Методическая разработка раздела рабочей программы Биологически активные органические соединения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №190»












Методическая разработка
раздела рабочей программы:

«Биологически активные органические соединения».









Выполнила:
Учитель химии
Звездова Ирина Анатольевна










г. Нижний Новгород
2015 год
Введение.
Каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Точнее, даже не сталкивается, а постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами последний неуклонно увеличивается вследствие уплотнения учебного материала, сокращения числа часов, отводимых на изучение химии, и усложнения задач обучения, призванного обеспечивать разностороннее развивающее воздействие на личность учащегося.
Для решения этого постоянно усиливающегося противоречия важно, с одной стороны убедительно раскрыть перед учеником значимость образования, необходимость личной заинтересованности в нем и перспективности самодвижения в его приобретении. С другой стороны – интенсифицировать осуществляемый в школе учебно-воспитательный процесс. Первого можно достигнуть в том случае, если обучение будет построено так, что ученик захочет и сможет осознать себя субъектом учения, то есть таким участником УВП, который понимает и принимает его цели, владеет способами их достижения и стремится к решению спектра этих способов. Таким образом, ведущими условиями превращения учащегося в субъекта учения (в рамках предметного обучения химии) является его компетентность в содержании рассматриваемых учебных вопросов и способах овладения им и ориентация на достижение целостных знаний по предмету.
Разумеется, именно целостность знаний исходна и выступает основой компетентности. Однако для школьных условий очень важно, чтобы учащийся мог ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса предметного обучения. В этом кроется существенный резерв и условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Как это возможно? За счет постоянной опоры на внутренние связи, межпредметную интеграцию и привлечение личностного жизненного опыта учащегося к процессу формирования знаний.
Содержание учебного предмета «химия» позволяет «выстраивать» новый учебный материал в контекст ранее усвоенного. Внутри- и межпредметная актуализация этого ранее усвоенного в преподавании и служит основой превращения учеников в компетентных субъектов деятельности – таких участников учебно-познавательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи, видеть их взаимосвязь и находить под руководством учителя их решение.

Пояснительная записка.
Обучение учащихся предмету «химия» осуществляется по программе Габриеляна О.С. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений».
Данная программа построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Основное содержание курса химии 10 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
В 10 классе программа рассчитана на 34 часа:1 час в неделю.
Раздел образовательной программы «Биологически активные органические соединения».
Место раздела в курсе химии 10 класса.
№ темы
Название темы
Количество часов


Введение
1

1
Теория строения органических соединений
2

2
Углеводороды и их природные источники
8

3
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
9

4
Практикум № 1. Идентификация органических соединений
1

5
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
6

6
Биологически активные органические соединения
4

7
Искусственные и синтетические полимеры
2

8
Практикум № 2. Распознавание пластмасс и волокон
1


Итого:
68


Тема 5. Биологически активные органические соединения (4 ч)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Демонстрации. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Цели и задачи раздела.

Общеобразовательные
Показать роль ферментов в функционировании живых организмов, а также в промышленности, медицине и повседневной жизни человека.
Сравнить ферменты и неорганические катализаторы
Сформировать общее представление о витаминах, познакомить с их классификацией ,представителями и значением
Дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо – и жирорастворимых витаминов
Развивающие
Развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности и навыки сравнительного анализа;
Развивать у учащихся познавательную активность, творческие силы и способности;
Развивать речь, память, внимание, воображение;
Развивать аккуратность, трудолюбие, умение работать самостоятельно и в группах;
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные
Воспитание ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности;
Воспитание активности, желания доводить начатую работу до конца;
Повысить интерес к знаниям, культуру умственного труда;
Содействовать побуждению интереса к химии.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Период начального освоения учебного предмета химии приходится на 13-15 лет, когда учащиеся пребывают в «кризисном», или так называемом «посткризисном» периоде, наступающем после «кризиса 13 лет». Суть последнего психологи видят в глубоком изменении всех процессов психологического развития, ломке и перестройке прежних отношений к миру и к себе, развитии процессов самосознания и самоопределения. По данным исследователей и практиков, учителя и родители испытывают наибольшие трудности именно с подростками посткризисного возраста, характеризующегося наличием у учащихся множества внутренних, личных проблем. Поэтому каждому учителю важно знать и учитывать возрастную динамику развития мотивов и содержания общения подростков, а также выводы психологов о сильных сторонах личностных особенностей подростков. В числе их следует выделить «появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами», то есть потребности в самовыражении и самоутверждении.

