Программа по предмету: Диагностика тракторов и автомобилей.

Пояснительная записка.
Курс «Диагностирование автомобилей, сельскохозяйственной техники и тракторов», специальность 1504000 «Фермерское хозяйство», квалификация: 1504062 - тракторист-машинист с/х производства, 1504082 - водитель автомобиля, 1504102 - слесарь-ремонтник, рассчитан на 36 часов, форма аттестации: зачет в 4 семестре.
Целью преподавания дисциплины является обучение студентов технической диагностики.
В результате изучения дисциплины студент должен:
– знать предмет, цели, задачи и основные понятия и определения надёжности;
– уметь применять при диагностировании необходимые приспособления, контрольно – измерительную аппаратуру и иное диагностическое оборудование;
– приобрести навыки организации проведения государственного технического осмотра и контроля технического состояния АТС.
Студент должен изучить:
– методы контроля и диагностирования;
– средства контроля и диагностирования;
– средства регистрации параметров процесса движения автотранспорта.
Диагностирование является одним их комплексных потребительских свойств автомобильной техники, определяющих уровень её качества. Она закладывается в изделие при его проектировании и изготовлении и поддерживается в процессе эксплуатации.










ЛИТЕРАТУРА

1. Баубек А. Техническое обслуживание и диагностика автомобилей, Фолиант, 2010.- 240 с.
2.Сапронов Ю.Г. Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса. – Шахты: ЮРГУЭС, 2006. – 210с.
3.Проников А.С. Надежность машин.– М.: Машиностроение,1978.–592 с.
4.Лукинский В.С., Зайцев Е.У. Прогнозирование надежности автомобилей. – Л.: Политехника, 1991. – 224 с.
5. Ротенберг Р.С. Основы надежности системы водитель-автомобиль-дорога-среда. – Л.: Политехника, 1986. – 216 с.
6. Вовлгин В.В. Новейший справочник автомобилиста. – М.: Эксмо, 2007. – 640 с.
Дополнительная литература
Богатырев А.В, Есеновский-Лешаков Ю.К.,. Нагановский М.Л., Чернышов В.Н. Автомобили /Под. ред. А.В. Богатырева - М.: Колос, 2001.
Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта. – М.: Форум, 2004.
Вишневеский Ю.Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: Форум, 2006.
Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей. – М.: Транспорт, 2002.
Конструкция автомобиля (шасси) /Под ред. Карунина А.Л. – М.: МГТУ «МАМИ», 2000.
Луканин В.Н. Автомобильные эксплуатационные материалы. – М.: Транспорт, 2003.
Литвинов А.С., Фаробин Я. Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. - М.: Академия, 1989.
Погребной С.Н. Школа авторемонта.- Третий Рим. – М.: «Третий Рим», 2006.
Передерий В.П. Устройство автомобиля.– М.: Форум – Инфра, 2005.
Родичев В.А., Кива А.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. - М.: Академия, 2005.
Слон Ю.М. Автомеханик. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. – М.: Форум, 2005г.
Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: «Акакдемия», 1999.
Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Под ред. А.С. Трофеменко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

















Тематический план по предмету: «Диагностирование автомобилей, сельскохозяйственной техники и тракторов.»
№п\п
Название темы
Кол-во часов.

1.
Введение. Основные положения технической диагностики
2 час.

2.
Организация рабочего места
2 час.

3.
Блок-схема диагностирования
2 час.

4.
Диагностирование кривошипно-шатунного механизма
2 час.

5.
Диагностирование газораспределительного механизма
2час.

6
Диагностирование системы смазки
2 час.

7.
Диагностирование системы охлаждения
2 час.

8
Диагностирование системы питания дизельного двигателя
2 час

9
Диагностирование системы питания карбюраторного двигателя
2 час

10.
Диагностирование источников тока и системы зажигания
2 час.

11.
Диагностирование освещения и сигнализации
2 час.

12.
Диагностирование сцепления
2 час

13.
Диагностирование коробки передач, карданной и главной передачи
2 час.

14
Диагностирование взаимного расположения управляемых колёс
2 час.

15.
Диагностирование колёс и шин.
2 час.

16.
Диагностирование подвески
2 час.

17.
Диагностирование рулевых управлений
2 час.

18.
Диагностирование тормозных систем
2 час


Зачёт.



