Разработка раздела образовательной программы по математике: табличное умножение и деление


Методическая разработка раздела образовательной программы по математике «Табличное умножение и деление»Выполнила учитель начальных классов МБОУ Хвощевской СОШАкулина И.А. Таблица умноженияДостойна уважения.Она всегда во всем права:Что б ни случилось в мире,-А все же будет дважды дваПо-прежнему четыре. Актуальность - Знание таблицы – основа формирования вычислительных навыков; - на знаниях, полученных при изучении данного раздела, строится дальнейшее изучение всего курса математики; - для овладения прочными знаниями необходимо не просто механическое заучивание, а понимание конкретного смысла умножения и деления, а так же принципы составления таблицы. Цель: Изучить таблицу умноженияЗадачи:- совершенствовать навыки табличного умножения и деления;- сформулировать правило о взаимосвязи компонентов и результата действия умножения; - учиться решать задачи, используя представления о конкретном смысле умножения и деления;-познакомить с понятиями «увеличить в несколько раз», «уменьшить в несколько раз» и установить связь с предметным смыслом действий;- развивать внимательность и наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать, логически мыслить;- воспитывать осознанное отношения к получаемым знаниям. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.Предметно образное мышление является особенностью детской психики в этот период, и для решения поставленной задачи при изучении темы «Табличное умножение и деление» целесообразно использовать различные виды наглядных пособий. Кроме того, однообразные упражнения вида: устное повторение таблицы, решение примеров у доски - надоедает учащимся, вызывает скуку и отрицательное отношение к работе. Дидактические игры и занимательные упражнения помогают организовать внимание детей, избежать утомления, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения. Ожидаемые результатыВ конце изучаемого раздела «Табличное умножение и деление» учащиеся должны знать:таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления на уровне автоматизированного навыка; - названия компонентов и результатов умножения и деления; - связь между компонентами и результатом умножения и деления. В конце изучаемого раздела «Табличное умножение и деление» учащиеся должны уметь: - находить число, которое в несколько раз больше или меньше данного; - сравнивать числа с помощью деления; - находить площадь прямоугольника (квадрата); - решать задачи на умножение и деление. Работа в парахКомпьютерные технологииИндивидуальная работаСамостоятельная работаРабота с учебникомДидактические игрыФормы работыИспользование в образовательном процессе форм организации деятельности Использование в образовательном процессе новых педагогических технологийИКТРазвивающее обучениеДифференцированное обучение Использование в образовательном процессе методов организации деятельностичастично-поисковыепроблемныенаглядные Средства обучения: разноуровневые карточкитестыдемонстрационный материалтаблицысправочники Структура алгоритма изучения таблицы умножения :1.Объявление темы и постановка целей урока.2.Коллективное составление и запись на доске столбика ТУ числа с использованием «Абака».3.Анализ составленной таблицы, поиски «узелков на память» с опорой на наглядность и теоретические знания.4.Подведение итогов запоминания.5.Закрепление в виде игры «Школа».6.Самостоятельное составление столбика таблицы в специальной тетради для самостоятельной работы.8. Проверка знаний.9.Подведение итогов с использованием «Таблицы умножения». Тетради для самостоятельной работы.По мере изучения таблицы, умножения записываются в тетрадь на отдельном листке. В результате получается таблица Пифагора. В дальнейшем по тетради проводим работу с самопроверкой. Ответы закрываются полоской бумаги, на которой дети сами должны записать ответ, затем ответы сверяются. Пример, в котором допущена ошибка, ученики помечают карандашом, чтобы в дальнейшем поработать над ним. Игра «Школа»2 х 12 х 22 х 32 х 42 х 52 х 62 х 72 х 82 х 92 х 102468101214161820 Коллективное составление ТУ «Узелки памяти»2 х 2 = 4«Узелком на память» будут например слова из песни В.Шаинского «Дважды два – четыре», две руки и т.д. А трудными будут примеры 2х7, 2х8, потому что они находятся далеко от «узелков». . Строительство домиков в «Городе умноженияУченики выбирают место для "домика", ставят сверху цифры, обозначающие "подъезды«Дети отсчитывают клетки, обводя их по воздуху, диктуют себе первый пример и записывают ответ в клетку на первом сверху этаже "домика". Затем отсчитывают еще клетки, обводя их по воздуху, диктуют себе следующий пример и записывают ответ в следующей клетке. Этажи в "домике" растут сверху вниз, как в подземном царстве. Цель выполняемой работы – привязать произведения к их месту расположения в натуральном ряду чисел. Способ умножения на 9 на пальцахПоложить все 10 пальцев веером перед собой ладошками вниз и загадать число, которое хочешь умножить на 9.Например, 7. Найти 7-й по счету палец (считать от левого мизинца до правого): слева от этого [т.е. седьмого] пальца будет семь пальцев, это - число десятков, справа от него будут 3пальца - это единицы. Итак: 9х7 = 63. Математическое лото и домино{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1514323616123063363527254х82х75х35х75х63х436256х65х5
5х9=7х8=15:3=4х6=9х4=7х3=42:6=8х8=18:6=35:7=9х6=6х3=3х8=63:9=4х4=27:3=12:43х3=6х6=8х7=12:4=6х8=25:5=8х4=21:3=4х8=63:7=
Творческие работы Тренажеры Какие примеры вы легко выучили и уже знаете? Запись на доске. – Какие примеры вы можете вспомнить, немного подумав? Запись на доске. – Сколько трудных примеров? Назовите их. Запись на доске. Трудным примерам надо уделить особое внимание.Подведение итогов запоминания Календарно-тематическое планирование раздела: «Табличное умножение и деление» Программа 1-4. Математика. /Н.Б.Истомина/ - Смоленск. «Ассоциация XXIвек», 2010. Класс: 3 классУчебные пособия для учащихся:Математика. 3 класс. / Н.Б.Истомина. – Смоленск, «Ассоциация 21 век»,2009. Рабочая тетрадь. Математика. 3 класс. В 2 частях / Истомина Н.Б.– Смоленск, «Ассоциация 21 век»,2012. Разработка урокаТема урока: Табличное умножение и деление.Цель урока: Закрепить знание табличных случаев умножения и деления, а также особые случаи умножения и деления. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов, развивать логическое мышление, внимание, память.Оборудование: ПК, карточки для индивидуальной работы, карточки-консультанты для слабых учащихся, памятки. Спасибо за внимание!!