Проблемно-диалоговый урок Погода.Климат 6 класс

МОУ»Основная общеобразовательная школа»
















Разработка
проблемно- диалогового урока
по географии
по теме «Климат»
в 6 классе





Выполнила :учитель
географии
МОУ»ООШ» г Дубовки
Ершова Светлана Теодоровна













г.Дубовка
2011г.



Тема: Климат
Тип урока :проблемно-диалоговый
Оснащённость урока
1. Климатическая карта мира
2 .Атлас Волгоградской области
3. Тексты с дополнительной информацией
4 .Бланки с заданиями для практической работы
Цели урока:
1.Учащиеся должны знать:
В ходе работы обучающиеся смогут дать определение»Климат»;
назвать основные характеристики климата , отличающие, его от погоды;
смогут перечислить и охарактеризовать климатообразующие факторы.
Обучающиеся смогут дать определение «адаптация» и понимать выражение
«адаптация человека к климатическим условиям».
2. Учащиеся должны уметь:
Обучающиеся смогут описывать свойства климата ;
излагать и приводить доводы о влиянии географической широты на климат;
определять по климатической карте распределение типов (видов) климата на
планете;
Обучающиеся смогут находить на климатической карте территории, находящиеся
под влиянием наиболее холодного , жаркого климата.
Обучающиеся смогут определить по карте климатический пояс местности, в
котором мы проживаем.Обучающиеся смогут подобрать нужную информацию и
составить характеристику климата своей местности
3. Воспитывающие
Вырабатывать у детей учащихся усидчивость ,умение работать в парах, группах и
коллективом. Воспитывать в ребёнка качества: терпение, трудолюбие,
самостоятельность,
Развивающие:
развивать зрительную память, логическое мышление устную и письменную речь
творчество, наблюдательность, воображение,

проблемный вопрос

1.Организация класса

- На прошлом уроке вы узнали много нового о погоде.
- Давайте вспомним, что такое погода?
- От чего зависит формирование погоды?
- Какие параметры характеризуют погоду?

2.Практическая работа
Работа в группах
- Перед вами лежат календари погоды , в которых фиксировались наблюдения за последние 3 года. Найдите второй месяц осеннего периода. Проследите внимательно за изменениями параметров погоды и заполните таблицу
Задание № 1
Дата

Температу- ра воздуха
Давление воздуха
Направление ветра
Сила ветра
Облач-
ность
осадки

2009
октябрь
01









15









31







2010
октябрь
01
15









31







2011
октябрь
01









15









30







Среднесуточная температура октября =


- Одинаковы ли показатели температуры воздуха в такие дни каждого года (1,15, 31)
- Какие выпадали осадки 1,15,30
- Каково давление воздуха в эти дни?
- Рассчитайте среднесуточную температуру октября
- А можно ли с точностью утверждать какая будет погода например , 15 октября через 5 лет?(нет)
- Почему? ( погода переменчива)

