Урок географии в 6 классе по теме Погода. Климат

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бережновская средняя школа»
Николаевского муниципального района
Волгоградской области






Работу выполнила
Бочковая Валентина Михайловна,
учитель ИЗО
МКОУ «Бережновская СОШ».



2014 -2015 уч.год.
Цели урока:
предметные: давать определение погоде и климату;
называть элементы погоды, объяснять причины, влияющие на
изменение погоды;
получить представление о климате;
оценивать влияние климата и погоды на природу и жизнь
человека;
метапредметные: определять цель учебной деятельности;
анализировать текст учебника, извлекать из него
необходимую информацию;
излагать своё мнение, подтверждая фактами;
создавать устные и письменные тексты определений новых
понятий;
личностные: оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях,
осознавать целостность мира.
Формы работы : индивидуальная, парная, фронтальная. 

Оборудование:   
Раздаточный материал – отрывки из произведений русских поэтов;
Карточки с текстами заданий для закрепления;
Учебники, атласы, рабочие тетради;
ИКТ (презентация). 





Ход урока
Организационный момент.

Ученики слушают отрывки из произведений, которые читают несколько учеников по опережающему заданию ( А.С.Пушкин «Зимнее утро»; Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»; И.С.Никитин «Спокойно небо голубое», сопровождая чтение показом на слайдах презентации; А.А.Фет «Еще вчера, на солнце млея» ) ; анализируют, выявляют общее, пытаются сформулировать тему урока;

Учитель:
Что общего в этих произведениях?
О чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Все ли мы знаем о погоде? Может стоит прекратить наш урок.
Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи, которые, как вам кажется, предстоит нам сегодня решить.

Задание:
Подойдите, пожалуйста, к окну. Опишите погоду сегодняшнего дня.
В течение года вы вели календарь погоды. Откройте свои календари. Вспомните, с помощью каких показателей вы анализировали погоду каждого дня?

2. Опрос.

А сейчас разомнемся.
Вам предстоит экспресс-опрос, суть которого заключается в следующем:
учитель по цепочке задает вопрос. Задача каждого из вас, которому будет данный вопрос адресован, быстро дать правильный ответ.
Поехали:

1) Что такое атмосфера? Каков состав атмосферы?
2) Какие бывают облака? Вспомните, какие облака сегодня вы наблюдали на небе, когда шли в школу?
3) Что такое ветер?
- Какой прибор определяет направление ветра?
4) Что называется атмосферным давлением?
- Как изменяется давление с высотой?

Когда-то в детстве я прочитала забавную историю, объяснение которой не могла дать по причине определенного незнания.
Послушайте текст этой истории. Потом попытайтесь дать научное объяснение этому факту.
«В книге шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу пусть оно меня и греет». И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть ли не до самых туч. «Вот теперь, пожалуй, хватит!» - сказал Тролль. – Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну». И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый: если уж ему в голову что западет – ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом – и построил. Солнце как будто бы близко, а все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз».

- Как вы считаете, почему замерз глупый Тролль?
- Как происходит нагревание земной поверхности?
- С помощью какого прибора измеряют t0 воздуха?
- Что происходит с температурой с высотой и почему?

Подведем итоги нашей разминки.
Оцените себя и товарища по парте по пятибалльной системе по работе в разминке.

Изучение нового материала.

( беседа о погоде).
Учитель: Люди издавна ведут наблюдения за погодой. У народа сложились приметы о погоде. В качестве опережающего задания вы должны были взять интервью у своих близких. Какие же приметы о погоде известны вам и вашим близким?
Для чего нужны сведения о погоде? Приведите примеры.
А можем мы сказать, что это такое, погода?
Сформулируйте сами и запишите в тетради определение, что такое погода.
А теперь найдите в тексте учебника (§ 20) определение «Погода», прочитайте и сравните со своим определением.
По радио и телевидению вы слушаете сообщения о погоде в нашей стране и за ее пределами.
Какие признаки погоды вы знаете? Запишите их в тетрадь .
Сравните свои записи с информацией на слайде учебной презентации.

Работа с текстом учебника.
Подумайте, почему меняется погода?
Кто в этом виноват?
Откройте учебник , прочитайте «Почему изменяется погода?» и ответьте на эти вопросы.
В чем причины изменения температуры воздуха и перемещения ВМ.
К каким последствиям ведут эти изменения?

Физ. минутка

Подведем итоги нашего разговора.

«Климат»
Погода меняется постоянно, но наблюдая за ней, люди заметили, что в ее изменениях в течение года существует определенный порядок, или режим, т.е. режим погоды.
Проанализируйте диаграммы типов погоды по слайдам презентации (работа проводиться в парах; каждая пара работает по одной диаграмме)
Сравните диаграммы за самый теплый июль 1972 года и самый холодный июль 1968 года с диаграммой средней многолетней.
Какие типы погод общие для них и чем они различаются?
Сформулируйте определение климата самостоятельно
Проверьте свое определение по слайду презентации.

Сведения о погоде передаются с метеостанций, спутников Земли в спецучреждения – гидрометеослужбы, а из них – во Всемирные метеорологические центры. В них составляется «карта погоды».

А сейчас немного поиграем.
На доске висит физическая карта России. На столе учителя лежат карточки с условными обозначениями низкого атмосферного давления, высокого давления, стрелки, символизирующие направление ветра и различные показания температуры.
Учитель вывешивает на различные территории показания атмосферного давления. Задача ученика дополнить знаками возможность возникновения данного атмосферного давления на указанных территориях.

Ребята, как вы считаете, почему на разных территориях климат различный?
Рассказ учителя о климате экваториальной Африки и Арктических островов, климате Центральной России и п-ова Индостан, введение понятия «климатообразующие факторы» и показ слайдов:
1. Географическая широта
2.Рельеф
3.Абсолютная высота
4.Отдаленность от океана
5.Океанические течения
6. Подстилающая поверхность

Подведем итоги нашего разговора о климате

4. Закрепление учебного материала.

А теперь проверим, как мы усвоили материал нашего урока.
(Обучающиеся выполняют тест с дифференцированными по уровню сложности заданиями. Учитель также предлагает поставить оценку, на которую они смогли бы ответить сегодня по новому материалу. )

5. Рефлексия.
Самооценка работы в течение урока
А теперь определите, что вы будете делать с новыми знаниями (рис. Предметов на слайде):
ЧЕМОДАН – возьму с собой все, что узнал и буду пользоваться;
МЯСОРУБКА – мне еще нужно кое-что осмыслить;
КОРЗИНА – мне эти знания не пригодятся


6. Задание на дом.

§ 20 – 21;
По желанию обучающиеся могут выполнить творческие задания по составлению загадок, кроссвордов и ребусов по теме.


Урок географии
по темеAngsana New"Погода. Климат"Comic Sans MS6 классAngsana New