Научная работа Проблемы энергосбережения


Выступление на районном семинаре«Азбука энергосбережения»
А – а знаете что актуально, друзья?
Б – быть бережливым – иначе нельзя!
В – всем нам задуматься с вами пора
Г – где в экономии нашей дыра.
Д – дом наш быть может полною чашей
Е – если все вместе об этом мы скажем.
Ё – ёлки ли в праздник в квартире зажжём,
Ж – жарим кур-гриль, в караоке поём
З – здесь и повсюду лампы горят
И – и светом своим просто слепят!
Й – йог сберегает энергию тела.
К – как же и нам упорядочить дело?
Л – лампы, торшеры, люстры и бра
М – могут светиться в домах до утра!
Н – надо задуматься – время пришло,
О – очень уж много энергии жжём.
Р – разумным и чётким расчёт должен быть,
С – счётчик не может вечно крутить!
Т – только я сам рассчитать всё смогу,
У – утром с квитанцией в кассу иду.
Ф – фыркает нервно кассир за стеклом,
Х – хочет проверить, верит с трудом.
Ц – цифры заносит в компьютер поспешно,
Ч – числа в расчётах записаны честно!
Ш – штамп на квитанцию – я ухожу,
Щ – щурюсь, на всех улыбаясь гляжу,
Э – это же надо – вот в чём разгадка –
будет теперь с экономией гладко!
Ю – юмор отбрось –
Я – я открою секрет –
ВЫГОДНЕЙ ЛАМП СБЕРЕЖЕНИЯ НЕТ!
Актуальность проблемы энергосбережения и связанной с этим проблемы сохранения климата не вызывает сомнений. Устойчивое развитие страны и цивилизации в целом возможно лишь при условии широкого распространения энергосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии и экономии электрической и тепловой энергии в быту.
Успех решения обозначенной проблемы может быть обеспечен, если приоритетом всех людей, каждого человека в отдельности будет стремление беречь электрическую энергию и тепло. Поэтому так важно воспитывать энергосберегающее поведение у учащихся. Такое поведение формируется благодаря семье, школе, общественному мнению, средствам массовой информации.
Энергосбережение – не только технологический процесс, это образ жизни общества и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Сегодня всё более очевидно, что никакие технические средства сами по себе не улучшат состояние окружающей среды, если люди не будут готовы к использованию энергосберегающих технологий, сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в решении проблем окружающей среды.
Цель нашей работы – воспитание бережного отношения к энергоресурсам и к природе в целом;
Задачи:
осознание и закрепление основных понятий энергосбережения,
воспитание бережного отношения к природе;
пропаганда технологий энергосбережения;
пропаганда методов экономии тепла и энергии в доме, школе и в стране.
Задачи реализуются путём вовлечения ребёнка в различные виды деятельности, дополняющие друг друга:
учебная деятельность - направленная на получение знаний о взаимодействии общества с природными системами;
исследовательская деятельность – направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе изучения различных отраслей науки;
игровая деятельность - развивает понимание отношения к природе;
общественно полезная деятельность - способствует реальной охране местных экосистем;
общественно политическая деятельность - даёт школьнику возможность пропагандировать экономические и экологические идеи среди сверстников.
Организация различных видов деятельности с целью усвоения представлений, умений, навыков бережного отношения к окружающему миру стимулирует ребёнка к проявлению любознательности, творческих возможностей, выражению чувств, активной деятельности. При организации образовательного процесса педагоги используют наблюдения и опыты, простейшие эксперименты, развивающие игры, игровые проблемно-практические ситуации, моделирование, экологические проекты и т. д.
Обучение энергосберегающему поведению не ограничивается факультативными занятиями кружками и внеклассными мероприятиями, а активно включается в урочную деятельность. Так, на уроках русского языка и литературного чтения ребята пишут сказки, сочиняют стихи, которые собираются в сборники творческих работ. На уроках математики детям предлагаются задачи, позволяющие убедиться в эффективности использования энергосберегающих приборов в быту, необходимости экономии энергоресурсов. Составленные учителями начальных классов задачи были объединены в «Сборник задач по энергосбережению». Занимаясь в «Школе Берегоши», ребята могли проверить свои знания на олимпиадах «Звёздный час от Берегоши», «Умницы и умники». Задания для олимпиад были разработаны учителями начальных классов и объединены в сборники олимпиадных задач по энергосбережению. А во время проведения научно-практических конференций учащиеся делятся своими знаниями и предлагают оригинальные пути решения многих проблем.Именно системная работа по воспитанию культуры энергосбережения с ребятами во внеклассное и внеурочное время имеет главенствующее значение.