Итого:
36 часов
















Тема-1. Введение. Основные положения и организация диагностирования на предприятиях автомобильного транспорта.
Знакомство студентов с учебной программой и основными требованиями учебной программы предмета: «Диагностирование автомобилей, сельскохозяйственной техники и тракторов».
Изучить основные положения технической диагностики и организации диагностирования на предприятиях автомобильного транспорта.
Тема-2. Организация рабочего места.
Изучить общее руководство по организации диагностики, структуры подразделений технической диагностики.
Порядок организации рабочего места и нормативы по охране труда на рабочем месте.
Тема-3. Блок-схема диагностирования автомобиля.
Изучить определение блок-схемы диагностирования автомобиля и основные параметры характеризующие общее техническое состояние транспортных средств.
Общая характеристика методов диагностирования, технических средств диагностики: тягового стенда КИ-4856, станции диагностирования автомобиле й типа СД-ЗМ-К453.
Тема-4,5. Диагностирование кривошипно-шатунного механизма.
Изучить основные параметры диагностирования КШМ и ГРМ двигателей: внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия.
Устройства и средства диагностирования цилиндро-поршневой группы двигателя прибором К-69М, газового счетчика типа ЗГКФ-6, компрессометра модели 179.
Тема-6. Диагностирование системы смазки.
Изучить основные параметры диагностирования системы смазки двигателей: внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия.
Тема-7. Диагностирование системы охлаждения.
Изучить основные параметры диагностирования системы охлаждения двигателей: внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия.
Тема-8. Диагностирование системы питания дизельного двигателя.
Изучить основные параметры диагностирования системы питания дизельных двигателей: внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия.
Устройства и средства диагностики системы питания внешние признаки нарушения нормальной работы структурные изменения взаимодействующих элементов необходимые диагностические профилактические ремонтные воздействия при помощи: моментоскопа, прибора КП-1609А, К-408 и спектрального прибора линейки динамометра модели К-403, КИ-8920.
Тема-9. Диагностирование системы питания карбюраторного двигателя.
Изучить основные параметры диагностирования системы питания карбюраторных двигателей: внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия.
Устройства и средства диагностики системы питания внешние признаки нарушения нормальной работы структурные изменения взаимодействующих элементов необходимые диагностические профилактические ремонтные воздействия при помощи приборов моделей: 527Б, И СО, газоанализаторов АСТ-70, АСТ-75, НИИАТИ СО (К-456), элкон S-100.



Тема-10. Диагностирование источников тока и системы зажигания.
Изучить основное понятие диагностирования источников тока и системы зажигания, объем работ по техническому обслуживанию электрооборудования и элементов системы зажигания для обеспечения оценки технического состояния: денсиметра, нагрузочной вилки модели
ЛЭ-2, специального прибора модели ЛЭ-ЗМ для проверки степени заряженности аккумуляторной батареи, передвижного стенда Э-205.
Обратить особое внимание на внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения воздействующих элементов, необходимые
диагностические и ремонтные воздействия на источники тока и системы зажигания.
Тема-11. Диагностирование освещения и сигнализации.
Изучить внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения взаимодействующих элементов, необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия диагностирования освещения и сигнализации транспортных средств при помощи приборов модели:
НИИАТ Э-6, ЦКТБ К-304.
Тема-12. Диагностирование сцепления.
Изучить внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения взаимодействующих элементов, необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия диагностирования сцепления транспортных средств при помощи стобоскопического прибора, тягово-экономических качеств автомобилей прибором КИ-4856.
Тема-13. Диагностирование коробки передач, карданной и главной передач.
Изучить внешние признаки нарушения нормальной работы, структурные изменения взаимодействующих элементов, необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия диагностирования коробки передач, карданной и главной передач транспортных средств при помощи приборов модели: КИ-4832 (люфтомер), прибора для проверки биения карданного вала, стетоскопа и стенда КИ-4856.
Тема-14. Диагностирование взаимного расположения управляемых колес.
Изучить основные диагностические работы по определению основных внешних признаков нарушения нормальной работы, структурные изменения
взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические ремонтные воздействия по диагностике взаимного расположения управляемых колес при помощи прибора модели: 2182.
Тема-15. Диагностирование колес и шин.
Изучить основные диагностические работы по определению основных внешних признаков нарушения нормальной работы, структурные изменения
взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические ремонтные воздействия по диагностике колес и шин при помощи прибора модели: КИ-650, линейки для проверки величины схождения передних колес, установки ШС-2. станка для динамической балансировки колес и др.
Тема-16. Диагностирование подвески.
Изучить основные диагностические работы по определению основных внешних признаков нарушения нормальной работы, структурные изменения
взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические ремонтные воздействия по диагностике подвески при помощи барабанного ассиметричного стенда.
Тема-17. Диагностирование рулевого управления.
Изучить основные диагностические работы по определению основных внешних признаков нарушения нормальной работы, структурные изменения
взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические ремонтные воздействия по диагностике рулевого управления при помощи динамометра-люфтомера модели К-402.




