Конспект урока по литературе на тему : «Встреча в салоне Анны Павловны Шерер» (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Тема: «Встреча в салоне Анны Павловны Шерер» (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цель: познакомить учащихся с принципами изображения Л.Н. Толстым великосветского общества.
- образовательные: 1) познакомить учащихся с приемами изображения Л.Н.Толстым великосветского общества; 2) определить роль эпизода «В салоне А.П.Шерер» в композиции романа.
- развивающие: 1) развивать умение сравнивать, сопоставлять сходные эпизоды различных литературных произведений; 2) развивать творческие способности учащихся; 3) способствовать формированию информационной культуры школьников.
- воспитательные: 1) воспитывать отрицательное отношение детей к лицемерию, нечестности; 2) продолжать формирование навыков работы в группе, воспитывать уважительное отношение к мнению других людей.
Оборудование: к первым главам романа иллюстрации, стол, покрытый скатертью. Видеозапись начала романа на французском языке. Запись, пока скрытая от учащихся: Метод “срывания всех и всяческих масок”. Презентация.
Тип урока: Урок – диалог с элементами исследования.
ХОД УРОКА:
Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели.
Л. Толстой
Приличьем стянутые маски
М. Лермонтов
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности
Аудиозапись. Звучит музыка (полонез)
Ребята, во время прослушивания аудиозаписи, что вы представляли?
Ответы: Эта музыка часто звучала на балах 19 века. Бал полонезом начинался.
Слово учителя.
Объявляются цель и задачи урока, записываются тема, эпиграф и план.
Озвучить цели и задачи урока:
- Кто такая Анна Шерер? Почему светское общество собиралось у нее?
- Кто собирался в салоне? С какой целью?
- Как они себя вели?
Итог: Почему Л.Н.Толстой начинает роман с вечера в салоне А.Шерер?
III. Работа над темой урока.
«Салон уж начался!» (На стол, покрытый скатертью, ставится подсвечник, зажигаются свечи).
«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме
( Б.Пастернак)
Слово учителя
- Давайте посмотрим, кто же слетался на свет свечи в салоне Анны Павловны Шерер.
Фрагмент фильма
1. Метод «Снежный ком»
Вопросы: Кто такая Анна Шерер? Как ее нам представил в романе Л.Н.Толстой? ( строки из произведения)
Ответ: фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны.
2. Работа в парах
Заполнение таблицы
Ф.И.
Статус
Цель посещения
Поведение






Аня и Асан – князь Василий и Элен
Ксения и Гулиза – княгиня Друбецкая
Мустафа и Гузель – Андрей Болконский и Лиза Болконская
Влад и Ваня – Пьер Безухов
Важный и чиновный князь Василий имеет влияние при дворе, о чем говорят его “звезды”. Он приехал узнать, решен ли вопрос о назначении барона Функе первым секретарем в Вену, так как хлопотал об этом месте для своего сына Ипполита. В салоне Анны Павловны у него появляется еще одна цель – женить другого сына Анатоля на богатой невесте княжне Марье Болконской.
Элен – красавица. Ее красота ослепляет (блестящее ожерелье). Дочь князя Василия не произнесла в салоне ни слова, только улыбалась и повторяла выражение лица Анны Павловны. Она училась правильно реагировать на рассказ виконта. Элен заехала за отцом, чтобы отправиться на бал к английскому посланнику.
Говорит не к месту, но настолько самоуверенно, что никто не может понять, умно или глупо сказанное.
Княгиня Болконская чувствует себя в салоне, как дома, поэтому привезла ридикюль с работой. Она приехала повидать друзей. Говорит капризно-игривым тоном.
Князь Андрей имеет “два лица” (то гримасу, то неожиданно добрую и приятную улыбку), “два голоса” (говорит то неприятно, то ласково и нежно), поэтому его образ связан с маской. Он приехал за женой. Цели нет: скучающий, как у Онегина, взгляд. Князю Андрею здесь все надоело. Он решил идти на войну и позднее скажет Пьеру: “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”
Княгиня Друбецкая, знатная, но обедневшая. Она приехала выхлопотать место для сына Бориса. У нее “исплаканное лицо”. Когда обращается к князю Василию, то старается улыбаться, “тогда как в ее глазах были слезы”, поэтому - платок.
Пьер – новичок в салоне Анны Павловны, да и вообще в салоне. Он много лет провел за границей, поэтому все ему интересно. Он смотрит на мир наивно восторженно, поэтому - очки. Сюда молодой человек приехал в надежде услышать что-нибудь умное. Говорит он оживленно и естественно.
Вывод:
Беседа.
-Мы слышим героев, причем говорят они по-французски.
-Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?
-Здесь разделяют Францию и Наполеона.
-Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?
-Так было принято. Знание французского языка было обязательным для дворянина.
Итак, перед нами образованные люди. Можно предположить, что на французском языке мы услышим философские мысли о жизни, остроумные замечания, интересные беседы
Что ж, образование, знание иностранных языков не всегда признак интеллигентности, порядочности, внутренней культуры. Может быть, Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, что за внешним лоском некоторых героев скрыта внутренняя пустота.
Портреты героев.
Вы никогда не были в салоне? Л.Н. Толстой приглашает нас. Попытаемся узнать героев.
Опрос-викторина “Чье это лицо?”
“Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой.., с которою она вошла в гостиную”.
(Элен)
“Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.
(Ипполит)
“С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся”
(князь Андрей)
“светлое выражение плоского лица”.
(князь Василий)
“Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице”
(Анна Павловна)
-Перед нами лица или маски? Докажите.
-Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.
V. Рефлексия
-Пьер ждет от салона чего-нибудь выдающегося, князю Андрею все это уже давно не нравится. А как относится к салону Анны Павловны Л. Толстой? Почему за тетушку был стул?
-Тетушка только место. Она никому не интересна. Каждый гость повторяет перед ней одни и те же слова.
-Почему Пьеру был отвешен небрежный поклон?
-В салоне своя иерархия. Пьер незаконнорожденный.
-Почему княгиня Друбецкая сидит рядом с никому не нужной тетушкой?
-Она просительница. Ей оказана милость. Люди в светском обществе ценятся по богатству и знатности, а не по личным достоинствам и недостаткам.
-Почему употребляется редкое словечко “грипп” и присутствуют редкие гости?
-Салон претендует на оригинальность, но все это – лишь внешний лоск, как и французская речь, а за ней – пустота.
Обсуждение и запись “ метода срывания всех и всяческих масок”.
Мы почти не видим искренних, живых людей, поэтому на красивом столе с красивым подсвечником сегодня у нас с вами лежат вещи. Писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки.
-А почему рядом с этими вещами нет пенсне Пьера?
-Он чужой в салоне.
Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.
-Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.
-Анатоля Курагина решают женить на Марье Болконской.
-Князь Андрей готовится идти на войну.
-Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.
-Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.
VI. Итог урока
Молодцы, ребята! Сегодня вы замечательно поработали на уроке. Давайте еще раз, согласно плана, вспомним, что нового узнали на уроке.
(1.Чрезмерное употребление французской речи есть отрицательная характеристика высшего общества. Как правило, Толстой употребляет французский язык там, где фальшь, неестественность, отсутствие патриотизма.
2. Для разоблачения фальши высшего общества Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок».
3. Отрицательное отношение к салону Шерер и его гостям выражается через использование таких приемов, как сравнение, антитеза, оценочные эпитеты и метафоры.)
Мы достигли цели, поставленной в начале урока?
Запишите домашнее задание.

