Учебная программа «Культура чтения» элективный курс по литературному чтению для учащихся 2 класса (на 34 часа)

















Учебная программа

«Культура чтения»
элективный курс по литературному чтению
для учащихся 2 класса
(на 34 часа)


Составили: Бабарыка Г. В.,
Шамарова Е. А.,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №59»








Барнаул, 2014
Пояснительная записка
к курсу «Литературное чтение» (2 класс)
на 2014/2015 учебный год

Рабочая программа составлена для 2 классов на основании следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказом Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования
Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 31.03.2010, протокол №1; утвержденного приказом директора № 586 от 02.04.2010;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013 ;
Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора № 178 от 02.09.2013;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067), с._____
Авторской программы по предмету: Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова: - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.- (Начальная школа XXI века).

Программа элективного курса «Культура чтения» составлена с учётом программы внеурочной деятельности под ред. Н. Ф. Виноградовой. Элективный курс «Культура чтения» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цели курса:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их и самостоятельной читательской деятельности. На замятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания. Содержание программы «Культура чтения» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
В результате освоения программы курса «Культура чтения» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее и др.)
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом элективный курс «Культура чтения» изучается во 2 классе 1 час в неделю (34 часа в год).
Используемые технологии:
Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: игровые (технологии имитационного моделирования), коммуникативные технологии и исследовательские (проблемно-поисковые)
Формы обучения:
- групповые;
- индивидуальные;
- коллективные.
В рамках курса осуществляется текущий и итоговый контроль. Успешность освоения курса оценивается при выполнении промежуточного и итогового зачёта. Тексты зачётных работ для проведения контроля знаний представлены в Приложении. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если правильно выполнены пять из восьми предложенных заданий.
Содержание тем курса
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации и книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге''». Игра «Я библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети – герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Промежуточный зачёт по курсу.
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других1 стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народна; сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою" Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книга о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Итоговый зачёт по курсу.
Основные требования к уровню подготовки
обучающихся по курсу «Культура чтения»

Универсальные учебные действия:
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
заполнять каталожную карточку;
систематизировать книги по авторской принадлежности;
составлять список прочитанных книг;
выделять особенности учебной книги;
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Перечень учебно-методического обеспечения
Технические средства обучения и оборудование:
персональный компьютер учителя
интерактивная доска
мультимедиа проектор
обучающие диски
средства цифровой фото- аудио – видеофиксации

Печатные средства обучения:
Список литературы
Для учителя:
Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: программа: 1 – 4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 224 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 272 с.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 208 с.

Для учащихся:
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 2-е изд.,дораб. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 160 с. : ил. – (Начальная школа XXI).

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций: / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с. : ил.

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций: / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 112 с. : ил.

Электронные образовательные ресурсы:
Литературное чтение. 1 – 4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л. А. Ефросинина)




Календарно-тематическое планирование по курсу «Культура чтения» (2 класс) Уч. Шамарова Е. А.

п/п
Наименование разделов
и тем программы
Кол-во
часов
Календарные сроки
Виды деятельности
учащихся
Оборудование, контрольно-измерительные материалы
Примечания




планируемые
фактические





Роль книги в жизни человека.
1


Беседа с учащимися, выявление имеющихся знаний
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
1


Знакомство с историей создания книги. Сравнение различных жанров фольклора.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Структура книги (элементы книги).
1


Знакомство с правилами работы с книгой
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую).
1


Наблюдение, работа в парах
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.
1


Составление правил поведения в библиотеке
Работа в группах
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Выставка книг о детях. Структура книги.
1


Анализ произведений. Работа с текстом. Определение структуры книги.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Книги В. Осеевой. Книга – сборник.
1


Устные отзывы о прочитанных книгах
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
1


Работа в группах
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Книги н. Носова. Типы книг.
1


Слушание. Сравнение разных типов книг.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
1


Работа с текстом.
Анализ произведения
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).
1


Упражнения: чтение вслух, «про себя», выразительное чтение
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Книги – сборники. Малые жанры фольклора.
1


Сравнение произведений разных жанров фольклора
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».
1


Чтение и объяснение смысла пословиц. Оформление рукописной книги
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».
1


Работа в группах
Работа с дополнительной литературой
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Скороговорки и чистоговорки.
Проект «живой цветок народной мудрости»
1


Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради
Работа в группах
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Промежуточный зачёт по курсу.
1


Выполнение тестовой работы по вариантам
Индивидуальные карточки с заданиями
Приложение


Книги с литературными (авторскими) сказками.
Писатели – сказочники.
1


Составление правил пользования библиотекой. Работа со справочным аппаратом книги.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Герои сказок. Викторина «Лукошко сказок».
1


Работа в группах. Защита творческого проекта
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



По страницам сказок
Х. К. Андерсена.
1


Выразительное чтение. Сравнение произведений.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».
1


Работа в группах. Защита творческого проекта
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет



Книги о детях. Выставка книг.
1


Сравнение произведений о детях.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет



Герои книг В. Осеевой.
1


Слушание. Анализ текста произведения.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Книги Н. Носова. Приключение – сказка о Незнайке и его друзьях.
1


Упражнение в выразительном чтении, чтении по ролям
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
1


Работа с текстом произведения
Упражнение в выразительном чтении
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


25-26
Книги о братьях наших меньших. Художники – оформители.
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.



