Исследовательская работа по русскому языку «Влияние СМС на устную и письменную речь учащихся».


Исследовательская работа по русскому языку «Влияние СМС на устную и письменную речь учащихся».
Введение.
Цель работы – выявить влияние мобильного языка на устную и письменную речь учащихся средней школы № 130.
Актуальность.
За последние годы мобильный устройства прочно вошли в нашу жизнь, а вместе с ними язык, который употребляют пользователи сотовых устройств в разговорах между собой. Причем пользователи используют смс-язык, не только обмениваясь популярными текстовыми сообщениями, но и при обычных звонках друг другу. Как выяснили ученые, наша речь меняется незаметным образом, как только мы начинаем говорить по мобильнику с кем-либо. Да что там речь по телефону! Наша повседневная лексика и письменный язык, как признают филологи, уже претерпели сильное влияние «мобильного» диалекта!

Данная работа является как теоретическим, так и практическим исследованием.
Основная часть.
Влияние СМС на устную и письменную речь учащихся.
Что такое SMS?
SMS (Short Message Service) — это услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни. Проблема влияния СМС на речь учащихся волнует многих лингвистов не только в нашей стране, но и за рубежом. Потому что подобные изменения происходят не только в русском языке, но и по всему миру. Некоторые лингвисты считают, что такие процессы идут не на пользу. К примеру, стиль написания смс-сообщений, по их мнению, заставляет деградировать привычный для общения язык. В 2007 году человечество отметило круглую дату – 15-летие с тех пор, как в сети Vodafone была отправлена первая со дня сотворения мира смс. Специально к юбилею немецкие лингвисты провели исследование среди любителей общения посредством коротких тестовых сообщений. И пришли к неутешительному выводу. Оказалось, многие соотечественники – любители смс начинают забывать родной язык! Как следствие – частые опечатки и грубые ошибки в написании обычных слов. Привыкнув коверкать язык, люди забывают о грамотности не только в обыденной речи, но и пользуясь другими виртуальными средствами связи. В Новой Зеландии, к примеру, язык смс-сообщений получил неофициальное признание со стороны уполномоченных органов. Квалификационная комиссия этой страны, проводящая выпускные экзамены для старшеклассников, позволила ученикам использовать привычные в коротких текстовых сообщениях аббревиатуры и сокращения в написании сочинений. В своих письменных работах новозеландские школьники могут использовать знак «+» вместо предлога «и», цифру 2 вместо предлога «to» и так далее.
Впрочем, проникновение мобильного языка в образовательную среду понятно. Как выяснилось, в Новой Зеландии сами школьные учителя уже давно используют привычный для учеников «телефонный» диалект при объяснении на уроке. К примеру, при написании на школьной доске учебных текстов.
Местные филологи признают, что мобильная речь давно и прочно вошла в обиход простых людей. Ведь язык не стоит на месте и постоянно развивается. В эпоху всеобщего внедрения сотовых телефонов и компьютеризации язык сокращений, принятый для отправки смс, становится все более значимым. Закрыть на это глаза, значит, отстать от жизни. Кроме того, новые аббревиатуры, сокращения, термины и слова обогащают общепринятый язык, а вовсе не способствуют его деградации. 2) Смайлик понимают все. У символов и значений, принятых для обмена короткими сообщениям, есть еще одно неоспоримое преимущество. Многие из них понятны пользователям, которые говорят на разных языках и живут в разных странах. Конечно, смс-язык еще не стал языком международного общения. Однако смайлики, употребляемые для обозначения того или иного настроения, поняты и немцам, и американцам, и русским, и жителям Африки. Кстати, в прошлом году этот забавный символ отметил свое 27-летие. После нехитрых расчетов нетрудно догадаться, что смс моложе изобретенных смайликов на десять лет. Однако сегодня без них трудно представить короткие текстовые сообщения. Несложно выучить значение основных смайликов, используемых в языке смс. К примеру, «улыбаюсь», обозначается как :-) или :). Значок :-D переводится как «смеюсь». ;-) обозначает подмигивание, а :*) – поцелуй. Выражение крайнего восхищения или удивления набирается как :-o.Помимо обозначения радостных чувств, смайлики способны олицетворять и отрицательные эмоции. К примеру, :-( значит «недоволен», а :( переводится как «грущу». Соответственно, символы :-|| расшифровываются как «злюсь», а :-V как «кричу». Нетрудно изобразить и другие распространенные эмоции и чувства. |-O означает «зеваю», а с помощью :Q можно переспросить «что?». Наконец, :-& можно расшифровать, как то, что ваш собеседник лишен дара речи. Как видно, с помощью принятых в языке смс символов можно изобразить даже тишину! Естественно, подобного рода графических изображений эмоций очень много.
SMS-общение влияет на письменную речь
Постоянное SMS-общение и использование коротких аббревиатур влияет на письменную речь. Студенты сингапурской Школы Бизнеса провели опрос среди 800 молодых людей. Он показал, что студенты используют аббревиатуры и прочие сокращения, характерные для SMS, форумов и чатов даже в своей письменной речи: в письмах, заметках и т.п. Около 33% опрошенных отправляют от 300 до 600 SMS-сообщений в месяц, а более половины респондентов приобщились к сотовой связи в возрасте от 15 до 19 лет.«78% наших респондентов заявили, что использование SMS-сокращений влияет на их обычную работу и все, что они делают, поскольку они слишком привыкли использовать SMS-жаргон при общении со своими приятелями», — рассказала Нора Мелисса, руководитель группы студентов-исследователей.
Только при выполнении домашних заданий и докладов студентам удается забыть об SMS-аббревиатурах и смайликах, но все равно в 10 процентах письменных работ преподаватели встречают характерные слова и выражения.
Исследование №1. Влияние СМС на речь учащихся.
Таким образом, мы решили провести исследование по данному вопросу и выяснить, как влияют СМС-сообщения на устную и письменную речь учащихся нашей 130 школы.
Мы решили задать учащимся разных возрастных групп одинаковые вопросы (участвовали ученики 7в, 9а, 11б классов):
Как часто вы сокращаете слова при письме?
Вы ставите знаки препинания в СМС-сообщениях, если это необходимо?
Как часто вы пользуетесь правилами правописания слов в СМС?
Вам нравится, когда с вами разговаривают, например: как дел, чё дел, А вы отвечаете: норм или не оч?
Когда вы пишете слова : нить, чё, дел, СПС, ясен, заня, ничё, вы понимаете , какой частью речи они являются?
Часто ли вы пользуетесь в устной речи такими словами, как например: утя, СПС, лю, поки, норм?
Напишите СМС-сообщением строки А.С. Пушкина « Я вас любил, любовь ещё быть может в моей душе угасла не совсем…»

