер переходит в другую группу, участники заполняют таблицу)
Название лагеря Год образования Где находился Условия содержания
АЛЖИР
КарлагПросмотр видеоролика о лагерях
5.Закрепление: Синквейн: 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение-изречение, 1существительное ассоциацию…..
«Закончи предложение»
1. АЛЖИР расшифровывается (Акмолинский лагерь жен изменников Родины)
2. Какое название бытует в народе АЛЖИРУ(26 точка)
3. Годы существования Карлага (1930-1959 гг.)
4.Карлаг был организован…(19 декабря 1931 г.)
(без ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош.-3, 3-4 ош. – 2) + в матрицу
Пока будут писать тест, проверить синквейны, за лучшие и хорошие в матрицу +
6.Д/З: 1.пар.22-23, прочитать, выучить данные таблицы
7.Рефрексия
продолжить предложение «Я узнал, что…», «Мне не удалось…»
«Чтоб не повторилась история с лагерями, я сегодня готов….»
8.Подведение итогов, выставление оценок
Согласно Указу Президента РК от 5 апреля 1997 года, ежегодно 31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий. У нас в Петропавловске так же имеется памятник . Давайте вспомним где он находится?(Пересечение улиц Пушкина и Сутюшева)
Связать с 25 летиемЕсли останется время: Прием «Займи позицию» (учащимся раздаются листы, на которых обозначена их позиция, необходимо доказать и оргументировать)
«АЛЖИР» - Акмолинский лагерь жен изменников Родины
  
«АЛЖИР» - Акмолинский лагерь жён изменников Родины (абривиатура по первым буквам,  разговорное название  - А.Л.Ж.И.Р.) 17-й  женский лагерь специального отделения Карагандинского исправительно-трудового лягеря. АЛЖИР – один из самых крупных советских женских лагерей, один из 3 островов «Архипелага ГУЛАГ».
 
 Второе название, бытовавшее в народе - «26 точка». Данное название связано с тем, что лагерь находился в 26-ом посёлке трудопоселений. Состав заключенных, большая часть которых была репрессирована в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00486, то есть  члены семей изменников Родины(ЧСИР).
 
Открытие лагеря прошло в начале 1938 на базе 26-го поселка трудопоселений как исправительно-трудовой лагерь «Р-17». В отличие от большинства лагерных отделений Карлага, 17-е отделение было окружено  рядами колючей проволоки, по периметру  расставлены вышки охраны. На территории лагеря располагалось озера, в котором росли камыши. Зимой камышами отапливали бараки.
 
10 января 1938 года в лагерь поступили первые этапы. Процедура ареста происходила, по определенной схеме. Жен арестовывали позднее мужа, поскольку вынести приговор жене могли только после осуждения мужа. Иногда в число ЧСИР входили и ближайшие родственники – сестры, родители, дети. Так, например, в одном лагере могли находиться   мать и дочь. Заключенных было настолько много, что руководству Карлага пришлось перераспределять последующие этапы ЧСИР в другие отделения лагеря. Позже было создано  специальное отделение, которое носило название – Спасское.
 
По не полным данным число  репрессированных превысило 18 000  осужденных, в том числе по Москве свыше 3000 и по Ленинграду около 1500.
 
В лагере существовали специальные условие, в частности была запрещена всяческая переписка, получение посылок. Существовал специальный запрет на работу по специальности, но большинство женщин с «нужными» лагерю профессиями все же трудились по специальности. Большинство больных людей, детей и стариков работали на швейных и вышивальных фабриках.
Музыканты, поэты, учителя были заняты на сельскохозяйственных полях, а также в качестве подсобных рабочих на стройке.
 
Первые годы существования в  лагере, были самыми тяжелыми для заключенных. Теснота, тяжелая работа, непривычный быт - все это делало жизнь особенно мучительной. В мае 1939 года был издан приказ ГУЛАГа, во исполнение которого в течение лета-осени отделения Темлага, Сиблага и Карлага, где были сконцентрированы ЧСИР, были переведены со «спецрежима» на общелагерный. Женщинам была разрешена  переписка, был снят запрет использование специалистов по их рабочим специальностям,  женщины смогли получать посылки. Многие смогли узнать о судьбе своих мужей и детей. Переход на общелагерный режим означал, в частности, что ЧСИР не являются больше «спецконтингентом», который должен быть изолирован от других заключенных. Теперь заключенных можно было переводить в другие лагпункты и лагеря.
 
В 1953 году 17-е акмолинское лагерное отделение Карлага было закрыто.
КАРЛАГ. Карагандинский исправительно-трудовой лагерь
 
Карлаг (1930- 1959) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа, располагавшийся на территории Карагандинской области Казахстана. Карагандинский лагерь занимает особое место в истории репрессий.
 