На первой ступени проекта «Игротека» ребята, играя, знакомятся со сложными проблемами энергосбережения. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Обучение энергосберегающему поведению в школе организовано таким образом, чтобы оно выступает как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной первоклассниками, является игра. В игре ребенок активно действует, используя свои знания. Педагогами начальной школы разработана серия таких познавательных игр, как «Большая игра», «Лабиринт», «Сеть», «Калейдоскоп» и др., направленных на развитие интеллекта учащихся, расширение кругозора в области энергосбережения, воспитание у них культуры эффективного энергопользования и ресурсосбережения.На второй ступени проекта в «Исследовательской лаборатории» дети проводят опыты, которые позволяют наглядно убедиться в необходимости экономить и беречь энергоресурсы. Исследования направлены на осознание данной проблемы и готовят учащихся к поискам путей её решения.
На третьей ступени проекта во время заседаний клуба «Познайка» учащиеся вместе с учителями и родителями находят пути и способы экономии, которые мы можем использовать в повседневной жизни.На четвёртой ступени проекта ребята систематизируют, обобщают, углубляют свои знания и оформляют в проект.
В работу по сбережению включены все: родители и персонал школы, учителя и ученики.
В практике работы с педагогами используются активные формы работы семинар - практикум, проблемный семинар, деловая игра, круглый стол, мастер-класс, тренинг, устный журнал, педагогическая викторина, где педагоги получают как теоретические знания, так и практический опыт.
Наилучшим условием для разъяснения учащимся стратегии государства в сфере энергосбережения, формирования навыков аккуратности, экономии и бережливости в становлении личности, а также для привлечения внимания общественности к проблеме энергосбережения является сотрудничество педагогов, учащихся и их родителей при организации информационно-пропагандистской работы (оформляются информационные уголки, стенды, выпускаются стенгазеты и т. д.), а так же присутствуют призывы, лозунги, «проталкивающие» идеи энергосбережения. С этой целью в работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста как нельзя лучше подходит организация театрализованных представлений.
Выбирая или сочиняя сюжет к театрализованному представлению по энергосбережению, следует учитывать некоторые общие требования.
Во-первых, вопросы энергосбережения довольно сложны для детского восприятия и требуют предварительной подготовки и сформированности понятийного аппарата. Ведь ребёнок запоминает только то, что ему интересно и понятно.
Во-вторых, материал должен быть доступен и соответствовать возрастным особенностям участников театрализованного представления.
В-третьих, представление должно быть эмоционально привлекательно. Чтобы неудачи героев переживались глубоко, проникновенно. А если радоваться успехам положительных героев, то от всей души. Только тогда положительные герои станут образцом для подражания, а отрицательные – будут осуждены ребёнком.
В-четвёртых, наличие в представлении эпизодов, которые дети могут привнести в игру, что в дальнейшем заставит их стать субъектами деятельности, а в объекты обучения могут превратиться родители, знакомые или родственники.
В-пятых, выбранный для постановки сюжет должен быть динамичен, как и сама быстро изменяющаяся жизнь. Меняются цифры, факты обрастают всё новыми и новыми данными. Поэтому и театрализованное представление хочется видеть ярким, динамичным, позитивным, экспрессивным и зрелищным.
Внеклассные мероприятия, отвечающие вышеперечисленным требованиям, научат ребят искусству разумного, рационального энергопотребления и помогут окружающим в приобретении этих навыков.
ВЫВОД.
Таким образом, благодаря реализуемому комплексу мероприятий по экономии и бережливости в учреждениях образования, мы воспитываем у подрастающего поколения бережное отношение к материальным и энергетическим ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого - «закон дома», значит, в своем доме, в своем учреждении мы просто обязаны быть бережливыми. Если сегодня наши воспитанники будут рачительными хозяевами своего дома, то усвоенный ими новый образ жизни поможет завтра быть ответственными за безопасное будущее родной страны и всей планеты.