Тема-18. Диагностирование тормозных систем.
Изучить основные диагностические работы по определению основных внешних признаков нарушения нормальной работы, структурные изменения
взаимодействующих элементов и необходимые диагностические, профилактические ремонтные воздействия по диагностике тормозных систем при помощи механических деселерометров: модели 571 и 1155 М, стенда модели ЦКБ К-207.





















Тематический план: «Устройство тракторов и автомобилей»
в группе Ф-22.
№п\п
Название темы.
Кол-во часов

1.
Введение. История тракторостроения и автомобилестроения
1 час

2.
Классификация и общее устройство тракторов и автомобилей.
1 час.

3.
Техническая характеристика и тяговые качества тракторов
1 час

4.
Органы управления и контрольно-измерительные приборы
1 час.

5.
Основные понятия и определения
1 час.

6.
Общее устройство ДВС.
1 час

7
Рабочие циклы двигателя .Работа многоцилиндровых двигателей.
1 час.

8
Назначение и общее устройство КШМ двигателей : Д-240, ЯМЗ-240 Б
1 час.

9.
Назначение и общее устройство КШМ двигателей : ЗМЗ-53, ЗИЛ-130.
1 час

10.
Назначение, общее устройство и принцип действия ГРМ двигателей тракторов:
Д-240,ЯМЗ-240 Б
1 час.

11
Назначение, общее устройство и принцип действия ГРМ двигателей тракторов:
Д-240,ЯМЗ-240 Б
1 час.

12.
Общие сведения о системах смазки .
Смазочные масла.
Система смазки двигателей :Д-240 ЯМЗ -240 Б
1 час.

13.
Общее устройство и работа системы смазки двигателей :ЗМЗ-53, ЗИЛ-130.
1 час

14.
Общие сведения о системах питания дизельных и карбюраторных двигателей.
Назначение, общее устройство и принцип действия системы питания двигателей :Д-240 ,ЯМЗ-240 Б
1 час.

15
Агрегаты системы питания дизельных двигателей.
1 час.

16
Топливные насосы высокого давления.
1 час.

17.
Всережимные регуляторы. Регулировка угла опережения впрыска топлива.
1 час.

18
Общее устройство и работа форсунки
1 час.

19
Система питания карбюраторных двигателей.
Процесс карбюрации.
Простейший карбюратор.
1 час

20.
Общее устройство и работа карбюратора :К-88А.Особенности устройства карбюратора :К-126Б.
1 час.

21-22
Общие сведения о системе пуска.
Назначение , общее устройство и рабочий процесс пускового двигателя :П-10 УД и др.
2 часа.

23-24
Зачётное занятие.
2 часа

25-26
Общие сведения о трансмиссии.
Сцепление трактора :
ДТ-175С
2 часа

27-28
Сцепление тракторов
МТЗ-80\82,102.
2 часа

29-30
Полужесткая муфта тракторов :К-701
2 часа

31-32
Сцепление автомобилей ЗИЛ-130
2 часа

33-34
Коробка переменных передач тракторов :
ДТ-175С
2 часа

35-36
Коробка переменных передач тракторов :
МТЗ-80\82,100\102.
2 часа

37-38
Коробка переменных передач тракторов :
К-701,Т-150К
2 часа

30-40
Коробка переменных передач автомобилей :
ЗИЛ-130
2 часа

41-42
Карданные передачи
2 часа

43-44
Промежуточные соединения
2 часа

45-46
Ведущий мост тракторов: ДТ-175С
2 часа

47-48
Ведущие мосты тракторов: МТЗ-80\82,100\102
2 часа

49-50.
Ведущие мосты тракторов:К-701,
Т-150К
2 часа

51-52.
Ведущие мосты автомобилей:ЗИЛ-130
2 часа

53-54
Ходовая часть тракторов: ДТ-175С
2 часа

55-56
Ходовая часть тракторов:МТЗ-80\82,100\102.
2 часа

57-58
Ходовая часть тракторов:К-701,
Т-150\150К
2 часа

59-60
Ходовая часть автомобилей:ЗИЛ-130.
Зачет.
2 часа

Итого 60 часов.








