Индивидуально-образовательная траектория по химии для 9 класса на теме «Азот и фосфор»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет естественнонаучного образования
Кафедра химии и методики преподавания химии
Экзаменационный проект по учебной дисциплине «Современные педагогические технологии в обучении химии»
по направлению 050100.62 «Педагогическое образование»,
магистерская программа «Химическое образование»
Выполнила:
Мелешко А. Н.
___________________
Проверила:
Макарова Н.А.,
к.п.н., доцент
Оценка____________
«___»___________2012г.
_______________________
Омск-2012
Технология индивидуально-образовательных траекторий
(по программе Гара Н. Н. Химия. 9 классы, Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9 класс. Тема «Азот и фосфор»10 часов)Тематическое планирование
Тема: Азот и фосфор (10 часов)
Т1, Ку,
Кт Т2,Ку,
Кп Т3, Ку,
Кт Пр1Т4, Ку, КтТ5, Ку, Кп Т6, Ку,
Кп Т7, Ку, Кт Т8, Ку, Кт, Ки,КпПр21 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1час
Т1- Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение.
Т2 –Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.
Т3 – Соли аммония.
Т4 – Оксид азота (II) и оксид азота (IV). Азотная кислота, строение молекулы и получение.
Т5 – Окислительные свойства азотной кислоты
Т6 – Соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе.
Т7 – Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
Т8- Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения
Пр1 – Практическая работа №3. Получение аммиака и изучение его свойств.
Пр2 – Практическая работа №4. Определение минеральных удобрений
Путеводитель к теме (1) (Т1)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение.
При изучении темы необходимо раскрыть следующие аспекты:
Возможные валентности азота и фосфора
Окислительные способности азота и фосфора
Водородные соединения,
σ-связь и π-связь
Нитриды и фосфиды
Физические свойства азота
Химические свойства азота
Получение азота
Применение азота
Нахождение в природе
При изучении темы Вы должны уметь:
Давать характеристику положения азота и фосфора в ПСХЭ
Писать строение и электронно-графические формула атомов азота и фосфора
Писать электронную и структурную формулы азота
Писать уравнение химической реакции взаимодействия азота с кислородом, водородом, с металлами
Показывать передачу электронов в уравнениях химических реакциях взаимодействия азота с веществами
По теме будут следующие виды контроля:
Устный (Контроль, который проводит другой ученик)
Тестовый контроль
Информационные источники:
Перечень литературы:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс. §15-16 стр.44-47
Задания
Письменно в тетради сделать упражнения 1, 2 на странице 52. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9 класс.
Средства обучения:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
СО1 – Схема применение азота
СО2- Применение азота в различных сферах жизнедеятельности.
СО3 – Что такое жидкий азот?
Путеводитель к теме (2) (Т2)
Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.
При изучении темы необходимо раскрыть следующие аспекты:
Связанный азот
Промышленные способ получения аммиака
Лабораторный способ получения аммиака
Физические свойства аммиака
Аммиачная вода
Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи в молекуле аммиака
Образование иона гидросконияХимические свойства аммиака (с изменение степени окисления азота и с образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму)
Применение аммиака
Гидроксид аммония, нашатырный спирт
Нахождение в природе
При изучении темы Вы должны уметь:
Писать электронную и структурную формулу аммиака
Писать структурную формулу аммиака
Писать уравнение химической реакции получения аммиака
Писать механизм образования ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму в молекуле аммиака
Писать уравнение химической реакции разложения, горения, взаимодействия с водой, кислотами, окисления аммиака.
По теме буду следующие виды контроля:
Устный (Контроль, который проводит другой ученик)
Письменный контроль
Информационные источники:
Перечень литературы:
1. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс. §18 стр.50-51
2. И.Г. Хомченко Общая химия, §8.2 стр. 138-141
3.О.С. Габриелян Химия 9, § 25 стр. 116-118
Задания:
1. Письменно в тетради сделать упражнения 7,14 на странице 52. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Средства обучения:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- СО4 – Аммиак: История названия. Применение. Интересные факты.
СО5 – Демонстрационный опыт: Получение аммиака и его растворение в воде.
Путеводитель к теме (3) (Т3)
Соли аммония.
При изучении темы необходимо раскрыть следующие аспекты:
Соли аммония
Физические свойства солей аммония
Химические свойства солей аммония (специфические и общие с другими солями)
Применение солей аммония
Нахождение в природе
При изучении темы Вы должны уметь:
Называть соли аммония
Писать уравнение химической реакции получения солей аммония
Писать уравнение химической реакции специфических свойств и общих свойств солей аммония
По теме буду следующие виды контроля:
Устный (Контроль, который проводит другой ученик)
Письменный контроль
Информационные источники:
Перечень литературы:
1. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс. §17 стр.48-50
2. И.Г. Хомченко Общая химия, §8.2 стр. 138-141
3.О.С. Габриелян Химия 9, § 24 стр. 111-115
Задани:
1. Письменно в тетради сделать упражнения 9,10,12 на странице 52. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Средства обучения:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
СО6 – Демонстрационный опыт: Взаимодействие солей аммония со щелочами
Путеводитель к теме (4) (Т4)
Оксид азота (II) и оксид азота (IV). Азотная кислота, строение молекулы и получение.
