Урок литературы на тему:Испытание любовью (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин). (9 класс)


Урок литературы ( 9 класс) в формате технологии развития критического мышления.
Тема: « Испытание любовью» (по роману А.С. Пушкина « Евгений Онегин»).
Приёмы ТРКМ: « Ключевые слова», « Ассоциативные ряды», « Инсерт», « Перекрёстная дискуссия», « Письменная рефлексия», « Трёхчастный дневник».
Цели урока:
1. Через мотивацию поступков героев романа рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви.
2. Развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения.
3.Развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
4. Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
5. Создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Литература: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», фрагменты рассказа А. Куприна « Гранатовый браслет», письма А.С. Пушкина.
Ход урока.
1) Стадия вызова.
Начало урока предназначено для актуализации уже имеющихся знаний у учащихся. Важно включить в систему оценки личный, пусть иногда незначительный жизненный опыт ребят. Задача этой стадии урока: заинтересовать, мотивировать на дальнейшую деятельность, создать ассоциации, являющиеся сильным активизирующим фактором.
Можно сказать ребятам, что любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. И спросить их:
- А что есть любовь для вас?
- С чем ассоциируется это слово? ( Составляется ассоциативный ряд: счастье, взаимопонимание, страсть, верность, испытание, чувственность…).
Каждый из нас мечтает о такой любви. Поэтому эта тема очень понятна и близка старшеклассникам. Очень важно создать доверительность между учителем и учениками. Можно зачитать высказывание одного из героев рассказа А.Куприна « Гранатовый браслет» генерала Аносова: « Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. То, про которую сказано, - « сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».
Задаётся ученикам вопрос:
- Что нужно двум половинкам, чтобы понять что он – единственный в мире, что она – самая прекрасная на земле? ( Мгновение, время, годы, целая жизнь…)
Герои романа А.С. Пушкина проходят испытание любовью.
Учащиеся без труда определяют цели урока: понять мотивацию поступков героев, причины драмы несостоявшейся любви.
- Легко ли сказать … люблю?
-Как вы думаете, почему влюблённые люди избирают для этого эпистолярный жанр?
- Почему Татьяна выбирает письмо?
Предполагаемые ответы учеников:
- Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно. Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятым. Написать письмо легче. Так считают многие старшеклассники. Ведь ты не смотришь в глаза. Однако многие ребята практически не пишут друг другу письма.
Очень интересно обратиться к письмам А.С. Пушкина.
« Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали. У меня не хватило мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии…»
« Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её. Голова у меня закружилась..» ( Н.И. Гончаровой, матери Натальи Гончаровой).
Поэт объясняется в любви… Удивительно, но эти письма написаны будущей тёще поэта. Пушкину легче было говорить о своей страстной любви чужому человеку?
А как это происходит с героями романа?
Попробуем проникнуть в тайны женской души.
Итог первого этапа урока очевиден: учащиеся включают в систему оценки сой личный опыт, формируется собственная жизненная концепция. Сделан первый шаг, чтобы сблизить эпоху поэта с нашим временем.
2) Следующий этап урока – стадия осмысления, на которой учащиеся получают опыт работы с художественным текстом как активно мыслящие и думающие читатели. Даётся возможность отследить процесс рождения новых идей.
Очень интересными с точки зрения эмоционального восприятия текста являются такие технологические приёмы, как работа с « ключевыми словами», « перекрёстная дискуссия», маркировка текста « Инсерт», « трёхчастный дневник».
Письмо Татьяны.
- Что есть любовь для героини?
- Какие ключевые слова в тексте помогут понять её внутренний мир, проникнуть в тайны её души? Учащиеся заполняют трёхчастный дневник.
( Эта форма работы может быть выполнена дома).
« Трёхчастный дневник»
Ключевые слова Комментарии к ним Комментарии к комментариям
« Меня презреньем наказать…»
« Моей несчастной доле…», « горького мучения…» Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна… « Только слышать ваши речи…»
« Я твоя…»
« Хранитель мой…»
« Послан богом…» Любовь для неё – величайшая радость,
Возвышенное чувство… Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций.
« В сновиденьях мне являлся…»
« Чудный взгляд…»
«Воля неба…» Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние « книжной любви» Евгений Онегин.
- Его представления о любви? ( « Резкий охлаждённый ум» или благородной души человек?)
Рассмотрите сцену объяснения Онегина и Татьяны.
В работе с художественным текстом может помочь технологический приём – маркировка текста « Инсерт».
Попробуем разобраться. Почему Онегин свой монолог называет исповедью? А автор, обращаясь к читателю, говорит: « Так проповедовал Евгений».
- С чем ассоциируются эти слова?
- Какое слово оставляет шанс влюблённому человеку, а какое ставит точку в отношениях?
- Как вы воспринимаете монолог Онегина?
Текст можно промаркировать с позиции:
+ Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить « души доверчивой признанья».
- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: « Ноя не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.
? Мне трудно определиться в этом вопросе. Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну « властвовать собою».
В процессе анализа текста можно ввести элемент « перекрёстной дискуссии».
« Защита героя».
- Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Предлагается юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам – Евгения. Это может выглядеть так.
Татьяна
- решительная;
- у неё открытое, чистое сердце;
- искренняя, чувственная;
- не способна предать;
- была бы верной женой…
Онегин
-эгоист, причиняет Татьяне боль;
- не желает понять душу влюблённой девушки;
-не даёт шанс ни ей, ни себе;
-обрекает себя на одиночество.
Онегин
- честный, открытый, благородный человек;
- не способен лгать;
- не любит её, ведь сердцу не прикажешь…
Татьяна
- живёт в своём придуманном мире;
-создала себе образ некоего идеального мужчины;
-слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…
Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
Данные технологические приёмы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.
3) Этап рефлексии очень важен на заключительном этапе урока. Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Интересным приёмом на этой стадии урока может быть письменная рефлексия: сочинение – эссе ( 6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме):
1. Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?
2. Есть ли место героям романа в нашем мире?
4) Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему:
1. Какими вы видите Ольгу Ларину и Владимира Ленского?
2. А этим героям есть место в современном мире?