Выразительное чтение Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Самостоятельная работа. Выполнение заданий на карточках
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Карточки с заданиями


27
Книги – сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.




Знакомство со сказками народов мира с «бродячими» сюжетами

Интернет-ресурсы,
презентации учащихся,
сообщения учащихся


28.
Народные сказки на страницах детских журналов.



Чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся,
сообщения учащихся



Книги о семье.



Произведения разных жанров о семье: стихотворения, сказки, пословицы, колыбельные песни
Учебник, рабочая тетрадь



Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове».



Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся


31
Библиотечный урок «Хвала книге».
По страницам любимых книг.




Знакомство с книгами разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности
Презентация любимых книг Работа в группах
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся,
сообщения учащихся


32-33
Летнее чтение. Оформление читательского дневника.




Оформление «Дневника читателя»
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся,
сообщения учащихся


34
Итоговый зачёт по курсу.



Выполнение тестовой работы по вариантам
Индивидуальные карточки с заданиями
Приложение

35
Резервный урок. Урок-конкурс «Как бы жили мы без книг»



Работа в группах. Коллективное творчество.





Приложение
Промежуточный зачёт по курсу «Культура чтения»
Тест (вид текущей проверки)
Вариант 1
Отметь произведение фольклора.
рассказ
былина
басня
Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
пословица
загадка
считалка
Вспомни имя и отчество автора стихов для детей Барто. Отметь ответ.
Мария Ивановна
Агния Львовна
Ирина Петровна
Отметь пословицу.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Нет друга – ищи, нашёл – береги.
Упадёт – поскачет, ударят – поплачет.
Отметь заголовок русской народной сказки.
«Семеро храбрецов»
«Снегурочка»
«Девочка Снегурочка»
Отметь имя героя рассказа Н. Носова «Заплатка».
Алёша
Бобка
Дениска
Допиши предложение, выбрав ответ.
Сказки писали С. Я. Маршак, В. Г. Сутеев, Х. К. Андерсен,__________________________
А. С. Пушкин
Е. А. Пермяк
Н. Н. Носов
Какими словами начинается русская народная сказка «Снегурочка»? Отметь ответ.
Жили-были
Жили-были на свете
Жил-был

Вариант 2
Отметь произведение фольклора.
рассказ
басня
пословица
Отметь фамилию поэта-сказочника.
М. М. Пришвин
А. С. Пушкин
С. А. Есенин
Отметь потешку.
Крашеное коромысло через реку повисло.
Делу – время, а потехе – час.
Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку, выкупала Ваньку,
Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.
Отметь фамилию русского писателя.
Х. К. Андерсен
Ш. Перро
А. С. Пушкин
О чём говорится в стихотворении А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»? Отметь ответ.
О родной природе
О детях
О животных
Героем какого произведения является Илья Муромец? Отметь ответ.
Сказки
Былины
Рассказа
Допиши предложение, выбрав ответ.
Басню «Лебедь, Щука и Рак» написал ____________________________________________
Е. А. Пермяк
Л. Н. Толстой
И. А. Крылов
Отметь заголовок русской народной сказки.
«Семеро храбрецов»
«Теремок»
«Дядя Миша»

Итоговый зачёт по курсу «Культура чтения»
Тест (вид итоговой проверки)
Вариант 1
Отметь пословицу.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками.
При солнышке тепло, при матери добро.
Отметь произведения фольклора.
Басня
Былина
Сказка
Рассказ
Небылица
Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Сестра к брату идёт, а он от неё прячется.
Скороговорка
Потешка
Загадка
Считалка
Шутка
Из какого стихотворения эти строки? Отметь ответ.
Облака бегут быстрей, солнце стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше.
А. Барто «Апрель»
С. Маршак «Весенняя песенка»
В. Жуковский «Жаворонок»
Отметь заголовок русской народной сказки.
«Колосок»
«Журавль и цапля»
«Бременские музыканты»
Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
Название книги
Цвет обложки
Размер книги
В каком произведении говорится о природе? Отметь ответ.
С. Баруздин «Салют»
Г. Скребицкий «Весна-художник»
А. Барто «Катя»
Отметь имя русского богатыря из былины.
Иван Царевич
Алёша Попович
Добрыня Никитич

Вариант 2
Отметь пословицу.
Есть терпение, будет и умение.
На дворе трава, на траве дрова.
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
Отметь произведения фольклора.
Считалка
Рассказ
Скороговорка
Басня
Загадка
Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Зимой греет, летом холодит.
Пословица
Шутка
Загадка
Из какого стихотворения эти строки? Отметь ответ.
Он голосисто с вышины поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны».
А. Барто «Одуванчик»
О. Высотская «Одуванчик»
В. Жуковский «Жаворонок»
Отметь сказку зарубежного писателя.
В. Осеева «Волшебная иголочка»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»
Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
Цвет обложки
Название книги
Размер книги
В каком произведении говорится о природе? Отметь ответ.
Н. Носов «Заплатка»
М. Пришвин «Деревья в лесу»
Л. Толстой «Лучше всех»
Отметь сказку о животных.
«Три брата»
«Бременские музыканты»
«Маленькие человечки»














13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 3 Заголовок 415