Статья Уроки, формирующие человеческое сознание, миропонимание, личность человека



Уроки, формирующие человеческое сознание, миропонимание,
личность человека
Определяющей чертой развития современного образования остается поступательный переход к организации таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы формированию личности учащегося, развитию его способностей, творческого и духовного потенциалов. Поэтому сегодня школа как сложная социально-культурная система направляет усилия не на выпуск образованного и информированного исполнителя, готового функционировать в определенной социальной области по установленному алгоритму действий, а на формирование личности, которая может свободно получать и обрабатывать информацию, овладевать коммуникативными навыками, ориентироваться в заданной ситуации, самостоятельно принимать решения, творчески мыслить, быть способной к самоорганизации и саморазвитию, уметь естественно вписываться в поликультурное пространство.
К сожалению, мы наблюдаем, что в современном мире человек все более и более отдаляется от культуры, перестает понимать ее и принимать. Местью за это есть потеря духовности и нравственности, потому что культура – это вечность человека в смене поколений. Отсюда и социальный образовательный заказ – гуманизация и гуманитаризация. В связи с этим возникает необходимость в поиске инструмента, с помощью которого можно удовлетворить требования Государственного стандарта общего среднего образования. На смену традиционному обучению приходит новый, качественно иной тип организации учебно-воспитательного процесса – инновационный, где в основу положен системно-деятельностный подход с внедрением таких педагогических технологий, которые дают возможность расширять познавательную деятельность на уроках русского языка и литературы и формировать человеческое сознание, миропонимание, личность человека.
Самое важное, - учителю надо запомнить и принять как правило, что для развития личности учеников должна быть творческая атмосфера на уроке, должно быть полное доверие ученика к учителю, уважение друг к другу и любовь учителя к ученикам. Благодаря этой любви можно решить любую, даже самую трудную задачу.
В обучении и воспитании нет мелочей – в них все значимо: и здание школы, и интерьер класса, и программы, и учебники, и сама школьная атмосфера. Но важнее всего личность Учителя. Настоящий учитель одухотворяет все, помогает своим воспитанникам пережить одно из самых высоких радостей – радость открытия мира. Учитель создан для того, чтобы сделать жизнь своих учеников лучше, умнее, интереснее. Как писал А.Твардовский: «Литература в школе делает то самое дело, что в жизни, - формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности и даже просто памятливости, чего в иную пору у человека часто не бывает уже в силу просто биологических причин. Ясно, какая огромная ответственность возлагается здесь на педагога, когда он с наиболее благоприятным результатом должен применить свой опыт, свои знания, свой талант…»
Быть учителем литературы и языка очень сложно, так как мы преподаем самое сложное и решительно всем необходимое в течение всей жизни искусство – искусство человеческого общения, а уроки литературы – это уроки практического человековедения. Это налагает на учителя литературы особую ответственность: необходимо формировать в себе наблюдательность, умение сопереживать героям, развивать эмоционально-образное мышление, воображение, волю, память. Сам предмет – литература – ведет в глубины человеческого духа. Но как быть нам сейчас, когда в окружающем мире царит хаос, пошлость, жестокость, когда ученики не верят в любовь и преданность, подвиг считают бессмысленным, а мимо шедевров мировой классики «проходят» безучастно? Может быть, прислушаться к Н.В. Гоголю: «Прежде чем приходить в отчаяние от окружающих беспорядков, недурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу…»? Итак, путь один: начать с себя! Но есть обстоятельства общественные, политические, экономические, от которых так многое зависит.
Как же найти дорогу к сердцу ученика, который живет в мире наркомании, коррупции и других тяжких «недугов»? Молодежи не в кого верить, потеряна вера в человека, нет идеалов. А человек без веры в людей, без идеала не есть Человек. Но идеалы творит действительность, ей помогает искусство, а рядом с искусством должен стоять Учитель!!!