Карлаг был организован 19 декабря 1931, центр лагеря располагался в селе Долинка, в 45 км от Караганды. Карлагу было отведено 120 тыс. Га пахотно-пригодных земель и 41 тыс. Га сенокосных.
 
К 1940 году освоенная площадь территории лагеря составляла 1 780 650 Га, а протяженность территории с севера на юг составляла около 300 км, с востока на запад около 200 км.
 
Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной и производственной базы для  развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты.
 
С1931 года начались массовые аресты крестьян по всему Поволжью, Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Орловской областей.
 
Заселение Казахстана и создание промышленных центров, требовало создания железнодорожного сообщения с центральными районами России. Первый этап Карлага был отправлен для строительства железной дороги от Акмолинска до Караганды.
 
В мае 1931 года железная дорого была закончена и сдана в эксплуатацию.
После этого в Карагандинскую область и в Осакаровский район, стали переселять семьи строителей дороги. Уже к осени 1931 года 52 тысячи семей были доставлены в центральный Казахстан. Семьи доставлялись в наглухо забитых телячьих вагонах. Вагоны были переполнены. В этих же вагонах ехали  беременные женщины, кормящие матери, дети, старики. Многие, уже в вагонах стали умирать. Покойников везли вместе с живыми до места назначения.
 
Из тех, кто остался, выбрали покрепче и поздоровее, для строительства дороги Караганда — Балхаш. Условия, при которых работали люди, были нечеловеческие. Тем, кто не справлялся с нормой, урезали паек. Изнеможенные люди падали замертво. Тела мертвых
клали прямо в железнодорожную насыпь и засыпали грунтом.
 
Карлаг располагал реальной властью, оружием, транспортными средствами, содержал почту, телеграф. Он состоял из 26-ти «точек», расположенных в радиусе от 2 до 400 км.
 
В Карлаге работала выездная коллегия Карагандинского областного суда. Приговоры исполнялись на местах. Приговоренных ставили на колени, перед вырытой другими заключенными ямой, и стреляли в затылок. Расстрелянные брались на списочный учет с грифом «Умер», личные дела уничтожали.
 
Хозяйство Карлага процветало. В Карлаге содержались известные всему миру ученые, военноначальники, деятели культуры, политики, люди духовного звания, монашествующие.
 
Считается, что за годы своего существования Карлаг принял около  миллиона человек. Но поскольку архивы Карлага все еще засекречены, невозможно назвать даже приблизительное число его жертв.
К своему закрытию лагерь уже практически не содержал заключенных по политическим статьям.
27 июля 1959 Карагандинский исправительно-трудовой лагерь закрыт (реорганизован в УМЗ УМВД Карагандинской области).
Название лагеря Год образования Где находился Условия содержания
АЛЖИР
КарлагНазвание лагеря Год образования Где находился Условия содержания
АЛЖИР
КарлагАЛЖИР
КарлагАЛЖИР КарлагАЛЖИР
КарлагАЛЖИР
КарлагАЛЖИР КарлагАЛЖИР КарлагАЛЖИР КарлагАЛЖИР КарлагПозиция «За»
Позиция «Против»
Позиция «За»
Позиция «Против»
Позиция «За»
Позиция «Против»
Позиция «За»
Позиция «Против»
Позиция «За»
Позиция «Против»
Позиция «За»
Позиция «Против»
Позиция «За»
Позиция «Против»
Позиция «За»
Позиция «Против»
«Закончи предложение»
1. АЛЖИР расшифровывается
2. Какое название бытует в народе АЛЖИРУ
3. Годы существования Карлага
4.Карлаг был организован…
критерии (без ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош.-3, 3-4 ош. – 2)
«Закончи предложение»
1. АЛЖИР расшифровывается
2. Какое название бытует в народе АЛЖИРУ
3. Годы существования Карлага
4.Карлаг был организован…
критерии (без ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош.-3, 3-4 ош. – 2)
«Закончи предложение»
1. АЛЖИР расшифровывается
2. Какое название бытует в народе АЛЖИРУ
3. Годы существования Карлага
4.Карлаг был организован…
критерии (без ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош.-3, 3-4 ош. – 2)
«Закончи предложение»
1. АЛЖИР расшифровывается
2. Какое название бытует в народе АЛЖИРУ
3. Годы существования Карлага
4.Карлаг был организован…
критерии (без ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош.-3, 3-4 ош. – 2)
«Закончи предложение»
1. АЛЖИР расшифровывается
2. Какое название бытует в народе АЛЖИРУ
3. Годы существования Карлага
4.Карлаг был организован…
критерии (без ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош.-3, 3-4 ош. – 2)
«Закончи предложение»
1. АЛЖИР расшифровывается
2. Какое название бытует в народе АЛЖИРУ
3. Годы существования Карлага
4.Карлаг был организован…
критерии (без ошибок – 5, 1 ош. – 4, 2 ош.-3, 3-4 ош. – 2)