Урок по природоведению для 5 класса «Погода и климат»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения
«Рембуевская общеобразовательная школа»













Открытый урок по природоведению на тему
«Погода и климат»


Учитель: географии – биологии
Волкова Анна Валерьевна
Класс: 5
















г. Архангельск, 2013 г.
Урок природоведения по теме "Климат. Погода"
Цель: изучение понятия «климат» и «погода»
Задачи:
Обучающие: - сформировать понятия - «климат» и «погода», формирование умения работать с картой и справочными таблицами. Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. 
Воспитательные: - на примере понятия "погода" показать, что для каждой местности характерны определенные типы и их смена.
Развивающие:  - актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами. Для развития интереса  к изучаемым вопросам рекомендовать учащимся ознакомиться с народными приметами
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом в ходе урока. Продолжать расширять словарный запас в ходе разбора трудных слов. Коррекция зрительной памяти на основе упражнения в запоминании и воспроизведении.
Тип урока: комбинированный (коррекция и закрепление нового материала)
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник природоведение , карта климатических зон, раздаточный материал рабочие листы.


термины: климат, погода
ход урока
Орг. момент «Если все под рукой, работа движется рекой» - эпиграф к уроку(слайд 1.)
На прошлом уроке мы говорили о воздухе, о его значении для всего живого. Проверка домашнего задания (слайд 2. Прием Верно/неверно)
Утверждения
Верно/неверно

Атмосфера – водная оболочка Земли
-

Атмосфера Земли – это ее воздушная оболочка
+

Ветер – движение воздуха вдоль поверхности Земли
+

Ветер дует в одном направлении
-


Новая тема.
Прослушайте фразы и ответьте о чем пойдет речь на уроке!

«Какой сегодня прекрасный солнечный денёк!» «а как там у вас - не холодно?» «Небо что ли прохудилось? Дождь льёт, как из ведра». «Как ты думаешь, зонт нужно брать?» «Так свежо после дождичка, не правда ли?» «Интересно, когда, наконец, закончится эта гроза?»
Действительно погода!

Эти и многие другие фразы о погоде мы слышим друг от друга ежедневно. Отсюда можно заключить, что погода играет далеко не маловажную роль в нашей жизни.
Тема нашего урока – климат, погода
- Дайте определение «погода»
1 существительное (Название)
2 прилагательных (Описание)
3 глагола (Действие)
1 предложение (Фраза)
1 существительное (Повторение сути)
Погода это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.

·Она характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками.
Признаки пагоды
Температура воздуха
Влажность
Атмосферное давление
Ветер
Облака
Осадки
- А сейчас мы поговорим о погоде за окном нашего класса (работа на доске в таблице)
- Какое сегодня число?
число
облачн.
направ. ветра
осадки
атмосферн. давление
температура воздуха








- Какая сегодня погода (делают выводы)

Люди с давних пор ведут наблюдения за атмосферой, стараются узнать ее состояние, чтобы предсказать погоду.
Подумайте и скажите, людям каких профессий нужна такая информация? Это необходимо людям различных профессий, и прежде всего летчикам, морякам, водителям транспорта. Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.
физкультминутка игра с мячом (Чайковский Пётр. «Времена года»): найди как можно больше слов определений для погоды (ясная, солнечная, теплая, холодная, дождливая, сырая, сухая, осенняя, ветряная, радостная, изменчивая, переменчивая, облачная, пасмурная, морозная, - главное условие не повторяться)
Для каждой местности характерны определенные типы погод и их смена,
т. е. режим погоды
Работа с определением (записать на доске и в тетрадь!)
Многолетний режим погоды называют климатом.
Работа с изображением районов с разным климатом
На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.
- Ребята, а на каком материке мы живём (Евразия)
Климат влияет на состояние водоемов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате позволяют правильно вести хозяйство, например, избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода все это зависит от климата.
Закрепление изученного материала - кроссворд
А теперь мы с Вами разгадаем кроссворд, а разгадав его, получим ключевое слово нашего урока





т
е
м
п
е
р
а
т
у
р
а

а
в
т
о
м
о
б
и
л
ь




п
е
р
е
г
р
е
в






к
и
с
л
о
р
о
д










д
о
ж
д
ь






з
и
м
а

















Показатель погоды (температура)
Какой из видов транспорта является основным загрязнителем воздуха (автомобиль)
Состояние организма человека, возникающее под влиянием высокой температуры окружающей среды (перегрев)
Один из газов, входящий в состав атмосферы (кислород)
выпадение осадков из облаков, достигающие земной поверхности в виде капель жидкости (дождь)
время года (зима)


Рефлексия



Домашнее задание. Стр. 86 - 87. Подобрать и написать пословицы, поговорки, народные приметы погоды.

















Рисунок 2 
·