Возрастная динамика развития мотивов и содержания общения учащихся.
Возраст учащихся
10,5-11 лет 12,5-13 лет 14-15 лет

Класс средней школы
5 6 7 8 9

Психологическая характеристика возрастных периодов

Приоритетная сфера общения учащихся

Доминирующий мотив общения учащихся


Преимущественное содержание общения

Выявленные тенденции развития взаимоотношений взрослых и подростков





«Кризис 13 лет» Наиболее сложный в поведении «посткризисный» период
(период созидания новых психических образований)


Наиболее важная сфера общения – ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Усиление процесса САМОСОЗНАНИЯ себя как ЛИЧНОСТИ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
СТЕПЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПОДРОСТКА ВЗРОСЛЫМИ









Всю систему общения, преследующего цели обучения, развития и воспитания обучающегося в предметном обучении химии следует рассматривать как специально организуемую деятельность, сочетающуюся с обычным межличностным общением. На уроке деловой и личностный планы общения постоянно переплетаются. Их взаимосвязь составляет основу сотрудничества учителя и учеников. В деловом плане огромное значение имеет его исходная проблемность, опора на внутри- и межпредметные связи, использование жизненного опыта учащихся. В основе личностного общения лежат готовность к контактам, доверительность, заинтересованность «во второй стороне», стремление к осуществлению его «на равных» между учителем и учащимся. Таким образом, именно через личностный план общения на уроке реализуется учет возрастных психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к разноплановым контактам со взрослыми, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к собственному самоутверждению и т. д.
Личностный план общения ориентирует учителя на поддержку ученика в его учебной деятельности, на развитие в нем уверенности в собственных силах, формирование адекватной самооценки. В основе личностного плана общения учителя и учащихся на любом этапе учебно-воспитательного процесса лежат следующие подходы:
1. Транслирование учителем в класс собственной расположенности, дружественности к учащимся.
2. Проявление понимания внутренней настроенности учащихся, учет ее, передача учащимся этого понимания.
3. Преодоление стереотипных негативных установок на отдельных учащихся.
4. Сокращение числа запрещающих и расширение позитивно-организационных педагогических требований (В.А. Кан-Калик, Л.И.Рувинский).
Сфера общения теснейшим образом связана со сферой эмоций. Адаптационно-развивающее общение должно быть ориентировано на обеспечение эмоциональной комфортности его участников. Эмоциональные реакции человека характеризуются целесообразностью. Физиолог А.А.Ухтомский писал о том, что субъективные показатели объективны для того, кто умеет их расшифровывать и понимать. Поэтому очевидна необходимость учета учителем субъективных эмоциональных проявлений учащихся. Такой учет является важным компонентом как делового, так и межличностного планов педагогического общения.

ОБЩЕНИЕ В СОСТАВЕ УВП

Схема осуществления общения
Учитель Ученик
S S
Обратная связь


План общения
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗУЕМОЕ

ДЕЛОВОЕ ЛИЧНОСТНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО



Улучшение эмоциональной сферы, обеспечение комфортности

Адаптация каждого ученика в реальном УВП

Повышение уровня продуктивности взаимодействия учителя и учащегося

Повышение эффективности учебно-воспитательной работы.

Схема отражает субъект – субъектные отношения учителя и учащегося. Учитель создает условия, обеспечивающие включение учащихся в деятельность учения. В процессе этой деятельности учащиеся, осознающие себя ответственными субъектами собственной целенаправленной работы, развиваются, обучаются, воспитываются, осознают необходимость саморазвития и самодвижения. Субъект – субъектные отношения реализуют развивающий подход и соответствуют развивающему типу обучения. Такие отношения учителя и учащегося обеспечивают организацию разноплановой и разноуровневой (репродуктивной, репродуктивно-продуктивной и продуктивной) деятельности учащихся. В то же время специфика содержания учебного предмета определяет большую значимость репродуктивной и репродуктивно-продуктивной деятельности. Это связано с тем, что непременным условием эффективного усвоения предметного содержания является прочное овладение учащимися рядом базовых химических знаний и умений.