Тематический план.
по предмету: «Устройство тракторов и автомобилей»
специальность «Фермерское хозяйство»
Группа: Ф-12. Количество часов – 92 (62\30.)
№п\п
Название темы.
Кол-во часов

1.
Введение. История тракторостроения и автомобилестроения
1 час

2.
Классификация и общее устройство тракторов и автомобилей.
1 час.

3.
Техническая характеристика и тяговые качества тракторов
1 час

4.
Органы управления и контрольно-измерительные приборы
1 час.

5.
Основные понятия и определения
1 час.

6.
Общее устройство ДВС.
1 час

7
Рабочие циклы двигателя .Работа многоцилиндровых двигателей.
1 час.

8
Назначение и общее устройство КШМ двигателей : Д-240, ЯМЗ-240 Б
1 час.

9.
Назначение и общее устройство КШМ двигателей : ЗМЗ-53, ЗИЛ-130.
1 час

10.
Назначение, общее устройство и принцип действия ГРМ двигателей тракторов:
Д-240,ЯМЗ-240 Б
1 час.

11
Назначение, общее устройство и принцип действия ГРМ двигателей тракторов:
Д-240,ЯМЗ-240 Б
1 час.

12.
Общие сведения о системах смазки .
Смазочные масла.
Система смазки двигателей :Д-240 ЯМЗ -240 Б
1 час.

13.
Общее устройство и работа системы смазки двигателей :ЗМЗ-53, ЗИЛ-130.
1 час

14.
Общие сведения о системах питания дизельных и карбюраторных двигателей.
Назначение, общее устройство и принцип действия системы питания двигателей :Д-240 ,ЯМЗ-240 Б
1 час.

15
Агрегаты системы питания дизельных двигателей.
1 час.

16
Топливные насосы высокого давления.
1 час.

17.
Всережимные регуляторы. Регулировка угла опережения впрыска топлива.
1 час.

18
Общее устройство и работа форсунки
1 час.

19
Система питания карбюраторных двигателей.
Процесс карбюрации.
Простейший карбюратор.
1 час

20.
Общее устройство и работа карбюратора :К-88А.Особенности устройства карбюратора :К-126Б.
1 час.

21-22
Общие сведения о системе пуска.
Назначение , общее устройство и рабочий процесс пускового двигателя :П-10 УД и др.
2 часа.

23-24
Зачётное занятие.
2 часа

25-26
Общие сведения о трансмиссии.
Сцепление трактора :
ДТ-175С
2 часа

27-28
Сцепление тракторов
МТЗ-80\82,102.
2 часа

29-30
Полужесткая муфта тракторов :К-701
2 часа

31-32
Сцепление автомобилей ЗИЛ-130
2 часа

33-34
Коробка переменных передач тракторов :
ДТ-175С
2 часа

35-36
Коробка переменных передач тракторов :
МТЗ-80\82,100\102.
2 часа

37-38
Коробка переменных передач тракторов :
К-701,Т-150К
2 часа

30-40
Коробка переменных передач автомобилей :
ЗИЛ-130
2 часа

41-42
Карданные передачи
2 часа

43-44
Промежуточные соединения
2 часа

45-46
Ведущий мост тракторов: ДТ-175С
2 часа

47-48
Ведущие мосты тракторов: МТЗ-80\82,100\102
2 часа

49-50.
Ведущие мосты тракторов:К-701,
Т-150К
2 часа

51-52.
Ведущие мосты автомобилей:ЗИЛ-130
2 часа

53-54
Ходовая часть тракторов: ДТ-175С
2 часа

55-56
Ходовая часть тракторов:МТЗ-80\82,100\102.
2 часа

57-58
Ходовая часть тракторов:К-701,
Т-150\150К
2 часа

59-60
Ходовая часть автомобилей:ЗИЛ-130.

2 часа

61-62
Зачетное занятие
2 часа

Итого: 62 часа.








15