Русский язык в современном мире


Краткосрочный план
по русскому языку в10 классе на тему: «Русский язык в современном мире»
подготовила учитель русского языка и литературы
средней школы№122 Жалагашского района
Кызылординской области Алиева С.К.

Предмет: Русский язык.
Учитель Алиева С.
Класс 10
Дата 01.09.2015г.
Тема: Русский язык в современном мире.
Цель урока: Понятие о термине «многоязычие»
Создать условия для групповой работы учащихся
Задачи: Повторение синтаксиса, составление кластера и заполнение таблицы «ЗХУ»
Результат обучения Умение использовать данную информацию.
Уметь составлять кластер, писать пятиминутное эссе.
Уметь работать в группах.Умение вести диалог.Знать постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Ключевые понятия: функции языка, роль языка в современном мире, постановка тире, полиглот.
Ресурсы: Ноутбук,
мультимедиапро-ектор, конструктивная таблица «знаю-узнал-хочу узнать» на доске, плакаты, маркеры, карточки с разноуровневым тестом, сообщения учащихся
Время Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
3 мин Организационный момент. Психологический настрой через музыкальное приветствие (показ слайдов ко Дню знаний с музыкальным сопровождением).
Мотивационный этап. Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрите, улыбнитесь,
И тихонечко садитесь. 1 мин. Ознакомление с учебником «Русский язык», целями и задачами учебного процесса по русскому языку в 10 классе. Учитель знакомит с целями и задачами курса русского языка в 10 классе, комментирует условные обозначения в учебнике.
1 мин. Работа в группах. Правила работы в группе написаны на слайде, на флипчарте.
(Слайд № 1)
Распределение ролей для работы в группе:
Мы с вами знаем, как работать в группе. Есть правила работы в группе. Только нужно соблюдать эти правила.
Руководитель группы (следит за тем, чтобы высказался каждый, за темой обсуждения, за порядком в группе)
Спикер (внимательно слушает каждого и высказывает свое мнение)
Оценщик ( оценивает работу каждого участника в своей группе)
Дизайнер (художник-оформитель)
Таймер (следит за временем работы в группе)  Повторяют правила работы в группе.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
1. Говорить по –очереди, не перебивая друг друга.
2. Когда скажешь свое мнение, предложение, спроси остальных: «Вы согласны?»
3. Если то, что говорят, не совсем понятно, обязательно переспроси.
4. Высказывается обязательно каждый.
5. Уважать мнение каждого.
6. Выполнять задания вовремя. 
2 мин Заполнение таблицы «ЗХУ» Предлагает ученикам ответить на вопрос, что они знают о роли языка вообще в жизни человека и заполнить таблицу ЗХУ. Примерные ответы учеников:
Язык нужен для общения с людьми, для выражения своих мыслей и чувств, знание нескольких языков даёт возможность знания жизни и культуры других народов, расширяет кругозор, но, возможно, не знают и хотят узнать, какие языки являются международными . 8мин Ознакомление с текстами в упр. 1и3, выполнение заданий группами. Прочитайте тексты, определите в них основную мысль, выписать из текстов словосочетания на разные способы связи слов в них.
1-группа составляет кластер, 2-группа-синквейн. Группы выполняют свои задания: 1-я группа по тексту в упр.1; 2-я группа-по тексту в упр.2
3мин. «Проверь себя!» Учитель предлагает ознакомиться с орфографическим правилом в таблице на стр.6 и по данным примерам прокомментировать случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.(Дважды два-четыре. Мой брат-боксёр. Любить Родину-всю себя посвятить служению ей,её процветанию. Главное дело -дать своевременно отпор врагу. Заботиться о старых родителях- это обязанность каждого человека. ) Ученики по желанию читают на слайдах предложения и рассказывают правила постановки тире между подлежащим и сказуемымм10 мин Выполнение разноуровневых заданий. 1-й уровень:упр.5 (списать,расставляя знаки препинания,объяснить правописание личных окончаний глаголов 2 лица ед.ч.); 2- уровень:упр.8 (списать,выделить грамматическую основу предложений,выделить окончания существительного язык, указать их падеж);3-й уровень:передать основную мысль стихотворения «Төрт ана» на русском языке. Выполняют разноуровневые задания.
.
2 мин Просмотр фрагментов из видео «Урок мира». Учитель сообщает ученикам, что в этом новом учебном году День знания посвящён теме «Мир и процветание» и предлагает посмотреть видео.
Ученики внимательно смотрят видеофильм.
5-7 мин «Пятиминутное эссе» Учитель предлагает написать эссе на тему «Мир в моём понимании» Под музыку видеоклипа пишут эссе.
2 мин .ФизминуткаПредлагает под музыку сделать разминку. Делают физзарядку.
3 мин Составление диалога. Используя полученные знания о языке, парами составьте диалог. Работают в парах над составлением диалога.
1 мин. Рефлексия «Светофор» и самооценка уч-ся Учитель предлагает на стикерах написать рефлексию:
Красный- «Мне на уроке всё было понятно, и я с удовольствием помог(ла) друзьям»;
жёлтый: «Мне было интересно на уроке, но я затруднялся (ась) в некоторых вопросах ,и мне помогли друзья»;
зелёный: «Мне многое было непонятно, и товарищи постоянно оказывали помощь в выполнении всех заданий». Пишут на стикерах рефлексию и сами оценивают свою работу на уроке.
1 мин.
Задание на дом:
Упр.6, для сильных учеников-перевод текста на русский язык (стр.8 под звёздочкой)
Учитель объясняет ход выполнения д/з. Ученики записывают в дневниках.