Система принципов развивающего обучения химии.

1. Принципы построения содержания обучения:
1.1. соотнесенность содержания с общечеловеческими критериями;
1.2. двойственность обусловленности содержания обучения (научности и доступности учебного материала);
1.3. единство раскрытия знаний в теоретическом, методологическом, прикладном и описательном (язык науки) аспектах;
1.4. внутри- и межпредметная интеграция.
2. Принципы организации процесса обучения:
2.1. приоритетность результатов обратной связи для коррекции содержания УВП;
2.2. ориентация УВП на формирование и развитие разноуровневой и разнохарактерной учебной деятельности;
2.3. обеспечение мотивированности, осознанности и действенности учения;
2.4. поэтапность формирования знаний и действий.
3. Принципы обеспечения самодвижения учащегося в качестве субъекта учения:
3.1. ориентация на сотрудничество учителя и учащихся;
3.2. ориентация на самодвижение ученика и развитие адекватной самооценки;
3.3. усиление ответственности учащихся за самоорганизацию и результаты учебной деятельности;
3.4. комфортность участников УВП.

Обоснование использования в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

При изучении данного раздела используются современные развивающие образовательные технологии:
Проектная деятельность.
Проблемное обучение (элементы).
Информационно-коммуникационные технологии.
Технологию организации адаптационно-развивающих диалогов.

Применение современных образовательных технологий позволяет добиваться успешных результатов обучения и воспитания школьников, становящихся личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением
Проектная деятельность. Главным результатом проектных игр является формирование у учащихся умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, подросток становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы учащихся представляют собой один из способов контроля их знаний.

В рамках развивающего обучения использует элементы проблемного обучения учащихся. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Использование компьютерных технологий осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ;
просмотр видеоматериалов.
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
создание текстовых работ;
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся, содействует побуждению интереса к химии.
С помощью компьютерных технологий в процессе обучения решаются следующие задачи:
усиление интенсивности урока
повышение мотивации учащихся,
мониторинг их достижений
ИКТ технологии используются на любом этапе урока:
Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Как информационно-обучающее пособие
Для контроля учащихся.

Технология организации адаптационно-развивающих диалогов - комплекс приемов развития у учащихся коммуникативных умений, формирования и отработки предметных знаний и навыков, опыта разноуровневого применения знаний, воспитания мотивации учения и адекватной самооценки.
Содержание учебного предмета «химия» позволяет «встраивать» новый учебный материал в контекст ранее усвоенного. Внутри- и межпредметная актуализация этого ранее усвоенного в преподавании и служит основой превращения учеников в компетентных субъектов деятельности – таких участников учебно-познавательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи, видеть их взаимосвязь и находить под руководством учителя их решение.
При изучении химии необходимым условием компетентности является овладение учеником основными законами и понятиями химии, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения школьного курса. Это очень большой пласт учебного материала, усвоение которого вызывает у учащихся немалые трудности. Для преодоления некоторых из них используется технология работы с малым химическим тренажером (МХТ), эффективно содействующая интенсификации деятельности учителя и учащихся.
Комплект дидактических материалов (МХТ) состоит из 16 карточек матричного характера, представляющих блоки из 4-6 вариантов однотипных основ для разнообразных устных и письменных заданий.
Использование МХТ содействует выработке и развитию всех важнейших предметных умений и вносит значительный вклад в развитие общеучебных навыков.

Методы организации педагогического общения.

Методические приемы при субъект (учитель) –объектном (учащийся) общении:
1. Опрос по перечням определений.
2. Отработка содержания понятий на основе символико-графического моделирования объектов.
3. Отработка содержания конкретных единичных понятий и их групп, а также предметных умений по материализованной основе – тренажерным карточкам и т.п.
4. Отработка навыков осуществления лабораторного эксперимента и фиксирование его результатов.

