Методическая разработка раздела программы по окружающему миру Мы и наше здоровье(3 класс,УМК Школа России)


Методическая разработка раздела программы по окружающему миру «Мы и наше здоровье» для 3 классаУМК «Школа России» Работу выполнилаучитель начальных классовМБОУ СОШ №12городской округ город ВыксаНижегородской областиЩербатова Светлана НиколаевнаПедагогический стаж-10летГ.Выкса2012-2013 уч. год Содержание 1.Пояснительная записка. 2.Актуальность изучения темы. 3.Принцип отбора содержания. 4.Цели и задачи изучения раздела. 5.Ожидаемые результаты освоения раздела программы. 6.Образовательные технологии. 7.Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности. 8.Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала. 9.Поурочное планирование по теме. 10.Разработка урока. 11.Литература. Пояснительная записка. Данная методическая разработка по курсу «Окружающий мир» посвящается теме «Мы и наше здоровье». В ней раскрываются очень важные вопросы о строении тела человека, о работе всего организма, его здоровье и здоровом образе жизни, правила, помогающие сохранить здоровье на долгие годы. Ведь в жизни человека нет ценности важнее, чем его здоровье .Это самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Здоровье-это та вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. В результате практической и исследовательской деятельности дети находят ответы на вопросы: из каких частей состоит тело человека каково его внутреннее строение что такое витамины от чего мы можем заболеть как соблюдать правила здорового образа жизни Вместе с тем у детей развиваются творческие способности и интерес к предмету, умения работать с дополнительной литературой, находить нужную информацию, развивается речь, мышление, умение применять полученные знания в новой жизненной ситуации. Актуальность изучения темы. Актуальность изучения темы продиктована необходимостью решения проблемы по снижению показателей здоровья. Решать эту проблему нужно через применение здоровье сберегающих технологий на уроках, просвещение детей и их родителей. Содержание данной темы направлено на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие « Здоровый образ жизни». Принцип отбора содержания. Отбор материала в разделе соответствует возрастным особенностям третьеклассниковАктуален;Большое внимание уделено вопросам сохранения здоровья;Материал небольшой по объему и изложен в доступной форме;Развивает любознательность, мышление, интерес, творческий подход к изучению нового материала;Воспитывает в детях стремление вести здоровый образ жизни. Цели и задачи темы. Цель -формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Задачи Обучающие: познакомить учащихся с общим строением организма человека, органами чувств, функциями кожи и ее значением для организма человека, с опорно-двигательной, пищеварительной системой организма, органами кровообращения, дыхания, выделения; с системой закаливания организма. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, речь, память, мышление, внимание. Воспитательные: воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни. Ожидаемые результаты. В результате изучения раздела «Мы и наше здоровье» учащиесядолжны знать: -строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; -правила гигиены; -основы здорового образа жизни.должны уметь: -выполнять правила личной гигиены и безопасности; -оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи Образовательные технологии. Наименование технологий1.Развивающее обучение2. Исследовательское обучение3.Проблемное обучение4.Использование игровых моментов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.5. Здоровье сберегающие технологии6. Личностно- ориентированное обучение Уровни использования Программно- методическое обеспечение, цифровые образовательные ресурсыЭлементы уроков( практические работы, опыты, наблюдения явлений природы)Отдельные уроки окружающего мира, экскурсииИгра- путешествие « Я здоровье берегу, сам себе я помогу»Элементы отдельных уроковНа каждом уроке Методы и формы организации деятельности. На уроках окружающего мира используются следующие методы и формы работы: Беседа Рассказ Объяснение Работа с книгой Дискуссии Практическая работа Самостоятельная работа Проектная деятельность Ролевые игры Экскурсии Утренники Акции по охране природы Наблюдение Исследование Фронтальная работа-управление учебой деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при контроле учителя Индивидуальная работа развивает самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы Работа в группах предполагает взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала. Учебная деятельность должна строится с учетом возрастных особенностей детей и обеспечить их необходимой суммой знаний для последующего развития. Главными мотивами учебной деятельности являются: -познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний); -социальные (ответственность, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); -узколичные (получить хорошую отметку, заслужить похвалу) Речь младшего школьника недостаточно развита, т.к. беден еще словарный запас. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Развитие памяти связано с необходимостью заучивания учебного материала. Активно формируется произвольное внимание, но преобладает еще непроизвольное внимание. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Восприятие также характеризуется непроизвольностью и отличается слабой диффиренцированностью (путают предметы, их свойства). Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. С возрастом первое место занимает слово, дающее простор фантазии. Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 1 Проверочная работа. 38 10 1 Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» 37 9 1 Здоровый образ жизни. 36 8 1 Умей предупреждать болезни. 35 7 1 Дыхание и кровообращение. 34 6 1 Наше питание. Пищеварительная система 33 5 1 Опора тела и движение. 32 4 1 Надежная защита организма. 31 3 1 Органы чувств 30 2 1 Организм человека. 29 1 Количество часов Тема урока № урока в календарно-тематическомпланировании № урока Поурочное планирование по разделу. Хронометраж урока «Здоровый образ жизни» Организационный момент. (2 мин.)Актуализация знаний. Введение в тему.(2 мин.)Проверка домашнего задания. (4 мин.)Постановка темы урока. (2 мин.)Открытие новых знаний. (5 мин.)Работа по теме урока. (6 мин.)Физкультминутка. (1 мин.)Закрепление изученного. (5 мин.)Вторичное закрепление. (5 мин.)Диагностика. (3 мин.)Рефлексия. (3 мин.)Итог урока. (1 мин.)Домашнее задание. (1 мин.) Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Дети должны укреплять свое здоровье с детства, закалять себя, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся моего класса. В целях пропаганды здорового образа жизни я провела в своем классе КВН «Мы и наше здоровье», а также Неделю здоровья, в течении которой мы узнали, что значит вести здоровый образ жизни, как выполнять правила рационального питания, закаливания, как предупреждать болезни, для чего нужно заниматься спортом, как укрепить свое здоровье. Результаты работы по пропаганде здорового образа жизни 1.Количество заболевших детей (3 четверть), %2. Количество детей, питающихся в школьной столовой, %3.Количество детей, имеющих проблемы с зубами, %4.Количество детей, занимающихся в спортивных секциях, %3 «Г» класс - классный руководитель Щербатова Светлана Николаевна3 «Б» класс - контрольный класс Мы за здоровый образ жизни!В здоровом теле – здоровый дух! Спасибо за внимание!