Урок самопознания на тему Независимость глазами детей


План урока «Самопознание»
Школа: КГУ «Гимназия № 83» Дата 14.12.15.Тема: Независимость глазами детей
Ценность: Ненасилие
Качества: обретение и сохранение независимости, толерантность, активная гражданская позиция.
Педагог Родионова Инна Михайловна Класс 9 «А» Кол-во уч-ся 30
Цель: способствовать раскрытию общечеловеческой ценности « Ненасилие» через углубление представлений учащихся о независимости, как самостоятельности, отсутствие подчиненности.
Задачи:
Образовательная: раскрыть смысл понятия «независимость», ее обретение и сохранение;
Развивающая: развивать толерантность, умение общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации;
Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию. Ресурсы:
Ручки,
интерактивная доска, слайды, музыкальные
файлы для проведения позитивного настроя, для группового
пения,
раздаточный материал
I.Орг.момент. Позитивный настрой.
Под спокойную тихую музыку учитель читает текст:
“Исцеляющий свет нашего сердца”
Сядьте удобно, закройте глаза и загляните вглубь своего сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный, размером с булавочную головку, цветной огонек. Цвет этого огонька восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонек начинает увеличиваться, заполняя собой ваше сердце. Увидьте, как этот прекрасный свет пронизывает все ваше тело – от кончиков пальцев рук и ног, до макушки. От вас исходит поразительное по красоте и богатству оттенков свечение. Это - ваша любовь и исцеляющая энергия. Позвольте прекрасному свету коснуться окружающих вас людей, живущих в нашем прекрасном городе Алматы. Давайте пошлем любовь всей Республике Казахстан, всем людям, живущим в нашем государстве. Давайте поделимся своей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган, с теми, кому причинили боль. Каждому человеку. Поместите в свое сердце всю планету, животных, птиц, рыб, растения и, конечно всех людей. Увидьте, на Земле воцарятся мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для того, чтобы этот мир стал счастливым. Вы прекрасный человек. Вы – чудесны. Знайте, что это – правда. Пусть всегда будет так…
Откройте глаза и улыбнитесь. Спасибо!
- Что вы представляли, когда я читала позитивный настрой?
II.Проверка домашнего задания.
Примечания
П/настрой
Музыка кюя
III.Позитивное высказывание (цитата).
- В преддверии замечательного праздника Независимость Республики Казахстан и тема нашего урока необычная «Независимость глазами детей»
Цитата урока «Сохранение независимости намного сложнее, чем ее обретение» Н.А. Назарбаев
- Как поняли суть высказывания?
- Получив независимость, нужно научиться, разумно ею пользоваться: защищать от посягательств извне, сохранять дипломатические отношения, выполнять законодательство, придерживаться политических взглядов.
- А вот что означает понятие «независимость» в словаре Ожегова: самостоятельность, отсутствие подчинённости, свобода.
Тема
Цитата и
портрет
Словарь
Ожегова
IV. Рассказывание истории. Подарок. (беседа)
- К сегодняшнему уроку мы приготовили вам подарок.
Притча «Благословить камень» (инсценировка учащимися)
Жил один человек, который принёс Мастеру камень и сказал:
— Пожалуйста, благослови этот камень!
Мастер взял камень и положил его на землю.
— Теперь он благословлён, — сказал он, — потому что он на своём месте. Находясь в руке, он всегда в неустойчивом положении, так как он зависит от тебя с того времени, когда ты поднял его и держишь в руке. Пусть он лежит на земле и занимает своё собственное место, чтобы быть спокойным и независимым. Теперь я благословляю и тебя!
Вопросы:
1. Понравилась ли вам притча?
2. Для чего человек принес мастеру камень?
3. Какие были действия и ответ мастера?
4. Что значит, камню находиться на своем месте?
5. А что это значит для человека?
6. Достаточно ли для жизни человека просто находиться на своем месте?
Вывод: Конечно, не достаточно. Нельзя просто жить, смирившись со своей судьбой, ничего не меняя в своей жизни. Лучше самим ее вершить, распоряжаясь своими собственными желаниями, умением владеть собой и своей жизнью, принося любовь всему, что нас окружает.
Притча
V. Творческая деятельность, групповая работа.
Групповая работа.
В группе по 5 человек, всего 6 групп.
3 группы составляют синквейн, 3 группы анаграмму
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл, цитата.
5 строка – заключение в форме существительного, синоним (ассоциация с первым словом).
Примеры синквейна:
1) Независимостьабсолютная, политическая проявлять, пользоваться, обеспечивать Независимость – это возможность жить и распоряжаться своей жизнью.
Свобода
2) Независимость
национальная, достойная
ограждать, принимать, предполагать
Независимость — право каждого государства.
самостоятельность
3) Независимость
временная, постоянная
распоряжаться, выстраивать, защищать
«Сохранение независимости намного сложнее, чем ее обретение» Н.А. Назарбаев
суверенитет
Пример АНАГРАММ к слову независимость:
- Подберите к каждой букве слова независимость, положительные качества человека.
Н – неподкупность, настойчивость
Е – единство, единомыслие
З - забота, здравомыслие
А – активность, альтруизм
В – вежливость, великодушие, верность, выдержанность выносливость, внимательность
И – искренность, идейность, исполнительность, инициативность
С – самостоятельность, смелость, собранность, сдержанность, справедливость, старательность
И - исполнительность, инициативность
М – многогранность, мудрость, мягкость
О – общительность, объективность, организованность, осторожность, отзывчивость, откровенность
С – совесть, сдержанность, справедливость, старательность
Т – толерантность, трудолюбие, тактичность, требовательность
Ь-------------
2. Защита выполненных работ.
Сначала защита синквейнов, затем анаграмм.
Вывод: Независимость – это национальная ценность, которая как мозаика складывается из самых разных положительных качеств человека. И чем больше будет таких качеств в наших людях, тем лучше и легче будет жить всем на нашей прекрасной земле.
Групповая
работа
VI.Групповое пение.
«Здравствуй столица»
Серик МусалимовЗдравствуй, столица, ты вольная птица, это Астана.Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алмата.Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда.Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля.
Я поеду в Степногорск, а там в Усть- Каменогорск,Заеду в Лениногорск и там навеет грусть.Петропавловск мне звонит, друг зовёт там погостить,С ним поеду в Кустанай, где песенку споём давай.Здравствуй, столица, ты вольная птица, это Астана.Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алмата.Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда.Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля.
Друг, нам уже пора, впереди Кзыл- Орда,Там Чимкент или Тарас, дави скорей на газ.Посмотри Талды Курган, все нити тянут в Джезказган,В Актюбе идут дожди, в Уральске прохладные дни.Здравствуй, столица, ты и вольная птица, это Астана.Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алмата.Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда.Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля.Здравствуй, столица, ты вольная птица, это Астана.Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алмата.Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда.Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля.Здравствуй, столица, ты вольная птица, это Астана.Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алмата.Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда.Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля.
Пение
VII.Домашнее задание.
VIII.Заключительная минута тишины.
- Закройте глаза, вспомните все то хорошее, что было на уроке. Сохранить независимость можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за нее.
Помните, процветание нашей страны в ваших руках. Откройте глаза.
Спасибо за урок!