VI. Домашнее задание: Прочитать т.1, ч.1, гл. 6 - 17.Проанализировать эпизод «Именины Наташи Ростовой».
“Приличьем стянутые маски” - вспоминаются слова М.Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер.
Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким “ и не желает, чтобы верили”. На наших глазах разыгрывается старая пьеса, а ведущие актеры – хозяйка и важный князь Василий. Но именно здесь читатель знакомится со многими героями произведения.
“Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”, - пишет Л. Толстой о людях. Нет, о марионетках! Элен – самая красивая и послушная из них (выражение ее лица отражает, как зеркало, эмоции Анны Павловны). Девушка не произносит за весь вечер ни одной фразы, а только поправляет ожерелье. Эпитет “неизменяющаяся” (об улыбке) и художественная деталь (холодные бриллианты) показывают, что за ошеломляющею красотой – пу-сто-та! Сияние Элен не согревает, а ослепляет.
Из всех женщин, представленных автором в салоне фрейлины, наиболее симпатична жена князя Андрея, ожидающая ребенка. Она вызывает уважение, когда отстраняется от Ипполита Но и к Лизе приросла маска: с мужем дома она говорит тем же капризно-игривым тоном, что и с гостями Шерер.
Болконский – чужой человек среди приглашенных. Создается впечатление, что, когда он, щурясь, оглядел все общество, то увидел не лица, а проник в сердца и мысли – “зажмурился и отвернулся”.
Только одному человеку улыбнулся князь Андрей. И того же гостя Анна Павловна встретила поклоном, “ относящимся к людям самой низшей иерархии”. Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи представляется этаким русским медведем, которого надо “образовать”, то есть лишить искреннего интереса к жизни. Писатель симпатизирует Пьеру, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке. Естественность Безухова пугает Шерер, она вызывает у нас улыбку, а незащищенность – желание вступиться. Так и делает князь Андрей, говоря: “Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг?” Болконский знает, что никого в салоне не интересует мнение Пьера, люди здесь самодовольны и неизменны
Л. Толстой, как и его любимые герои, относится к ним отрицательно. Срывая маски, автор использует метод сопоставления и контраста. Князь Василий сравнивается с актером, его манера говорить – с заведенными часами. Метафора “сервировала своим гостям сначала виконта, затем аббата” вызывает неприятное чувство, которое усиливается при упоминании куска говядины. “Снижая образы”, писатель говорит о преобладании физиологических потребностей над духовными, когда должно быть наоборот.
“Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой” - и мы понимаем, что герои в салоне разделены по принципу антитезы и что автор на стороне тех, кто ведет себя естественно.
Данный эпизод играет важную роль в романе: здесь завязываются основные сюжетные линии. Князь Василий решил женить Анатоля на Марье Болконской и пристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собирается идти на войну.



















13PAGE 15


13PAGE 14115