3.Создание проблемной ситуации
- А теперь давайте подумаем, что такое климат?
(варианты ответов детей фиксируются на левой стороне доски)
- Какой сезон года сейчас на улице? (осень)
- В чём проявление осени?
- Какой сезон за этим последует?
- Чем характерна зима?
- Чем радует нас весна? Чем она может огорчить?
- Какую погоду нам приносит лето?
- А откуда вы знаете , какой сезон года будет на дворе через 5 лет 15 октября ? ( из многолетних наблюдений)
Работа с учебником
- Откройте параграф. Найдите в учебнике абзац, в котором даётся определение климата. Прочитайте его внимательно Найдите определение Климата
- Итак, что такое климат? ( Климат – это многолетний режим погоды (запись на правой стороне доски))
- Какую самую главную отличительную черту между погодой и климатом мы сейчас выделили ( Погода переменчива а, климат неизменен (запись на правой стороне доски))
- Как вы думаете, на всей ли территории земного шара происходит смена сезонов года? Ученик1:
Климат Антарктиды очень суров, В самой жаркой пустыне Сахара..
- Отчего зависит климат? (варианты ответов записываются на доске с левой стороны)
- Чтобы точно ответить на этот вопрос нам необходимо сделать небольшое исследование
Работа со словарями
- Перед вами лежат словари, найдите в них определение « климат»(с греческого- наклон)
- Как вы думаете что может быть общего между понятиями климат и наклон?(варианты фиксируются на левой стороне доски)
Ученик 3 :
Слово «климат» произошло от греческого слова klima (klimatos) наклон. Древние греки считали, что главное, от чего зависит климат, это наклон солнечных лучей к поверхности Земли. Как мы теперь знаем, они были правы: этот наклон (разный на разных широтах) главная причина различий в температуре, а они, в свою очередь, во многом определяют значения других элементов погоды.
Работа с демонстрационным пособием «Теллурий»
- Так какая главная причина влияет на формирование климата? ( запись на доске с правой стороны (географическая широта места)
- Географическая широта является единственной причиной формирования климата? (варианты ответов записываются на левой стороне доски)
Работа с учебником
- Найдите в учебнике информацию , что ещё влияет на климат. Кроме географической широты ( высота над уровнем моря, близость океана, особенности рельефа, ,движение воздушных масс – запись на правой стороне доски)
- Как может влиять океан на климат?
Ученик 4
:расположение любой местности близко к океану или далеко от него и расположение данной местности на путях переноса воздушных масс очень сильно влияет на климат Например, метеорологам известно, что погода над Европейской Россией а значит и погода Волгоградской области «делается» в Атлантике: общее господствующее направление движения воздушных масс в умеренном поясе с запада на восток. Поэтому, чем дальше на восток, тем более холодные зимы, более жаркое лето, более сухой климат. Другими словами, климат более континентальный.
- Что может влиять на климат кроме географической широты и океана?
Ученик 5 :
Переменчивая погода характерна и для приморских районов. Например, в самой западной области России, Калининградской, в ходу выражение: «Если вам не нравится погода, подождите 10 минут». Действительно, погода там очень часто меняется. Бывает и по-другому: на экваторе дождь идет каждый день, почти по часам. Здесь погода очень устойчива.
Ученик 6:
На климат побережий существенно влияют и морские течения. Там, где проходят теплые течения, климат теплее и более влажный (воздух поднимается вверх и дает осадки). Холодные течения способствуют охлаждению и иссушению климата.
- Как влияет высота над уровнем моря?
Ученик 7
Как вы уже знаете, чем выше в горы, тем холоднее. А для влажности воздуха и осадков еще важнее, на каком склоне расположена местность. Если на наветренном склоне, то осадков много, если на подветренном мало.
- Как называются все эти причины формирования климата?( запись на доске термина Климатообразующие факторы)

Работа с текстом и словарём
- Вы уже слушали сообщения о климате самого холодного материка (Какого?) И самой жаркой и засушливой территории (какой?)
- Как люди переживают такие суровые особенности климата на данных территориях? Что они предпринимают для этого?
- Как называется такое привыкание ? (Запись на доске адаптация)
- Найдите этот термин в словарях
- Подумайте что означает адаптация человека к климатическим условиям?
- Как люди приспосабливаются к условиям самого холодного климата?
- Как человек выживает в условиях самого жаркого и засушливого климата?
- Как люди нашей (области) приспосабливаетесь к условиям климата

4.Первичная проверка понимания


Работа в парах
- Перед вами лежат бланки «Сравнительная таблица характеристик погоды и климата».Заполните её.




