Адаптированная рабочая программа по предмету музыка ФГОС 1 класс для учащихся с ОВЗ


Адаптированная рабочая программапо музыке и пению
для 1 класса
Самойленко Наталья Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыка»
1 класс
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:
музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);
техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компакт дисков, видеоаппаратура, диапроектор);
музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компакт диски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя.
Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых группах, подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности.
Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в виде кружков. Занятия кружков проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие.
Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки; посещение концертов, оперных и балетных спектаклей.
Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэп-музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.
Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.
Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.
Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.
Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию
музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Место учебного предмета в учебном плане
Урок музыки в специальной коррекционной школе VIII вида является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Музыка 1- 4 классы » составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «Музыка» изучается в 1-4-х классах в объеме 68 часов в 1 классе и 34 часа в 2-4 классе. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок музыки проводится два раза в неделю по одному часу в 1 классе, и 1 час в неделю в 2-4 классе.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет четыре года.
Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные
- владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения
- элементарный опыт музыкальной деятельности
Личностные УУД
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию
- обращаться за помощью и принимать помощь
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Коммуникативные УУД
- использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п.)
Регулятивные УУД
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Познавательные УУД
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями
Содержание учебного предмета
1 класс
(2 часа в неделю)
ПЕНИЕ
Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.
Певческий диапазон (ре1 — си1).
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.
Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.
Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.
Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Игра на музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Минимальный уровень:
Знать характер и содержание музыкальных произведений;
музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).
Достаточный уровень:
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1;
различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
различать песню, танец, марш;
передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).
1класс
1 четверть
Пение
1 1 Вводное занятие. Вводный
инструктаж.
Познакомить детей с правилами поведения на уроке.
Разучивание песни
Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Восприятие музыки
Хоровое пение 2 2 Обучение певческой установке: Непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.
Продолжение работы над песней Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Хоровое пение
Правильная посадка при пении
3 3 Обучение певческой установке: Непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.
Продолжение работы над песней Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Хоровое пение
Правильная посадка при пении 4
4 Работа над певческим дыханием
Развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
Исполнение песни Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Разучивание песни
Во поле береза стояла. Русская народная песня Хоровое пение
Восприятие музыки 5 5 Работа над певческим дыханием
Развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
Исполнение песни Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Разучивание песни
Во поле береза стояла. Русская народная песня Хоровое пение
Восприятие музыки 6 6 Формирование вокально-
Хоровых навыков
Формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы. Исполнение песни «Во поле береза стояла»
Прослушивание произведения И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1. Хоровое пение
Восприятие музыки 7 7 Формирование вокально-
Хоровых навыков
Формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы. Исполнение песни «Во поле береза стояла»
Прослушивание произведения И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1. Хоровое пение
Восприятие музыки 8 8 Пение коротких попевок на одном дыхании Развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни Хоровое пение
9 9 Пение коротких попевок на одном дыхании Развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни Хоровое пение
10 10 Работа над напевным звучанием
Дальнейшая работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Разучивание песни Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок». Хоровое пение
Восприятие музыки 11 11 Работа над напевным звучанием
Дальнейшая работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Разучивание песни Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок». Хоровое пение
Восприятие музыки 12 14 Исполнение песенного материала в диапазоне (ре1 —си1). Исполнение и разучивание песен в данном диапазоне.
Исполнение песни Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Разучивание песни Веселые гуси. Украинская народная песня хоровое пение
13 13 Исполнение песенного материала в диапазоне (ре1 —си1). Исполнение и разучивание песен в данном диапазоне.
Исполнение песни Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Разучивание песни Веселые гуси. Украинская народная песня хоровое пение
14 14 Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации.
Исполнение песни Веселые гуси. Украинская народная песня
Прослушивание произведения Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Хоровое пение
Восприятие музыки
15 15 Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации.
Исполнение песни Веселые гуси. Украинская народная песня
Прослушивание произведения Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Хоровое пение
Восприятие музыки
16 16 Работа над интонацией.
Активизация внимания к единой правильной интонации.
Исполнение песни «Веселые гуси» Украинская народная песня. хоровое пение 17 17 Работа над интонацией.
Активизация внимания к единой правильной интонации.