Работая с учащимися, я считаю своей задачей научить детей думать, размышлять над явлениями языка и литературы, окружающей жизни, прививать им любовь к человеку, к окружающему миру, любовь к книге, к яркому, полновесному слову. Начиная свои уроки литературы, я часто произношу:
- Мне хочется, чтобы вы сегодня удивились услышанному…
- Я рада за вас: ведь сегодня вы имеете возможность восхититься…
- Я счастлива вместе с вами перелистать страницы великой жизни…
- Давайте подумаем, поразмышляем об этом удивительном поэтическом феномене…
Мне очень важно заставить детей удивиться, восхититься услышанным, а может быть, осудить и простить. Часто я задаю вопросы такого характера:
Что вас поразило в поступках героя?
Чем восхищает вас эта личность?
Что для вас неприемлемо в поведении этого человека?
Это заставляет учащихся пристальнее вглядеться в личность писателя, понять истоки его творчества, задуматься над проблемами, выраженными в произведении. Так, рассказывая о личности Л. Н. Толстого, я особое внимание уделяю его идеям самообразования, самоусовершенствования. Читаю строки из дневника писателя: «Какая будет цель моей жизни в деревне? Изучать курс юридических наук, изучить практическую медицину, изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский... изучить сельское хозяйство, математику, историю, географию, достичь совершенства в музыке и живописи. И как вывод из всего: деятельность — единственное средство». Мои ученики не только удивлены, они поражены. А я уже показываю им фотографии писателя, когда он ездит на лошади, катается на коньках и велосипеде, купается зимой, сам тачает сапоги, шьет одежду, пашет поле. Теперь пора задуматься. И мой вопрос: «Что вас привлекает, поражает, восхищает в личности Толстого?» Вопрос не остается без ответа, а внутреннее состояние учащихся уже готово к восприятию проблемы, которую я перед ними ставлю: «Можно ли в наше время быть образованным человеком, не читая Толстого? Да и вообще, можно ли быть человеком?» Некоторые старшеклассники, потрясенные рассказом, тут же готовы сказать, что нельзя. Другие задумываются глубже, не спешат с ответом. Появляется мысль, что прожить-то можно. И только самые глубокомысленные находят единственно правильный ответ: «Увы, можно прожить без Толстого! И без Чайковского, и без Репина. Но мы ведь люди. Это к чему-то обязывает?»
Приступая к изучению творчества Антуана де Сент-Экзюпери, в начале урока читаю о последних днях жизни писателя, говорю, что он искал опасности, она ему была нужна, как таблетки болеутоляющего; он ушел из жизни, как его Маленький принц,— сбросил досаждавшую ему плоть и взлетел к звездам. Учащиеся удивлены и заинтригованы. Теперь они прочитают, что случилось с «капитаном птиц».
Если уж мы беремся воспитывать личность, то сами должны в литературе жить сердцем, жить душой. Это очень непросто, так как процесс обновления в литературе еще блуждает и «ходит по мукам». При изучении лирики стараюсь показать учащимся, что истинная поэзия, как душа человека. Думаю, что ее нельзя измерить «разбором» по заготовленным вопросам, по составленному плану. Ищу приемы и формы, чтобы моя методика прошла через контакт души учащегося с духовным миром поэта. Говоря об Анне Ахматовой, подчеркиваю ее личное мужество, гордость, несгибаемое чувство собственного достоинства, пронесенное через всю жизнь, проявляющееся в разных ситуациях.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего. Ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить.