Задание № 2
Сравнительная характеристика погоды и климата

Сходство погоды и климата
Отличия погоды и климата

1
1

2
2

3
3

- Что общего между погодой и климатом?
- В чём отличие?
- Подумайте, можно ли наблюдая за погодой (в неизвестной вам местности) около 1-2 недель определить в каком климатическом поясе вы находитесь?
(варианты ответов)
Ученик 8
- Погода всегда полна «сюрпризов». Даже в период суровой зимы может неожиданно на 2 недели прийти оттепель, и снег под лучами солнца может в считанные часы растаять. А в Северной Африке, где люди знали о снеге только из книг и фильмов, в 2002 году выпал снег, который привёл к весьма тяжёлым последствиям. Люди совершенно не знали как себя вести в таких условиях,5 человек погибло а многие получили обморожение частей тела различной степени тяжести.
- Отчего может произойти такая резкая перемена погоды?
5.Физическая пауза
-Подойдите к окну, понаблюдайте за погодой : посмотрите какого цвета небо, есть ли облака, то какие. Посмотрите на деревья .Колышутся ли ветви под действием ветра, если да, то в какую сторону они клонятся. Понаблюдайте за людьми, проходящими мимо, как они одеты.
- Составьте устную характеристику погоды на сегодняшний день. по плану(общий план характеристики погоды даётся в календарях)
- Объясните причины такого состояния погоды
- Как люди приспособились к изменениям погоды?

6. Закрепление знаний и способов действий
- Давайте рассмотрим климат Волгоградской области.
- Как называется климатический пояс, в котором мы с вами проживаем?
- Почему он называется умеренно-континентальный?
- Какова главная особенность умеренного пояса? (Чётко выраженная смена времён года )
Работа по атласам Волгоградской области в группах
- Используя те знания, которые вы получили сегодня на уроке составьте характеристику климата Волгоградской области .Запишите эту характеристику в таблицу
- В вашей работе вам помогут:
1. Климатическая карта Волгоградской области
Задание № 3

План характеристики климата

- Средняя температура января минимум



- Средняя температура июля ,максимум



- Ср.годовое количество осадков



- Ср.годовое количество осадков



Предложите варианты адаптации человека к условиям изменчивости климата




2. План характеристики климата (запись на доске)
- Зачитайте характеристику


8.Обобщение и систематизация знаний
- Давайте повторим:
- Что такое климат
- От чего зависит климат
- Что прибавилось в нашем списке
- Что такое климатообразующие факторы
- Какие факторы вы запомнили
- Какой из перечисленных вы считаете основным
- Что общего между понятиями погода и климат
- Чем отличаются друг от друга погода и климат
- Что такое адаптация

8.Контроль и самопроверка знаний
Работа в парах
- Перед вами лежат карточки с заданиями . Подпишите фамилии
- Прочитайте внимательно задание и приступайте к выполнению
Задание
(На контурной карте контуром изображён один из климатических поясов
1. .Определите какой климатический пояс изображён на к/к
2. В каком климатическом поясе находится точка А
3. Выделите цветом .климатический пояс
4. К какому термину «Погода» или «Климат» подходит данное описание. Обведите основные слова, которые наиболее удачно подчёркивают характеристику данного термина:
С утра светило солнце. Я вышел на прогулку Как вдруг резко подул ветер, налетели серые тучи и заморосил мелкий холодный дождь. .На улице стало сыро и неуютно Осень полна сюрпризов.
Солнце в этих местах находится низко над горизонтом в течение всего года. Средние годовые температуры даже в июле не поднимаются выше 5 градусов Резкий и холодный ветер пронизывает всё вокруг весь год.

Работы сдать

9.Оценка знаний
- Сегодня на уроке хорошо работали:
- Были первыми помощники в изучении нового материала.
- Отметки за сегодняшний урок получили

10.Рефлексия
- Давайте сравним ваши знания о климате. вначале урока и в конце. (Сравнивается запись на доске).
- Что нового узнали на уроке
- Что вам показалось наиболее сложным для понимания.
- С каким из заданий не справились в карточке. Почему.
11. Информация о домашнем задании
Запишите в дневники дом.задание
(Задание записано на доске)








Заголовок 315