Статья с разработкой урока Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы


Досходжаева Д.Ж
Учитель русского языка и литературы
ШГ имени Абая с ДМЦ
Алматинской области
Жамбылского района
Использование ИКТ на уроках русского языка
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям;
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем.
Предлагаем работу по следующим направлениям:
1. Работа с программами MS Office (Word, Power Point).
2. Создание презентаций к урокам.
3. Работа с ресурсами Интернет.
4. Работа с интерактивной доской.
5. Использование готовых обучающих программ.
В работе возможно использование готовых программных продуктов
Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, тренажеры, презентации учебного материала, разработанные для уроков.
Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
· увеличивает объем использования наглядности на уроке;
· экономит время учителя при подготовке к уроку.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
· психологически облегчает процесс усвоения;
· возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор учащихся;
· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Также к положительному эффекту приводит работа с различными обучающими программами.
Работа с интерактивной доской раскрывает дополнительные возможности: показ презентаций на большом экране, возможность ученикам самим создавать флипчарты с использованием её различных средств, возможностей и т.д.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.
При объяснении нового материала на уроке мы готовы использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - комментируется информация, появляющаяся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
В качестве примера прилагается открытый урок по русскому языку в 6 экспериментальном классе.
Тема урока: Имя прилагательное. (Заключительный урок)
Цель урока: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные.
Задачи: на основе знаний двух языков (английского и русского) отработать умение правильного использования в речи имен прилагательных; определить роль имен прилагательных в речи;
определить синтаксическую функцию имен прилагательных в предложении; развить у детей эстетический вкус и интерес к изучению языков.
Вид: урок формирования коммуникативно-деятельных умений и навыков.
Тип: урок-творчество.
Оформление: выставка детских рисунков и творческих работ, музыкальное
сопровождение.
Техническое оснащение: компьютер, магнитофон, интерактивная доска, магнитная доска.
Используемые медиаматериалы: презентация РоwerPoint со слайдами творческих работ (стихотворений ) учащихся, слайды с видами зимней природы и опорной лексикой для написания сочинения-миниатюры, звукозапись произведения И.С.Баха “Мелодия на струне соль”
Приложения: презентация, таблица со стихотворением Г.Грина на английском языке и его переводом, творческие работы – стихотворения детей на тему “Здравствуй, Зимушка-Зима!”, слайды-открытки с видами зимней природы и опорной лексикой для написания сочинения-миниатюры.
ХОД УРОКА
1. Учитель формулирует тему.
Вступительное слово учителя по русскому языку:
-Ребята, сегодня у нас урок творчества. Все ученики сегодня разделены на две творческие группы. Мы будем закреплять тему “Имя прилагательное”, отрабатывать умение правильного использования прилагательных в речи. Определим их синтаксическую функцию, повторим их морфологические признаки.
(На интерактивной доске записаны число и тема урока на русском и английском языках)
- Запишите число и тему урока.
2. Творческая разминка. Учитель русского языка:
- Сейчас вы послушаете стихотворение на английском языке, которое прочитают ваши одноклассники. Ваша задача - определить, о каком времени года рассказывается в этом стихотворении. (Ученик читает стихотворение на английском языке)
Вопрос учителя:
- О каком времени года здесь идет речь?
- А теперь послушайте творческий перевод этого стихотворения на русский язык.
(Читает ученица)
(Текст стихотворения на английском и русском языке помещен на интерактивную доску в виде слайда)
Falling Snow
See the pretty snowflakes,
Falling from the sky;
On the walls and house- tops
Soft and thick they lie;
On the window-ledges,
On the branches bare,
See how fast they gather,
Filling all the air.Look into the garden,
Where the grass was green.Covered by the snowflakes,
Not a blade is seen.
Now the bare black bushes
All look soft and white.
Every twig is laden
What a pretty sight!
Graham Green
Падающий снег
Посмотри на прелестных снежинок полет!
На чернеющих ветках пушистый налет.