Методические приемы при субъект (учитель) – субъектном (учащийся) общении:
1. Фронтальный диалог, направленный на посильное участие каждого учащегося:
- актуализация знаний с целью подготовки к изучению нового;
- выявление учащимися проблемной ситуации;
- формулирование проблемы и ее разрешение;
- внутри- и межпредметная интеграция интеграция знаний учащихся;
- обсуждение способов решения познавательных задач;
- анализ наблюдений, выполненных по ходу химического эксперимента;
- анализ содержания различных средств наглядности;
- моделирование изучаемых объектов;
- материализация выполненных умственных действий средствами символики и графики.
2. Диалог в малых группах:
- обсуждение проблем;
- подготовка представления изучаемых объектов, сообщений вопросов;
- отработка, закрепление и применение пройденного.

Формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках при изучении раздела «Биологически активные органические соединения»


п/п
Тема урока
Кол-во часов
Вид урока
Форма работы
Метод
и приемы обучения

1
Ферменты

1
1) урок изучения нового материала

1)лекция с элементами беседы
2)индивидуаль-ная
Фронтальный диалог,
элементы проблемного изложения, наглядный,
использование ИКТ

2
Витамины
1
Урок изучения нового материала
1) лекция с элементами беседы
2)коллективная
Словесный,
наглядный фронтальный диалог, использование ИКТ

3
Гормоны
1
Урок изучения нового материала
1)фронтальная
2)коллективная
Словесный,
наглядный (демонстрация опытов), фронтальный диалог

4
Лекарства
1
Урок изучения нового материала
1) групповая (работа в парах)
2)фронтальная
Словесный,
наглядный (демонстрация опытов), фронтальный диалог


Преимущества различных способов организации учебной деятельности.


Форма работы
Особенности
Преимущества

Индивидуальная
Выполнение учеником задания на уровне его возможностей без взаимодействия с другими учениками.
Позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, дает высокие результаты усвоения материала при условии регулярного общения «учитель-ученик».

Фронтальная
Одновременное выполнение учениками одного и того же задания под руководством учителя.
Дает возможность охватить значительный объем материала, результаты работы учеников предсказуемы.

Коллективная
Предусматривает общение и взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Формирование атмосферы сотрудничества и заинтересованности, наличие обратной связи с учениками, развитие коммуникативных способностей учеников, высокий уровень усвоения.

Дифференцировано-групповая
Работа в группах от 2-х человек и более. Группы выполняют разные по сложности задания, в соответствии с учебными возможностями учеников.
Расширение познавательных способностей учеников, формирование навыков самостоятельной работы, формирование устойчивых умений и навыков.


Система деятельности:
Познавательная деятельность:

Овладение новыми знаниями и умениями;
Осмысление новых знаний и умений;
Систематизация и обобщение.
Преобразующая деятельность:
Выбор последовательности действий при составлении уравнений химических реакций;
Выбор последовательности действий при решении задач;
Практическая работа.
Общеучебная деятельность:
Поиск информации;
Навыки общения (диалог с учителем);
Методы взаимообучения (работа в группах);
Самоорганизующая деятельность:
Самоконтроль;
Саморегуляция.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Диагностируемые цели:

Ученик знает:
- химические понятия: ферменты, витамины ,авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, гормоны;
-особенности действия ферментов: селективность, эффективность, зависимость действия ферментов от температуры и РН среды раствора;
- области применения ферментов в быту и промышленности;
- значение витаминов для жизнедеятельности организма;
- определение понятий гормоны, лекарственные средства, антибиотики, анальгетики, антисептики;
-представителей гормонов (инсулин и адреналин),и лекарственных средств (аспирин, антибиотики ,наркотические вещества);
-меры профилактики сахарного диабета;
-последствия приема наркотических препаратов.

Ученик умеет:
-использовать в повседневной жизни знания о ферментах и витаминах;
-характеризовать значение гормонов для жизнедеятельности живого организма;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с лекарственными средствами;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

Урок: «Ферменты».