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Убеждаю учащихся в том, что «поэзия навсегда останется функцией счастья человека, переполненного блаженным даром разумной речи». Рассказываю о том, что Б. Пастернак приветствовал поэзию А. Ахматовой, как истинную поэзию из глубины души. Он ее стихи воспринимал чувством, сердцем, слышал ее внутренний голос. Предлагаю учащимся читать стихи, выбирать то, что нравится их душе. А как же быть с «тематикой» стихов и их стилистическими особенностями? Как же совершить целостный анализ стихотворения? Думаю, если душа ученика откликнется на голос поэта, то восприятие поэзии обогатится и в литературоведческом аспекте. Лучше пусть услышат такой «перечень»: «Две кровопролитных войны, их следы чуть ли не на каждой странице, и между ними известный силуэт с гордо занесенной головой — жизнь и деятельность несгибаемой, преданной, прямолинейной дочери народа и века, закаленной, привыкшей к утратам, мужественно готовой к испытаниям бессмертия». Так считал Б. Пастернак. Поэтому я часто говорю своим учащимся: «Прочитаем друг другу стихи, тихо и выразительно, потому что их нельзя пересказать. Что же от них останется?» Лирическую силу слова невозможно передать прозой:
Есть слова. Что жгут как пламя,
Что светят вдаль и вглубь – до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Считаю, что «равен измене» и обзор многих произведений литературы вместо чтения текстов. Стараюсь привлечь учащихся к изучаемому произведению, учитывая их индивидуальные особенности и возможности. Приступая к изучению трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», тщательно продумываю заранее индивидуальные задания, выделяю чтецов, артистов, знатоков текста пьесы, музыкантов, оформителей, художников. Самый интересный, самый нужный – вводный урок. Работают почти все учащиеся. Предлагаю создать свой сценарий на тему: «А любовь остается жить!» Результатом совместной работы становится урок-размышление, а это лучшая в наших условиях реклама произведения, которую нужно прочитать. Особенной удачей можно назвать просмотр балета «Ромео и Джульетта» Крымского Академического Музыкального Театра, открывшего для ребят тайны высокого искусства.
Но каким бы благодатным и интересным материалом мы не располагали, эффективность занятия будет зависеть от активности ребят, поэтому предлагаю им сотрудничество, которое включает и их личностные интересы: это могут быть конкурсы, накопление баллов за несколько уроков, самостоятельно найденные материалы к уроку, участие в исследованиях, привлечение произведений других видов искусства и т. д.Главное в этом: процесс познания прекрасного, соучастие, сотрудничество учителя с учащимися. Чтобы соучастие старшеклассников в уроке было деятельным, я часто прибегаю к индивидуальным заданиям, ставлю проблемные вопросы, провожу уроки-исследования, уроки-конференции, уроки-сопоставления.
Но наши дети не оторваны от тех процессов, что происходят в обществе, а ведь в критике все чаще подвергается сомнению не только художественная ценность тех или иных произведений, но даже существование советской литературы как таковой. Эта своеобразная ситуация накладывает отпечаток на изучение произведений В. Маяковского, А. Фадеева, М. Шолохова и других. Как важно мнение юного читателя в таком случае! Учащиеся пишут после изучения романа «Тихий Дон»:
«Что же будет с Григорием Мелеховым? Ведь он не принял этого враждующего мира, ведь он стремится к миру, жизни, труду на земле. Шолохов — правдивый художник, он не приукрашивает финал романа».
«"Тихий Дон" и наше время. Как это соотнести? Шолохов и сейчас учит искать нравственные ценности не на путях классовой борьбы и нетерпимости, а на путях мира и гуманизма».
Учащиеся думали, сравнивали, делали выводы. Они сумели увидеть и талант писателя, и глубину изображения жизни, и красоту поступков, и силу человеческой любви. Они выберут сами, читать ли им Шолохова, Маяковского, Булгакова. Еще об одном аспекте. Иногда одной малой деталью художник умеет сказать очень многое. Как тут не вспомнить В. Маяковского, который писал: «Но бывает, жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду». У Маяковского — это звезды, которые кто-то зажигает, у Шолохова «черное небо и черный диск солнца» над головой Григория, похоронившего Аксинью, у Булгакова «желтые тревожные цветы в руках ищущей Маргариты». Как бывает важно обратить внимание ребят на эти детали-символы, которые помогут понять смысл, а иногда целый мир переживаний!