Исполнение песни «Веселые гуси» Украинская народная песня. хоровое пение 18 18 Обобщающий урок Повторение пройденного материала Хоровое пение
Восприятие музыки 2 четверть
Пение
19 1 Развитие слухового внимания
Развитие слухового внимания на специальных ритмических упражнениях.
Повторение песни «Веселые гуси» Украинская народная песня.
Разучивание песни Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова JI. Некрасовой Восприятие музыки Хоровое пение
20 2 Развитие слухового внимания
Развитие слухового внимания на специальных ритмических упражнениях.
Повторение песни «Веселые гуси» Украинская народная песня.
Разучивание песни Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова JI. Некрасовой Восприятие музыки Хоровое пение
21 3 Развитие чувства ритма
Развитие чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
Исполнение песни Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова JI. Некрасовой
Разучивание песни Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
Прослушивание произведения Д. Кабалевский. Клоуны. восприятие музыки
хоровое пение
22 4 Развитие чувства ритма
Развитие чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
Исполнение песни Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова JI. Некрасовой
Разучивание песни Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
Прослушивание произведения Д. Кабалевский. Клоуны. восприятие музыки
хоровое пение
23 5 Работа над певческим дыханием.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
Исполнение песни Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
Разучивание песни К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Прослушивание произведения М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». восприятие музыки
хоровое пение
24 6 Работа над певческим дыханием.
Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
Исполнение песни Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
Разучивание песни К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Прослушивание произведения М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». восприятие музыки
хоровое пение
25 7 Работа над кантиленой
Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера.
Развитие умения петь плавно — песни напевного характера.
Исполнение песни К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Разучивание песни Частушки-топотушки. Музыка JI. Маковской, слова И. Черницкой. восприятие музыки
хоровое пение
26 8 Работа над кантиленой
Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера.
Развитие умения петь плавно — песни напевного характера.
Исполнение песни К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
Разучивание песни Частушки-топотушки. Музыка JI. Маковской, слова И. Черницкой. восприятие музыки
хоровое пение
27 9 Работа над пением в унисон Продолжение работы над пением в унисон, одновременно. Исполнение песни Частушки –топотушкиМузыка JI. Маковской, слова И. Черницкой.
Прослушивание произведения И. Бах. Шутка. Из сюиты 2,1067. восприятие музыки
хоровое пение 28 10 Работа над пением в унисон Продолжение работы над пением в унисон, одновременно. Исполнение песни Частушки –топотушкиМузыка JI. Маковской, слова И. Черницкой.
Прослушивание произведения И. Бах. Шутка. Из сюиты 2,1067. восприятие музыки
хоровое пение 29 11 Понимание дирижерских жестов Формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох,
начало и окончание пения)
Исполнение песни Частушки-топотушки. Музыка JI. Маковской, слова И. Черницкой.
Прослушивание произведений А.Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. восприятие музыки
хоровое пение
30 12 Разучивание песен к Новому году. Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Разучивание песен к новогоднему празднику. хоровое пение 31 13 Разучивание песен к Новому году. Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Разучивание песен к новогоднему празднику. хоровое пение 32 14 Обобщающий урок Повторение пройденного материала хоровое пение 3 четверть
Пение
33 1 Выразительное исполнение песен
Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
Разучивание песни Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Прослушивание произведения М. Глинка. Полька Хоровое пение
восприятие музыки
34 2 Выразительное исполнение песен
Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
Разучивание песни Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Прослушивание произведения М. Глинка. Полька Хоровое пение
восприятие музыки
35 3 Развитие понимания содержания песни
Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.
Исполнение песни Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Разучивание песни Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. Хоровое пение
36 4 Развитие понимания содержания песни
Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.
Исполнение песни Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Разучивание песни Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. Хоровое пение
Слушание музыки
37 5 Развитие умения слушать музыку.
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Исполнение песни Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
Прослушивание произведения П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро». Восприятие музыки
Хоровое
Пение
38 6 Развитие умения слушать музыку.
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Исполнение песни Песня друзей. Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
Прослушивание произведения П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро». Восприятие музыки
Хоровое
Пение
39 7 Характер музыки
Развитие умения определять характер музыки.
Разучивание песни Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прослушивание музыкальных произведений. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Восприятие музыки
Хоровое пение 40 8 Характер музыки
Развитие умения определять характер музыки.
Разучивание песни Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прослушивание музыкальных произведений. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Восприятие музыки
Хоровое пение 41 9 Развитие фонематичес-
кого слуха.