Цель: обобщить знания обучающихся об этом классе биологически активных веществ как о биокатализаторах. Сравнить особенности ферментов и неорганических катализаторов. Показать роль ферментов в функционировании живых организмов, а также в промышленности, медицине и повседневной жизни человека.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация урока
Вид урока: изучение нового материала, усвоение навыков и умений.
Формы организации работы учащихся на уроке: лекция с элементами беседы, индивидуальная.
Методы и приемы: Фронтальный диалог, элементы проблемного изложения, наглядный, использование ИКТ.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
План (хронометраж):
Актуализация знаний учащихся. 3 мин.
Изучение новой темы. 12 мин.
1.Определение
2.Строение ферментов
3.Номенклатура ферментов
4.Свойства ферментов
5.Роль ферментов в жизнедеятельности организмов
6.Особенности ферментов
7.Применение ферментов
8.Проверь себя-тест
Закрепление изученного материала. 5 мин.
тесты.
4. Домашнее задание. 1мин.

Ход урока:
I. Этап «Вхождение в контакт»
Действия учителя: приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку, инструктаж по работе с листом самооценки.
Действия обучающихся: приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места; организация внимания; Уточнение критериев оценки.
II. Этап «Актуализация знаний и умений»
Тема нашего сегодняшнего урока называется «Ферменты» Слайд №2
III. Этап «Изучение нового материала»
Действия учителя:учитель просит дать определение ферментов –определение и обратить внимание на последнюю характеристику ферментов, приведенную в определении.-проверка Слайд №3
Каков механизм действия ферментов? Проверка Слайд №4Строение ферментов
Слайд №5 номенклатура ферментов
Действия учителя: Предлагает обсудить вопрос: Какие свойства проявляют ферменты?
И для этого изучить материал учебника с137-138. . Организует деятельность учащихся по усвоению свойств.
Действия обучающихся: Работают с текстом учебника. Записывают в тетрадях свойства. Проверка на экране. Слайд №6,7,8,9 Свойства ферментов
Слайд №10 Роль ферментов в жизнедеятельности организмов
Действия обучающихся: Находят в тексте информацию и записывают понятия в рабочую тетрадь-.обсуждают схему
Слайд №11,12 Особенности ферментов
Слайд №13 Применение
Действия обучающихся: Находят в тексте информацию таб.7 и записывают понятия в рабочую тетрадь-.обсуждают информацию
I V Рефлексивно – оценочный этап
Действия учителя: Организует контроль усвоения новых понятий: предлагает, выполнить задание: (тест)
Действия обучающихся: выполняют упражнения. Анализируют ответы одноклассников. Проверяют ответы на экране. Слайд №14-35
Коллективная работа по презентации - проверь свои знания- тест
1.(3 балла). Класс соединений, к которому относятся ферменты:
А. Белки
Б. Жиры
В. Углеводы.
Г. Нуклеиновые кислоты.

2.(3 балла). Вещества, подвергающиеся в организме ферментативному разложению:
А. Аминокислоты
Б. Углеводороды.
В. Углеводы.
Г. Высшие (жирные) кислоты.
3.(3 балла). Продуктами гидролиза белков являются:
А. Глюкоза.
Б. Аминокислоты.
В. Глицерин и жирные кислоты.
Г. Нуклеотиды.
4. (3 балла). Температура, при которой ферменты в организме человека наиболее эффективны:
А. 10 °С.
Б. 30 °С.
В. 37 °С.
Г. 40 °С.
5.(3 балла). Селективностью (избирательностью) действия ферментов называется:
А. Способность фермента ускорять одну или группу однотипных реакций.
Б. Способность фермента ускорять любые реакции.
В. Способность фермента замедлять любые реакции.
Г. Способность фермента замедлять одну или группу однотипных реакций.
6.(3 балла). Значение рН желудочного сока, при котором фермент пепсин наиболее активен:
А. 1,52,0.
Б. 3,04,0.
В. 5,06,0.
Г. 7,08,0.
7.(3 балла). Фермент, добавляемый к зубным пастам для удаления зубного налета:
А. Амилаза.
Б. Пепсин.
В. Каталаза.
Г. Фицин
8.(3 балла). Фермент трипсин расщепляет:
А. Углеводы.
Б. Белки.
В. Жиры.
Г. Нуклеиновые кислоты.