Свежий воздух собой заполняя,
Стены, крыши домов заметая,
В зимнем танце снежинки кружат,
С неба падают, быстро летят.
Где густая трава зеленела в саду,
Одиноко чернели кусты на виду,
Все теперь утопает в глубоком снегу.
И поверить глазам я своим не могу.
Что за дивный волнующий вид!
Пышным облаком сад весь накрыт
Литературный перевод А.Рогозиной
Учитель: Скажите, слова какой части речи помогают сделать текст этого стихотворения таким эмоциональным и красочным?
3. Выборочная работа.
Учитель: Выпишите из этого текста прилагательные. Первая группа – из русского текста, вторая группа – из английского. Подчеркнутые слова прилагательными не являются. (Дети находят и зачитывают прилагательные)
4. Вопросы учителя.
- На какие вопросы отвечают прилагательные?
- Что обозначает прилагательное?
- Как изменяются прилагательные?
- К какой части речи относятся прилагательные?
- Как правильно написать окончание прилагательного?
- Каким художественным средством является прилагательное в переносном значении? (ответ: эпитетом)
- Придумайте несколько эпитетов с такими прилагательными на тему “зима”.
5. Определение синтаксической функции прилагательного.
- Какова синтаксическая функция прилагательного (каким членом предложения оно является?)
- Запишите два предложения:
(с полным прилагательным) Вдали виднелся зимний лес.
(с кратким прилагательным) Красив лес в зимнем уборе.
6. Учитель английского языка:
- Какие прилагательные Вы нашли в тексте?
(Дети называют прилагательные по-английски и с переводом)
- А как вы их нашли?
(По значению и по вопросу: какой?)
- А что обозначают прилагательные? (Признак предмета)
- Приведите примеры. (Дети приводят примеры)
- Запомните: в английском языке имя прилагательное не изменяется по родам и числам.
- Давайте определим с Вами синтаксическую функцию прилагательного (каким членом предложения оно является)? (Ответы учеников)
- Запишите два предложения
It is a cold day.
It is cold today.
- Обратите внимание на то, что в английском языке, как и в русском, прилагательные могут быть не только определениями, но и сказуемыми после глагола-связки to be.
7. Работа с лексикой (на интерактивной доске). Учитель английского языка говорит:
- Составьте словосочетания с написанными на доске существительными (на английском языке с опорной лексикой).
Match the adjectives and the nouns and write word combinations:
ADJECTIVES
Frosty, bare, blue, cold, white, pretty, strong, deep
NOUNS
… days, … snowflakes, ... snow, … drifts, …. sky,
… trees, … wind, … weather.
Задание: подобрать прилагательные к данным существительным в нужной форме.
В … лесу, … небо, на … елях и … берёзах,
… снегом, … снежинки, в … сугробах, на … тропинках
Работа у доски. Учащиеся вставляют нужные прилагательные.
8. Проверка домашнего задания. Дети читают стихи о зиме, которые сочинили дома. (Литературная композиция из стихотворений, написанных детьми – презентация, см. приложение 1)
9. Просмотр слайдов с зимней природой под музыку.
Учитель: А сейчас мы с вами совершим виртуальную прогулку по зимнему лесу, посмотрим на зимние пейзажи, послушаем музыку И.С. Баха “Мелодия на струне соль” и представим, что мы вдыхаем морозных воздух, любуемся искрящимся снегом.
10. Написание творческой работы (сочинения-миниатюры) на тему “Природа зимнего леса”
Учитель: Ребята, вы должны написать небольшую творческую работу на тему “Природа зимнего леса”, используя те знания и навыки, которые вы получили на нашем уроке.
Первая группа пишет на русском языке, вторая – на английском
11. Чтение творческих работ на русском и английском языках.
12. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Используемая литература:1. Послание Президента народу Казахстана 2012 год2. Жаналина Л.К., Шаймерденова Н.Г Русский язык , 6 класс для 12 летней школы с казахским языком обучения. (пробный вариант).