Результаты опроса.
Каковы же результаты нашего опроса, проведённого среди учащихся. школы № 130?
1.а (сокращают слова в смс постоянно)-5
б (никогда не сокращают слова в смс)-5
в (сокращают только по необходимости)-54
2.а(всегда ставят знаки препинания в смс)-29
б (никогда не ставят знаки препинания)-9
в (ставят знаки препинания по желанию)-26
3.а (всегда пользуются правилом в написании слов в смс)-19
б (пользуются правилом в написании слов в смс по желанию)-28
в (никогда не пользуются)-17
4.а (не обращают внимания, когда с ними разговаривают, например, так: прив, как дел, спс)-16
б (не нравится, когда с ними так разговаривают)-34
в (нравится, когда с ними так разговаривают)-14
5.а (понимают к какой части речи относятся слова: чё, дел, спс, ясен)-20
б (не интересует)-39
в (не понимают, к какой части речи относятся данные слова)-5
6.а (пользуются в устной речи такими словами, как: када, у тя, спс, лю тя)-2
б (никогда так не разговаривали)-27
в (иногда пользовались такими словами в общении)-35
По вопросу № 7 можно сделать отдельные выводы.
По итогам опроса в 7 классе. Учащиеся в строках из стихотворения А.С.Пушкина: «Я вас любил, любовь ещё быть может…» изменили первоначальный вариант произведения (сокращали слова, пропускали знаки препинания, допускали грамматические ошибки, ставили различные смайлики, указывая на свои эмоции), например: « Я тя любил= D», или «Любовь ещё бует=)», или «Я тя люб люб ещ быть мож<3». По всей видимости, семиклассники представили возлюбленную Пушкина как женщину-робот, для которой прекрасные признания в любви были бы непонятны.
По итогам опроса 9 и 11 классов можно наблюдать более оптимистичную картину, так как старшеклассники не пропускали слова, не делали орфографических ошибок, соблюдали пунктуацию. Изменения пушкинского текста можно было увидеть только после целиком написанного стихотворения, где не удалось избежать всеми любимых смайликов, например: « Я вас любил, любовь ещё быть может, В душе моей угасла не совсем хD)))».