9.(3 балла). Высокая эффективность ферментов объясняется:
А. Быстрым восстановлением их молекул в процессе работы.
Б. Многообразием ферментов.
В. Высокой активностью молекул ферментов.
Г. Все предыдущие ответы верны.
10.(3 балла). Отдел желудка жвачных животных, в котором вырабатывается фермент реннин, используемый в сыроделии:
А. Сетка.
Б. Книжка.
В. Сычуг.
Г. Рубец.

5. Домашнее задание: Слайд №36
§ 19 учебника. Ответить на вопросы и выполнить задания после текста § 19 учебника.Подготовить презентацию «Витамины» 10-12 слайдов.

Заключение.

Использование в предметном обучении развивающих технологий и прочих приемов, перечисленных в качестве средств реализации субъект-субъектной схемы взаимодействия учителя и учащихся, в значительной степени технологично, поскольку конкретные задачи обучения решаются на основе отработанных алгоритмов деятельности. Последние выступают в качестве условий, обеспечивающих активное включение учащихся в процесс учения, практически в качестве субъектов репродуктивной и продуктивной деятельности, осуществляющих самоконтроль и самокоррекцию собственных знаний и умений. Таким образом, освоение алгоритмов деятельности в условиях формирующего подхода, реализующего основные принципы технологизации обучения, в предметном обучении химии является надежной основой для преобразования учащегося в субъекта учения и создает возможность организации в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектных отношений учителя и учащихся, обеспечивая тем самым достижение развивающего воздействия на личность ученика.
Учебно-методический комплекс:
Учебник  и методические пособия. Учебник  и методические пособия. 
1. О.С .Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 7-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2010  2. О.С.Габриелян .Химия 10 класс базовый уровень учебник:  рекомендовано Министерством образования и науки РФ 5-е издание,стереотипное – М.: Дрофа, 2009 3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Методическое пособие. Базовый уровень Химия. 10 класс: .– М.: Дрофа, 2008.  Дополнительная литература 1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 10класс: Методическое пособие.– М.: Дрофа, 2003
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Методическое пособие химию 10 класс: Дидактические материалы. М.: Дрофа,2001.
3.Химия.Контрольные и проверочные работы 10 класс; к учебнику О.С. Габриеляна .– М.: Дрофа, 2011. 
4. А. И.Буш. Внеклассная работа по химии 10 класс – Издательство-торговый дом «Корифей» Волгоград, 2007 Дополнительная литература для учащихся
1. С.В.Бочарова Занимательные материалы по химии 10 класс – Издательство-торговый дом «Корифей» Волгоград, 2007
2. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2005. 3.Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с. 15.ЕГЭ-2008:
4. ЕГЭ Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
5.О.С.Габриелян Химия рабочая тетрадь 10 класс. «Дрофа», 2007. 
Медиатека  1.CD– диск. Уроки химии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа10-11 класс, 2005.  2. CD– диск. Репетитор ЕГЭ по химии Кирилла и Мефодия ,2008
3.Интерактивные дидактические материалы 10 класс «Органическая химия». Методическое пособие с электронным интерактивным приложением-М. «Планета»,2012
4.Компьютерные презентации
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет ресурсов:  Alhimik 
www.alhimik.ru .Конспекты по химии для школьников  www.chemistry.r2.ru,
www.khimia.h1.ru Химия для всех  ,www.informika.ru Химия для Вас 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Химия. Образовательный сайт для школьников  www.hemi.wallst.ru 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сеть творческих учителей[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Интернет-сообщество учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Википедия, свободная энциклопедия
Презентации по разделу:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Данные презентации раздела образовательной программы:

«Биологически активные органические соединения»
представлены на персональном сайте учителя Звездовой Ирины Анатольевна

Ссылка на сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 141815



Желание быть среди сверстников

Желание занять определенное место в коллективе

Вопросы учения, поведения

Проблемы индивидуальности, вопросы личностного общения

Стремление к автономии в коллективе, поиск признания ценности собственной личности

Позитивный элемент: развитие способности к эмпатии по отношению к взрослым

Повышенная конфликтность общения подростков и взрослых

Не удовлетворяется

Усиление потребности подростков в личностном общении со взрослыми на равных




·Рисунок 1ђ Заголовок 215