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
Игра «Угадай мелодию»
Исполнение песни Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Восприятие музыки
Хоровое пение 42 10 Развитие фонематичес-
кого слуха. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
Игра «Угадай мелодию»
Исполнение песни Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Восприятие музыки
Хоровое пение 43 11 Разучивание песен к 8 марта Разучивание песен посвященных празднику 8 марта Хоровое пение 44 12 Разучивание песен к 8 марта Разучивание песен посвященных празднику 8 марта Хоровое пение 45 13 Части песен Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
Исполнение песни Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прослушивание произведения Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Восприятие музыки
Хоровое пение 46 14 Части песен Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
Исполнение песни Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прослушивание произведения Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Восприятие музыки
Хоровое пение 47 15 Формы музыкальных произведений:
маршРазвитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.
Повторение разученных песен
Прослушивание произведения Марш «Деревянных солдатиков» П.И.Чайковский «Детский альбом» Восприятие музыки
Хоровое пение 48 16 Формы музыкальных произведений:
танецРазвитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения
Повторение разученных песен
Прослушивание произведения «Вальс» П.И. Чайковкий «Детский альбом» Восприятие музыки
Хоровое пение 49 17 Формы музыкальных произведений:
Песня
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения
Прослушивание произведения Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Восприятие музыки
Хоровое пение 50 18 Обобщающий урок Повторение пройденного материала Восприятие музыки
Хоровое пение 4 четверть
51 1 Характер музыкальных произведений
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: веселая, грустная, спокойная.
Разучивание песни По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Восприятие музыки
Хоровое пение 52 2 Характер музыкальных произведений
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: веселая, грустная, спокойная.
Разучивание песни По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Восприятие музыки
Хоровое пение 53 3 Знакомство с музыкальными инструментами
Баян
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
Исполнение песни По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Прослушивание произведения На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Восприятие музыки
Хоровое пение 54 4 Знакомство с музыкальными инструментами
Гитара.Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
Разучивание песни Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина Восприятие музыки
Хоровое пение 55 5 Знакомство с музыкальными инструментами
Труба Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
Продолжение работы над песней Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. Восприятие музыки
Хоровое пение 56 6 Содержание музыкальных сочинений
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Исполнение песни Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. Восприятие музыки
Хоровое пение 57 7 Содержание музыкальных сочинений
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Исполнение песни Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. Восприятие музыки
Хоровое пение 58 8 Развитие чувства ритма
Развитие чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
Прослушивание произведений Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой. Восприятие музыки 59 9 Развитие чувства ритма
Развитие чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
Прослушивание произведений Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой. Восприятие музыки
60 10 Ударно-шумовые инструменты
Знакомство с ударно - шумовыми инструментами и их звучанием.
Разучивание песни Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. игра на
музыкальных инструментах детского оркестра.
хоровое пение 61 11 Ударно-шумовые инструменты
Знакомство с ударно - шумовыми инструментами и их звучанием.
Разучивание песни Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. игра на
музыкальных инструментах детского оркестра.
хоровое пение 62 12 Обучение игре на ударно-шумовых инструментах Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (ксилофон).
Исполнение песни Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
Прослушивание произведений Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. игра на
музыкальных инструментах детского оркестра.
хоровое пение
Восприятие музыки 63 13 Обучение игре на ударно-шумовых инструментах Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (ксилофон).
Исполнение песни Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
Прослушивание произведений Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. игра на
музыкальных инструментах детского оркестра.
хоровое пение
Восприятие музыки 64 14 Игра на музыкально-шумовых инструментах
Исполнение потешек на ксилофоне.
Исполнение песни Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова игра на
музыкальных инструментах детского оркестра.
хоровое пение 65 15 Игра на музыкально-шумовых инструментах
Исполнение потешек на ксилофоне.
Исполнение песни Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова игра на
музыкальных инструментах
хоровое пение 66 16 Обобщающий урок
Урок – концерт. Исполнение выученных песен. Исполнение несложной мелодии на детских музыкальных инструментах. игра на
музыкальных инструментах хоровое пение
Рабочая программа составлена на основе Образовательной программы И.В. Евтушенко по предмету «Музыка и пение» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Издательство «Просвещение», 2000 год, под редакцией
В.В. Воронковой.
Календарно- тематическое планирование