При изучении темы необходимо раскрыть следующие аспекты:
Оксид азота (II)
Оксид азота (IV)
Физические и химические свойства оксида азота (II) и оксид азота (IV)
Молекулярная и структурная формула азотной кислоты
Получение азотной кислоты лабораторным и промышленным способом
Окисление оксида азота (II)
Физические свойства азотной кислоты
При изучении темы Вы должны уметь:
Писать структурную формулу азота
Писать уравнение химической реакции получения азотной кислоты
По теме буду следующие виды контроля:
Устный (Контроль, который проводит другой ученик)
Тестовый контроль
Информационные источники:
Перечень литературы:
1. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс. §19 стр.53-54
2. И.Г. Хомченко Общая химия, §8.4 стр. 142-146
3.О.С. Габриелян Химия 9, § 26 стр. 118-120
Задания:
Письменно в тетради сделать упражнения 3,5, на странице 59. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Средства обучения:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Путеводитель к теме (5) (Т5)
Окислительные свойства азотной кислоты
При изучении темы необходимо раскрыть следующие аспекты:
Химические свойства азотной кислоты: специфические и общие с другими кислотами
Взаимодействие азотной кислоты с металлами
Применение азотной кислоты
При изучении темы Вы должны уметь:
Писать уравнение химической реакции специфических свойств и общих свойств азотной кислоты
Писать уравнение химической реакции взаимодействие азотной кислоты с металлами
По теме буду следующие виды контроля:
Устный (Контроль, который проводит другой ученик)
Письменный контроль
Информационные источники:
Перечень литературы:
1. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс. §19 стр.53-56
2. И.Г. Хомченко Общая химия, §8.4 стр. 142-146
3.О.С. Габриелян Химия 9, § 26 стр. 118-120
Задания:
Письменно в тетради сделать упражнения 1 ,6,7 на странице 59. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Схему взаимодействия азотной кислоты с металлами написать в тетради
В карточке №1 выполни письменно задания 1,2.
Средства обучения:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
СО7 –Азотная кислота: Применение. Интересные факты.
СО8 – Схема взаимодействия азотной кислоты с металлами.
Путеводитель к теме (6) (Т6)
Соли азотной кислот. Круговорот азота в природе.
При изучении темы необходимо раскрыть следующие аспекты:
Нитраты
Селитры
Получение солей азотной кислоты
Физические свойства
Разложение нитратов при нагревании
Качественная реакция на нитрат-ион
Применение солей азотной кислоты
Круговорот азота в природе
При изучении темы Вы должны уметь:
Называть соли азотной кислоты
Писать уравнение химической реакции получения нитратов
Писать уравнение химических реакций разложения нитратов при нагревании
По теме буду следующие виды контроля:
Устный (Контроль, который проводит другой ученик)
Письменный контроль
Информационные источники:
Перечень литературы:
1. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс. §20 стр.56-59
2. И.Г. Хомченко Общая химия, §8.5 стр. 146-147
3.О.С. Габриелян Химия 9, § 24 стр. 111-115
Задания:
Письменно в тетради сделать упражнения 4,8, 9 на странице 59. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Средства обучения:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
СО9 – Плакат: Круговорот азота в природе
Путеводитель к теме (7) (Т7)
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
При изучении темы необходимо раскрыть следующие аспекты:
Фосфор в природе (фосфориты, апатиты)
Аллотропные видоизменения фосфора
Получение фосфора
Физические свойства фосфора (белый и красный)
Химические свойства фосфора
Применение фосфора
При изучении темы Вы должны уметь:
Писать уравнение химической реакции получения фосфора
Давать характеристику аллотропным модификациям фосфора
По теме буду следующие виды контроля:
Устный (Контроль, который проводит другой ученик)
Тестовый контроль
Информационные источники:
Перечень литературы:
1. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс. §21 стр.60-62
2. И.Г. Хомченко Общая химия, §8.6 стр. 148-149
3.О.С. Габриелян Химия 9, § 27 стр. 122-125
Задания:
Письменно в тетради сделать упражнения 2,3,4 на странице 52. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
В карточке №1 письменно ответь на вопросы.
Средства обучения:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
СО10 –Фосфор: История открытия. Применение. Интересные факты
Путеводитель к теме (8) (Т8)
Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения
При изучении темы необходимо раскрыть следующие аспекты:
Получение оксида фосфора (V)
Физические свойства оксида фосфора (V)
Химические свойства оксида фосфора (V)
Применение оксида фосфора (V)
Получение, физические свойства и применение ортофосфорной кислоты
Химические свойства ортофосфорной кислоты (специфические и общие свойства с другими кислотами)
ОртофосфатыМакро- и микроэлементы
Минеральные удобрения
При изучении темы Вы должны уметь:
Называть соли ортофосфорной кислоты
Писать уравнение химической реакции получения ортофосфорной кислоты
Писать уравнение химической реакции специфических свойств и общих свойств ортофосфорной кислоты
По теме буду следующие виды контроля:
Устный (Контроль, который проводит другой ученик)
Тестовый контроль
Письменный контроль
Информационные источники:
Перечень литературы:
1. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс. §22-23 стр.63-69
2. И.Г. Хомченко Общая химия, §8.5 стр. 146-147
Задания:
1. В тетради нарисовать таблицу 19 на странице 67. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
2.Рассмотреть схемы 5 и 6 на странице 69. Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Средства обучения:
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 9класс.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
СО11 –Применение ортофосфатовСО12 – Значение микро- и макроэлементов для человека.
Содержание итогового контроля по теме «Азот и фосфор»
Вариант I
Напишите строение атомов фосфора, укажите возможные степени окисления.
Составьте уравнение химической реакции взаимодействия аммиака с кислородом, с соляной кислотой и водой.
Составьте уравнение реакции взаимодействия ртути с концентрированной азотной кислотой. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите какие свойства, проявляет азот.
Допишите уравнение химических реакций, которые возможны:
H3PO4+ Сu→
H3PO4 + Na→
H3PO4+ CaO→
Какие соли азотной кислоты подвергли разложению при температуре, если известно, что образовались следующие продукты нитрит металла и кислород. Перечислите возможные соли, и запишите одно уравнение химической реакции.