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Б. Пастернак
Неудивительно, что образ поэта у некоторых учащихся ассоциируется с образом горящей свечи. Таким образом, учащиеся часто идут в своем понимании от топора в руках Раскольникова до креста и Евангелия. А это тоже путь понимания истины.
Но, к сожалению, часто бывает на уроке горько: это те минуты, когда не видишь интереса в глазах ученика. Это бывает по разным причинам, и причины эти надо найти. Надо подумать над тем, как создать ситуацию успеха для каждого ученика, как научить каждого организовать его деятельность, вызвать его интерес, учесть его индивидуальные особенности.
Прежде всего стараюсь вызвать внимание каждого ученика.
Пробудить любопытство, интерес, произнести что-то интригующее, захватывающее. Приходится быть артистом, художником, режиссером и критиком, иногда стараюсь пробудить мысль, а иногда и утешить, помочь, дать совет. Писали недавно ребята сочинение на морально-этическую тему: «Моя любовь без дна, а доброта – как ширь морская…»
Сколько своих «откровений души» доверили! И пришлось убеждать, доказывать, что в любой ситуации человек остается человеком, что любовь существует и просто еще не пришла ее пора, что добиться своей цели можно, несмотря на финансовые трудности, что жизнь можно изменить к лучшему. А потом я просто читала эпизоды из книг, газетные и журнальные очерки, рассказывала случаи из жизни, декламировала стихи:
Во всем мне хочется
Дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте …
Они спорили, в чем-то не соглашались, приводили примеры из современной жизни. Но им было интересно, они старались понять меня, а я их. В этом и заключается не только учебная цель урока, но и воспитательная: учить жизни, учить нравственности. И тогда ребята будут откликаться на многие просьбы, интересоваться уроком, который будет. Я предоставляю ребятам возможность быть моими помощниками, ассистентами, а иногда и выступить в роли учителя. Но к каждому надо подойти дифференцированно, индивидуально, так как у каждого ученика свой путь, свои возможности, свой темп. Иногда «победа» слабого или среднего ученика на уроке дороже блестящего ответа отличника. Отметки учащимся выставляю обычно, комментируя их, учитываю и ценю собственные их мысли, умение дополнить ответ, умение рассуждать. Высоко оцениваю знания, добытые самостоятельно, ценю тех учащихся, которые работают над дополнительной литературой. Всегда учитываю оригинальность сочинений, умение нарисовать иллюстрацию к произведению, оформить реферат, подобрать нужную картинку к ответу по литературе, составить викторину или кроссворд, принести нужную на урок книгу, журнал. Эта деятельность — сотрудничество, которое дает возможность рассматривать нашу деятельность как живую, динамичную, открытую, что способствует развитию личности ребенка.
Особенно ярко это проявляется в словотворчестве ребят, где стихосложение становится самой привлекательной формой самовыражения учащихся. Заботясь «о пробуждении поэзии» в ребенке, мы заботимся о воспитании поэтического вкуса, языковой культуре и тем самым о воспитании художественного вкуса вообще и о воспитании эстетически-творческого, активного отношения к искусству.
К «стиховому воспитанию детей» призывал известный педагог В.А.Сухомлинский и говорил, что в развитии детей первое место должно принадлежать словотворчеству, что благодаря ему дети становятся чувствительней к тончайшим средствам влияния – к слову и красоте. Радость словотворчества – это самая доступная для детей интеллектуальная одухотворенность.
А с чего же начать работу? Поставить перед собой задачу: не поэтов воспитывать, а раскачать ребят, дать им возможность познать свои способности, силы, раскрепоститься, начать творить…
Надо научить детей видеть, слушать, наблюдать, воспринимать, как к этому призывал поэт Николай Рыленков:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Прогулка по осеннему школьному парку – самое доступное для детей, впечатления от которой можно закрепить беседой:
- Что вы видите?
- Какие звуки привлекают ваше внимание?