Выводы по первой исследовательской части. Какие разделы русского языка пострадали больше других?
Орфография. Этот раздел русского языка пострадал больше всего: не соблюдаются правила написания слов в разных частях слов, слова пишутся так, как слышат. Например: кому-каму, когда-када, смотрю-сматрю, нибудь-нить, сколько-скоко, чего- чо или чё, позвоню-пазваню, сейчас буду- щас буду, могу-магу, завтра –завтро и т.д.
Фонетика. Часто наблюдаются пропуски как отдельных букв, так и слогов. Например: пожалуйста – пж, очень – оч, привет – при, ясно, конечно – ясекен, прикольно – прикл, нормально – норм, у тебя – у тя, спасибо –спс, можно –мон и т.д.
Очень страдает морфология русского языка. Оказывается, учащиеся, произнося слова русского языка, не обращают внимания на части речи, а 40 процентов учеников никогда не обращают на части речи внимания. Когда, читаешь СМС-сообщение, не всегда понятно, какой части речи являются слова, например: кстать, вк, оч, чз, м-ду, лю, буд, ет. А вы можете объяснить, какие части речи перед вами?
Пунктуация. Знаки препинания очень часто заменяются смайликами, выражающими различные настроения. Нет знаков препинания ни при однородных членах предложения, ни при вводных словах, ни при разделении простых предложений в составе сложных. Например: Прив карин как дел=), или Поки=(Я те позванюкада буд выхадить ок=), или Пж помаги мне =) и т.д.
Письменная речь. Литературная речь также претерпевает изменения. Однако, видно, что учащиеся 7-х классов относятся к творчеству А.С.Пушкина несерьёзно, неуважительно и строки замечательного литературного шедевра приобрели нелитературную форму. На наш взгляд, это недопустимо, нельзя превращать произведения искусства в бессмыслицу. Учащиеся 9-11-х классов, соприкоснувшись с творчеством великого поэта на уроках литературы, не посмели переврать его слова, показав этим своё уважение к поэту. Но употребление смайликов допускает несколько легкомысленное отношение к А.С.Пушкину.
Таким образом, можно сделать общий вывод: СМС-язык отрицательно влияет на устную и письменную речь учащихся средней школы № 130. Это влияние сказывается как на письменных работах учащихся во время написания сочинений и изложений на уроках русского языка и литературы, так и во время устных выступлений учащихся на других учебных предметах. Поэтому нужно постоянно следить за своей речью, соблюдая правила русского языка, заботясь о его чистоте. Ведь не зря Иван Сергеевич Тургенев писал: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Исследование №2. «Можно ли снизить отрицательное влияние СМС-общения на устную и письменную речь учащихся?» - задались мы вопросом. Чтобы на него ответить, мы провели опрос среди учащихся нашей школы.
Нарушаете ли вы правила русского языка при СМС-общении?
Оказывает ли СМС-общение влияние на мою грамотность?
Как повысить грамотность учащихся:
Больше читать художественную литературу;
Писать письма в конвертах на дальние расстояния;
Учить правила русского языка;
Ничего не делать?

Результаты опроса.
В результате опроса были получены следующие результаты:
Нарушаете ли вы правила русского языка при СМС-общении?
Да – 57 (81%)
Нет – 13 (19%)
Оказывает ли СМС-общение влияние на мою грамотность?
Да – 17 (24%)
Нет – 53 (76%)
Как повысить грамотность учащихся?
Больше читать художественную литературу - 35 (50%)
Писать письма в конвертах на дальние расстояния – 4 (6%)
Учить правила русского языка – 29 (41%)
Ничего не делать – 2 (3%)
Выводы по второй исследовательской части. Как снизить отрицательное влияние СМС на устную и письменную речь учащихся?
Таким образом, можно сделать вывод, учащиеся средней школы № 130 понимают, что СМС-язык оказывает отрицательное воздействие на их грамотность, но большинство ребят (76%) стараются держать под контролем свою переписку. Можно дать полезные советы тем, кто хочет быть грамотным, и не позволить СМС – общению негативно влиять на речь учащихся. Во-первых, больше читать художественную литературу (не только по школьной программе), а во-вторых, не забывать учить правила русского языка и применять их всегда, когда вступаешь в устное или письменное общение.
3.Заключение.

Таким образом, можно сделать общий вывод: СМС-язык отрицательно влияет на устную и письменную речь учащихся средней школы № 130. Это влияние сказывается как на письменных работах учащихся во время написания сочинений и изложений на уроках русского языка и литературы, так и во время устных выступлений учащихся на других учебных предметах. Поэтому нужно постоянно читать художественную литературу, следить за своей речью, соблюдая правила русского языка, заботясь о его чистоте.
Литература:
Мобильный язык: на пользу повседневной речи? otpravka-sms.ucoz.ru › publ/sms_info/mobilnyj…rechi…SpbLand.ru / SMS обогащают речь россиян? news.spbland.ru › i/11756/



Секция: Лингвистика
Номинация: Русский язык

«Влияние СМС на устную и письменную речь учащихся»
Выполнили: учащиеся 8в класса
МАОУ СОШ № 130
Тарасова Алёна,
Семёнова Екатерина
Научный руководитель:
Фазылова Зимфира Маратовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 130

Содержание
Введение.
Основная часть. Влияние СМС на устную и письменную речь учащихся.
Что такое SMS?
Смайлик понимают все.
Исследование №1. Влияние СМС на речь учащихся.
Результаты опроса.
Выводы по первой исследовательской части. Какие разделы русского языка пострадали больше других?
Исследование №2. «Можно ли снизить отрицательное влияние СМС-общения на устную и письменную речь учащихся?»
Результаты опроса.
Выводы по второй исследовательской части. Как снизить отрицательное влияние СМС на устную и письменную речь учащихся?
Заключение.