- В какие краски окрашен осенний парк?
- Вспомните стихи известных вам поэтов об осени.
После прогулки определяем слово «осень» разнообразными эпитетами (золотая, пламенная, пышная, унылая, прозрачная…); подбираем эпитеты для выражения непосредственно личного осеннего настроения (приподнято-торжественное, грустное, унылое, безрадостное); подбираем иллюстрации с осенним пейзажем, сравнивая осень на этих иллюстрациях; находим сравнения к отдельным явлениям осени, а затем к осени в целом: как перо жар-птицы, как царевна (нарядная, красивая), как закат солнца (с деревьев падают красные листья), как добрая хозяйка (много припасов, угощает).
Теперь можно приступить к словотворчеству:
Подбираем рифмы к словам:
Стучится –
Заскрипели –
Стая –
Вьюга –
Цветов –
Седая –
Зеленый –
По готовой рифме сочиняем четверостишие:
…отпели,
…отцвели,
…побледнели,
…ушли.
Пример:
Вот птицы отпели,
Цветы на кустах отцвели.
И травы совсем побледнели,
И теплые ветры ушли.
И результатом этой работы становится маленький поэтический шедевр:
Осенняя ночь
Прекрасна осенняя ночь простотой,
Хрустальной прохладой и яркой звездой,
И облаками, плывущими где-то,
Согретых руками жаркого лета.
Танцует вальс лист пожелтелый,
Но в танце своем он какой-то несмелый.
И наземь ложится, тихо шурша.
Осенняя ночь, как ты хороша!
Обучая ребят словотворчеству, стремлюсь к тому, чтобы их стихи были самобытными и неповторимыми. А вот еще одно детское откровение:
Волна
Волна, волна, за ней другая,
Уходит вдаль, к тяжелым якорям,
И, словно прима неземная,
Взлетит мечтами к небесам.
Ее зовут Елена, прекрасней слова нет.
И ветер шепчет о волне.
Ее надежды – корабли.
Я тоже быть хочу волною,
Стремиться к вечным берегам.
И пусть когда-то на восходе
Ударю в скалы и умру.
И пусть когда-то ветер вспомнит,
Что где-то я, что я живу!
Возможно эти стихи пока несовершенны. Главное – желание выразить свои сокровенные мысли, богатство души и сердца.
Это ещё раз показывает нам, что каждый из написавших свои первые стихи интересен и по-своему уникален.
Я внушаю учащимся, что каждый из них самобытен, что каждый должен оставаться самим собою, не подстраиваться под других, сохранять свою самостоятельность, иметь свою точку зрения; я внушаю, что каждый человек — это яркая индивидуальность, а если это не проявилось, то нужно к этому стремиться, необходимо также сопротивляться шаблону:
Мы – табун, все в нас едино –
Отвращение, обожанье;
Тот чужой, кто в час забавы
Не подхватит наше ржанье.
«Всеобщее ржанье» ликвидирует личность, топчет самобытность. Но и талант без трудолюбия гибнет. Привожу в пример ученикам Сократа. Почему Сократ был лучшим философом древности? Потому что он был лучшим гражданином и лучшим человеком своего времени. В этом секрет могучего влияния на людей.
Где же учителю искать свой секрет влияния на учеников?
Дети всматриваются в нас пытливо. Но мы выполняем свою миссию лишь тогда, если учим их не только знать, понимать и мыслить, но и быть людьми высокой души. Конечно, испокон веков главным учительским делом считалось обучать детей основам наук. Но всегда спрос с учителя был больше. Считаю, что у учителя должен быть свой индивидуальный стиль. На чём он основывается? Прежде всего на изучении общей методики, на постижении опыта других учителей. Создание личного опыта – это коррективы многовекового опыта педагогики и психологии, этики и эстетики, создание своей методики, которая не идёт вразрез с наукой и передовым педагогическим опытом, а дополняет, обогащает то, что уже создано.